НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Рукописи не горят,
или Как "Вечёрка" вернула реликвию потомкам
Порой, перебирая редакционные архивы, находишь удивительные вещи, которые смело можно причислить к числу реликтовых. Такой оказалась скромная общая тетрадь в твердом переплете, случайно обнаруженная мной в шкафу.
Листаю уже пожелтевшие от времени страницы, вчитываюсь в текст, написанный каллиграфическим почерком, слова еще с ятями, и понимаю, что передо мной дневниковые записи человека, описывающего события более чем вековой давности, очевидцем которых он был. Судя по надписи на титульном листе, дневник принадлежал Матвею Наумову. А записи от 1904 года касались обороны Порт-Артура - одного из продолжительных сражений Русско-японской войны, когда впервые широко применялись такие новые виды оружия, как 11-дюймовые мортиры, скорострельные гаубицы, ручные гранаты, пулеметы "Максим".
Приведу некоторые записи.
"10 сентября 1904 г.
6, 7, 8 и 9 числа шли ожесточенные штурмы с переменным счастьем. Важный для нас пункт Высокая гора был обложен японцами, они лезли дни и ночи, много там храбрых легло. Сегодня в 4 часа 45 мин. утра от храброго из храбрейших полковника Ирмана получил следующее донесение:
"Коменданту крепости. С севера вчера шел сильный бой на Высокой горе с наступающими японцами, около полуночи нашим охотникам, высланным вперед с пироксилиновыми зарядами, удалось разрушить блиндаж в нашем окопе, который занимали японцы и где стоял их пулемет; воспользовавшись паникой, вызванной у неприятеля взрывами 18 фун. зарядов пироксилина, комендант горы штабс-капитан Сычев приказал атаковать и занять окопы. Потери у неприятеля громадные, у наших сильный подъем духа. Отличились все, а особенно лейтенант Подгурский, руководивший бросанием пироксилиновых зарядов и даже сам бросавший их. Его энергии и храбрости мы обязаны тому, что блиндаж был разрушен. Полковник Ирман".
Слава и благодарение Богу, слава войскам, героям, слава Ирману, Сычеву, Подгурскому, слава всем начальникам, героям и офицерам, слава и благодарность героям-охотникам, взорвавшим блиндаж. Бог дал нам возможность отбить врага, молитесь Ему.
11 сентября 1904 г.
По случаю отбития штурмов на Высокую гору завтра, 12 сентября, во всех церквях после обедни отслужить благодарственный Господу Богу, молебствие о здравии Государя и победоносного войска.
16 сентября 1904 г. Кр. П.-Артур
Вчера, 15 сентября, в Артур прибыли из Чифу два корреспондента иностранных газет, французской и немецкой. Были они отпущены на берег в порту без разрешения коменданта и без тщательного осмотра бумаг. У них имеются консульские удостоверения, но нет из штаба официального разрешения быть военными корреспондентами. Прибыли они, разумеется, чтобы пронюхать, каково настроение в Артуре, так как в одной газете пишут, что мы уже землю едим, в другой - что у нас музыка играет и мы ни в чем не нуждаемся.
Продержав их сутки при штабе корпуса под надзором офицера, я предписал начальнику штаба произвести осмотр бумаг, так как они прибыли без вещей; а затем немедленно выслать из крепости, так как я не имею данных разрешить им пребывание. И без того в иностранных газетах печатается всякий вздор - начиная от взятия Порт-Артура и до отступления генерала Куропаткина чуть не до Харбина."
А вот очередной приказ:
"Начальника сухопутной обороны крепости № 36 от 25 сентября 1904 года
"Прошу начальников участков обратить внимание ротных командиров и разъяснить нижним чинам, что упорная оборона крепости, не щадя своей жизни, вызывается не только долгом присяги, но весьма важным Государственным значением, как место пребывания наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке.
Не только Государь и вся наша родина с напряженным вниманием следит за ходом обороны, но и весь мир заинтересован ею, а потому положить все наши силы и нашу жизнь, чтобы оправдать доверие нашего обожаемого Государя и достойно поддержать славу русского оружия на Дальнем Востоке.
Генерал-майор Кондратенко".
В дневнике изложено множество фактов: ход военных действий на суше и в морской акватории, осада Порт-Артура и его сдача, содержание протоколов о капитуляции, есть стихи о мужестве и стойкости российских солдат. Интересно, что приведено много приказов. Видно, автор имел доступ к штабным документам.
Но кто такой Матвей Наумов и как его дневник оказался в редакции? Казалось бы, что на этот вопрос по прошествии стольких лет мы уже не сможем получить ответ. Однако судьбе было угодно преподнести "подарок" в виде небольшого листка, обнаруженного среди дневниковых страниц. Читаю: "В 1904 году началась Русско-японская война. В это самое время проходил службу в Порт-Артуре мой дед Наумов Матвей Кузьмич. В период обороны военно-морской крепости он вел дневник. Долгое время этот дневник находился у его жены, моей бабушки Наумовой Любови Тимофеевны, затем у моей мамы Андреевой Анны Матвеевны, а сейчас он у меня. Считаю своим долгом поделиться частью имеющейся в дневнике информации с читателями газеты "Вечерняя Уфа". Подпись: Валентина Ивановна Аллакаева.
Считая, что мы обязаны вернуть семейную реликвию потомкам, пытаюсь найти Валентину Ивановну, хотя практически никаких координат, кроме устаревшего и уже несуществующего телефонного номера, не было. Не буду вдаваться в подробности, но поиски оказались успешными.
Мы встретились с Валентиной Ивановной и ее дочерью Вероникой Джимовной.
- Вы вернули нам священную для семьи реликвию, - не скрывая слез, сказала Валентина Ивановна, бережно прикасаясь к пожелтевшим от времени листочкам.
- Я помню, как бабушка, когда мы приходили к ней в гости, после чаепития непременно доставала этот дневник и читала его нам. Это было традицией, частью семейного уклада, - говорит Вероника Джимовна. И добавляет: - Настоящие семейные ценности - это не злато и серебро, а та память, которая передается из поколения в поколение.
Как рассказала Валентина Ивановна, известно, что Матвей Кузьмич Наумов имел звание унтер-офицера, был награжден медалью "За службу Отечеству". В 1917 году был призван в ряды Красной Армии. Обучал солдат в Смоленске. В то время в Смоленске свирепствовал тиф, который и погубил его. Дневник передал жене его однополчанин Сластилов.
Жена осталась с тремя детьми. Жили трудно. Пособие на детей не дали, так как вспомнили, что Наумов был офицером царской армии.
И тем не менее все его потомки стали достойными людьми. Валентина Ивановна, сегодняшняя хранительница семейной реликвии, закончила МГИМО, в совершенстве владеет немецким, французским, арабским языками.
- Я горжусь своим дедом, - говорит она.
Галина ГРИГОРЕНКО.
НА СНИМКАХ: внучка Наумова Валентина Ивановна Аллакаева и правнучка Вероника Джимовна читают дневник своего предка; страничка из дневника; Матвей Кузьмич Наумов, 1904 г.
НА СНИМКАХ: внучка Наумова Валентина Ивановна Аллакаева и правнучка Вероника Джимовна читают дневник своего предка; страничка из дневника; Матвей Кузьмич Наумов, 1904 г.
28-09-2016 (0) Просмотров: 1 243 Номер: 151(13049) Версия для печати