Утро начинается с зарядки
Нередко можно услышать от родителей, что их ребенок не любит уроки физкультуры. Как ни странно, многие мамы не только поддерживают своего ребенка в этом, но и стараются достать справку от врача, освобождающую любимое чадо от физических нагрузок. Виноваты в этой «нелюбви» взрослые люди или дети, попробуем выяснить.
Как у них?
Еще в советское время мы знали о том, что в английских и американских школах-колледжах существуют специализации по видам спорта: баскетбол, бейсбол, легкая атлетика, плавание, гребля... Эти школы не готовят профессиональных спортсменов, просто дети получают более серьезную физподготовку, которая в дальнейшем поможет в выборе профессии или навсегда останется лишь воспоминанием о школьных годах.
В Китае, Японии большое внимание уделяют различным единоборствам, а также настольному теннису, плаванию, бадминтону. Представители Азии вполне резонно полагают, что любой ребенок может проявить себя если не в силовом виде спорта, то в плавании или настольном теннисе - без каких-либо опасных для его здоровья последствий.
Физическая культура - это не только часть общей культуры развития человека, это преодоление своих слабостей. Физкультура формирует тело, закаляет дух, а в итоге создает характер и судьбу. Никакие танцы или прогулка в парке с собакой не заменят азарта соперничества, атмосферы соревнований, желания достичь лучшего результата, совершенствовать себя, превозмогая лень и даже боль в уставших мышцах.
Мощным стимулом к занятиям физкультурой, а затем и спортом служит тот факт, что за рубежом профессиональные спортсмены получают большие деньги не только за победы, но и за выступления. Наглядный пример: заключение контракта российских спортсменов с малоизвестными заграничными клубами, где зарплата в разы больше российских. Получаемые суммы, гонорары всячески афишируются, и юное поколение уже осознанно выбирает свое будущее, тренируясь целенаправленно, с полной отдачей сил.
«А у нас во дворе...»
Наставник наших олимпийских чемпионок по гандболу - заслуженный тренер России Евгений Трефилов утверждает, что все дети должны заниматься хоть каким-то видом спорта. Пусть это будет на уровне юношеских разрядов, но это должны быть регулярные физические нагрузки, дающие возможность установить определенный, даже, может быть, скромный, собственный рекорд. Во-первых, это вырабатывает характер и приучает к дисциплине, во-вторых, укрепляет здоровье и развивает трудолюбие. Любая игра в мяч, прыжки на скакалке, бег трусцой, плавание - это движение, координация. Ребенок должен стремиться к саморазвитию, к реальной цели.
В 90-е годы я работала инструктором по плаванию в детском саду УМПО. До меня занятия в бассейне носили чисто игровой, развлекательный характер. С первых дней начала прививать детям основы плавания. Причем все упражнения мы выполняли вместе, соревнуясь, у кого получится лучше. Через два месяца большинство ребят могли проплыть 5-6 метров. Конечно, техника плавания была примитивной, но главное - страх воды был успешно преодолен.
Сейчас, тренируя пожилых людей на свежем воздухе, с грустью наблюдаю, как школьники, которые бегают кроссы в лесу, стараются срезать дистанцию, пройти пешком несколько метров. Старая гвардия, к сожалению уже на своих болячках, поняла, что скандинавская ходьба, лыжи, плавание, занятия на тренажерах, игры с мячом - это не пустое времяпрепровождение, это профилактика многих заболеваний. Но ведь все начинается с детства.
Родители подвозят своих детей на автомобиле до самой калитки, ведущей в школу. Можно понять их заботу о безопасности ребенка. Но когда наблюдаешь за таким пассажиром на уроке физкультуры, зрелище весьма печальное: замедленные движения, походка утомленного тяжелой сменой шахтера, потухший взгляд.
Физкультура играючи
В Советском районе Уфы есть очень спортивный детский сад №239. В нем нет зала или бассейна, но количеством завоеванных наград он может посоперничать со спортивной школой. Как рассказывает заведующая Эльмира Салиховна Гайнитдинова, детский коллектив, воодушевленный воспитателями, принимает активное участие во всех районных, городских и республиканских соревнованиях: «Лыжня России», «Кросс наций», а также «Кубок Гагарина», «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья» и других.
В дошкольном учреждении 360 детей, 13 возрастных групп. Для уроков физкультуры много различного спортинвентаря, в частности, 10 детских и 2 взрослых велосипеда, мячи, скакалки, гимнастические коврики. Недавно на территории садика открылась волейбольная площадка. Занятия по физкультуре проводятся три раза в неделю. Ежедневно в группах утро начинается с гимнастики.
Эльмира Салиховна уверена, что пример воспитателей играет важную роль в вовлечении ребятишек в активный, соревновательный процесс. Более молодые воспитатели бегают кроссы, катаются на велосипедах, а представители старшего поколения успешно выступают на соревнованиях по скандинавской ходьбе. Так, воспитатель Марина Владимировна Туманова - неоднократный призер городских соревнований по скандинавской ходьбе в своей возрастной группе.
Эльмира Салиховна отмечает, что потеря интереса к физкультуре у детей начинается со школы. По-видимому, родители делают упор на основные предметы, не задумываясь о закаливании и тренированности растущего организма.
Если хочешь быть здоровым
О том, насколько «помолодели» многие возрастные заболевания, каждый может судить по своему окружению. Долгожителей, увы, тоже больше не становится. Если наши бабушки и дедушки ходили в школу по три-пять и больше километров, то современные дети пешком практически не ходят. Дожили до того, что на автомобилях ездят «гулять в парк», и даже самокаты стали электрические. На дворовых спортплощадках чаще можно встретить подвыпивших мужичков или активных пенсионеров. Мальчишеские футбольные баталии теперь в основном в секциях, при профессиональных клубах, в комфортных условиях. Не увидишь уже стихийных волейбольных поединков между соседними дворами, давно исчезли столы для настольного тенниса в вестибюлях учреждений. Поэтому, наверное, логично, что реанимированные и упрощенные нормативы ГТО для некоторых подростков становятся непреодолимым препятствием, а лечение хронических заболеваний - проблемой многих семей.
Возвращаясь к разговору с заведующей детским садом Эльмирой Салиховной Гайнитдиновой, делаю вывод, что поднимать престиж физкультуры нужно в школе. Учащиеся должны осознанно подходить к выполнению тех или иных физических нагрузок, понимать влияние аэробных и анаэробных видов спорта на здоровье. И работать в этом направлении нужно совместно с коллективом учителей, на их примере. Так, как это делают в детском саду №239.
Галина ФАДЕЕВА.
Фото с сайта детского сада №239.
Фото с сайта детского сада №239.
22-09-2020 (0) Просмотров: 905 Номер: 66(13445) Версия для печати