Наследие
Каблуки, кисточки, шаровары и тюбетейки,
или Как одевались башкирские воины
Селтер, хакал, кашмау, расшитые монетами камзолы, еляны с тамбурной вышивкой, позументами, аппликациями - национальное платье башкирок в последнее время все чаще оказывается в центре внимания. Проводятся выставки национальной женской одежды и аксессуаров, организуются массовые обучающие занятия, и сегодня запросто можно встретить на улице города молодую женщину в стилизованном башкирском нагруднике. А вот о том, как одевались наши прадеды, говорят нечасто. Потому такой повышенный интерес вызвал республиканский семинар “Традиционный мужской костюм башкир”, который прошел в Уфе в минувшую пятницу, 16 марта.
Человека, случайно оказавшегося в тот день в Доме культуры по улице Кустарной, думается, обсуждаемая тема захватила бы довольно быстро, а к концу семинара он бы и сам смог консультировать - так грамотно, умно составили организаторы программу. Хотя сторонних наблюдателей здесь почти не было. Мероприятие состоялось в преддверии III Всемирного фестиваля по стрельбе из традиционного лука “Мэргэн уксы”, большинство участников (помимо уфимцев были приехавшие из Стерлитамака, Туймазов, Альшеевского, Абзелиловского, Белебеевского, Давлекановского, Зианчуринского - всего 14 районов республики) давно увлечены данным разделом этнографии.
Первым пунктом теоретической части шел доклад Юлая Галиуллина, известного в республике реконструктора, ведущего специалиста Республиканского центра народного творчества, директора некоммерческой организации по развитию конно-верховой стрельбы и стрельбы из традиционного лука “Мэргэн уксы”. Темой его выступления стала “Мужская традиционная одежда в быту и на войне”.
Юлай Рафкатович - потрясающий рассказчик. Он так увлек аудиторию, так вкусно рассказывал о головных уборах, обуви, шароварах и рубахах, параллельно демонстрируя образцы на себе (рядом со сценой разместили вешалки и стол с одеждой), поведал множество любопытных историй и периодически интриговал собравшихся вопросом “на засыпку”.
Вот вы, например, знаете, зачем башкирские лучники носили на большом пальце кольцо? Для чего понадобился на сапогах каблук? Почему у мужчин не было кошельков? Куда во время европейских походов подевались серебряные украшения? Кого отгоняли кисточки на рубашке? Молчите? То-то же. Юлай Рафкатович не просто отличный популяризатор национального костюма. Все выдаваемые им сведения исторически точны, выступление иллюстрировали гравюры, художественные картины, сканы документов и страницы монографий, которые выводили на большой экран.
Следующим взял слово дизайнер Ильдар Гатауллин. Он сразу сказал: “Слушайте внимательно, расскажу о вещах, которые вы вряд ли где-нибудь прочтете. Я потратил немало времени, чтобы эти знания добыть и обобщить”. И действительно, его выступление о семантике мужских оберегов оказалось крайне любопытным.
Неправильно будет сказать, что вторая, практическая половина семинара теоретическую перевесила. Ценность мастер-шоу по технологии изготовления мужской одежды заключалась в том, что оно было фактически первым, прошедшим в открытом формате.
Гузель Мустафина обучала, как шить рубашку “кулмэк” и брюки “ыштан”. Порядка тридцати женщин внимательно наблюдали за тем, как Гузель Раисовна чертила на доске лекала.
- За основу я беру рекомендации Светланы Николаевны Шитовой, автора книги “Национальный башкирский костюм”. Интерес к теме огромнейший! Меня буквально забросали вопросами - длина рубахи, типы воротников, завязки. Потом затронули пояса тканые и кожаные “билбау”. Тема необъятная, занимались больше четырех часов. Работали мы в формате мастер-шоу, при котором ведущий демонстрирует технологию. Участникам хотелось бы самим сесть за швейные машинки. Многие высказывали такое пожелание. Но уже то, что такое занятие состоялось, - шаг вперед, - говорит Гузель Мустафина.
Красивую легенду о кисетах, в которых башкирские воины хранят травы родных степей, рассказал Юлай Галиуллин. А чуть позже мастерица студии “Селтер” Альфия Ахтариева дала мастер-класс по вышивке янсыка.
Людмила КОНДРАШОВА.
23-03-2018 (0) Просмотров: 1 156 Номер: 24(13204) Версия для печати