Приглашение к разговору
Диагноз онлайн
Что сулит россиянам телемедицина
До конца лета в каждом округе Москвы появится информационный пункт для медицинских консультаций по телефону. Это сообщение столичного департамента здравоохранения заметно подстегнуло дискуссию на тему "Можно ли врачу консультировать заочно", которая и так в последнее время ведется довольно бурно. Обсуждают острый вопрос и медики - на специализированных врачебных сайтах, и чиновники, нацеленные на оптимизацию бюджетных расходов, и обычные граждане, напуганные перспективой лечиться дистанционно.
Часто высказывается мнение, что "заочная" медицина - это угроза для здоровья пациента и пустая трата времени врача. Ольга КАШУБИНА, блогер с красным дипломом врача, придерживается противоположной точки зрения:
- На мой взгляд, чтобы в полной мере оценить возможности телемедицины, нужно прежде всего четко обозначить сферу и границы ее применения.
Частенько в заметках, освещающих негативные стороны дистанционной медицинской деятельности, смешиваются понятия. Врачебные консультации по телефону, общение с докторами на специализированных интернет-порталах и самостоятельный поиск пациентами информации о болезни в Сети ставятся в один ряд со скандальными телесеансами массового оздоровления вроде тех, что проводили Кашпировский и Чумак. Насколько обоснованы подобные страхи?
Когда речь заходит о телефонных консультациях или общении с врачом по интернету, противники таких нововведений обычно аппелируют к осторожности: "Доктор не может прослушать сердце или пальпировать печень по телефону! А вдруг там смертельная инфекция или рак?". Но если допустить, что речь идет о рядовом клиническом случае?
Например, пациент уже был на очном приеме у врача, и ему нужно закрыть больничный лист при пустяковой простуде, выписать очередной рецепт на инсулин или передать доктору результаты анализов, чтобы скорректировать схему лечения? Разве не удобнее сделать это, набрав врача по телефону или отправив ему необходимые данные по электронной почте?
Вспомните сценки в больничных очередях: "Мне только забрать результаты!", "Я за рецептом!", "Мне просто поставить печать в больничном нужно...". Современная поликлиника стала больше походить на канцелярию, нежели на лечебное учреждение. Люди нашего времени отвыкли покупать в "реальных" кассах авиабилеты, оплачивать счета в банке. Даже еду и одежду порой проще и дешевле заказать в интернет-магазине. Так, может, пора отсечь формализм и в вопросах здравоохранения - глядишь, и очереди поубавятся?
Сегодня многие профессора проводят за дистанционными консультациями времени едва ли не больше, чем на очных приемах. Большинство крупных региональных больниц страны оснащены телемедицинскими центрами. Шутка ли - поставить диагноз "сложному" больному силами неопытного доктора из отдаленной районной больницы (откуда оперативно транспортировать человека в диагностический центр можно разве что на вертолете). И тут на помощь приходят специалисты из краевого центра.
Подобная практика существует и за границей - в Канаде, например, или Китае, где врачи осматривают и лечат удаленно миллионы пенсионеров, которым не хватает места в близлежащих поликлиниках.
И, кстати, возможности телемедицины не ограничиваются видеоконсультациями. Во многих крупных городах России уже работают центры телемониторинга ЭКГ. Пациент получает на руки маленький "пейджер", позволяющий ему дозваниваться до доктора и снимать кардиограмму, не вставая с дивана. А доктор, в свою очередь, уточняет диагноз, не видя больного, и выдает рекомендации по дальнейшим действиям.
Рано или поздно мы придем к тому, что операции посредством удаленного врачебного контроля будут делать роботы, с ювелирной точностью осуществляющие эндоскопические манипуляции в наших телах. А диагноз можно будет действительно поставить по интернету - сложные программы, обработав данные о симптомах и результаты анализов, вынесут заключение, основанное на миллионах аналогичных случаев в базе данных.
В диспутах о диагностике по интернету сторонники классических медицинских методов частенько приводят образ мудрого врача, обученного премудростям "ручной" диагностики, способного различить мельчайшие отзвуки шумов в сердце или уловить разницу в звуках, исходящих из брюшной полости. Мол, только настоящий профессионал имеет право решать, чем же в действительности болен пациент.
Давайте же посмотрим правде в глаза: насколько хорошо владеют подобными навыками выпускники медицинских вузов? Их по-прежнему учат всему этому на занятиях по пропедевтике внутренних болезней. Но как часто современные врачи применяют данные знания в клинической практике? Или они сами отдают предпочтение результатам инструментальных обследований?
Покажите мне акушера, который откажется от кардиотокографии в пользу стетоскопа? А онколога, который предпочтет выставлять диагноз на основании пальпации живота, а не результатов МРТ? Или, может быть, врача-лаборанта, который отодвинет все навороченные приборы для моментального анализа крови и сядет считать эритроциты при помощи камеры Горяева?..
Не исключаю, что рано или поздно программа обучения в медицинских университетах будет оптимизирована - мы больше не будем обучать студентов перкуссии, пальпации и аускультации, точно так же, как не учим их собирать лекарственные травы и выделять из них целебные экстракты или правильно прижигать раны головешкой из костра. Зато появятся часы, посвященные изучению программ дистанционной диагностики.
Телемедицина неудержима. Рано или поздно преимущества этого явления вынуждены будут признать и отечественные специалисты.
А что думаете по этому поводу Вы? Сталкивались ли с дистанционным консультированием? Поделитесь с нами своим опытом и мыслями - по телефону 272-86-24 или электронной почте (lk@vechufa.ru).
Людмила КОНДРАШОВА.
14-07-2015 (0) Просмотров: 1 203 Номер: 135(12783) Версия для печати