$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

К Всемирному Дню борьбы с онкологическими заболеваниями

Руслан СУЛТАНОВ:

"Диагноз – это лишь руководство к действию"


"Диагноз – это лишь руководство к действию"

Для многих, живущих в России, рак - синоним рока, трагической судьбы и неминуемой смерти. Даже мысли о коварном диагнозе, о болезни, вдруг выводящей из строя цветущих, жизнерадостных и полных сил людей, повергает в ужас. Хотя современная медицина не только справляется с уже имеющими место быть злокачественными новообразованиями, но и располагает реальными возможностями предотвратить недуг.

В канун Международного дня борьбы с раком первый вопрос корреспондента "Вечерней Уфы", заданный Руслану СУЛТАНОВУ, главному врачу Республиканского клинического онкологического диспансера (РКОД), касался как раз профилактики.

- Руслан Закирович, в начале прошлого года онкодиспансер запустил программу по выявлению наследственной онкологии...

- В ней задействованы пациентки нашего диспансера. Сейчас наука точно идентифицировала гены, наследуемые мутации которых приводят к раку груди и яичников - это BRCA1 и BRCA2. Многие, наверное, слышали об операциях, которые были сделаны Анджелине Джоли. У нее был доказан генетический синдром рака груди, и актриса выбрала мастоэктомию. То есть хирургически удалила молочные железы.
Так вот, зная, что часть заболеваний ассоциирована с определенным геном, мы обследуем не всех подряд здоровых жительниц республики - такой массовый скрининг был бы слишком затратен, а тех, у кого в анамнезе есть злокачественные новообразования груди и яичников. Если у них найдены интересующие нас гены, то онкологи советуют их родственницам сделать специальные онкотесты. Наличие мутаций не означает, что опухоль обязательно разовьется, но риск очень велик. Попавшим в группу риска нужно быть настороже. За этот год мы обследовали 56 женщин, и у 17 были выявлены гены BRCA.

- По-Вашему, Анджелина Джоли, предвосхитив возможную болезнь, поступила верно?

- Это ее личный выбор, основанный на рекомендациях лечащих актрису врачей. Мы таких советов женщинам не даем. Тем, у кого определен ген BRCA, нужно чаще, детальнее обследоваться. Рак молочных желез, выявленный на ранней стадии, излечим.
Собственно, суть программы, о которой мы говорим, проста, ее мероприятия вполне вписываются в рамки выделяемых клинике средств, и мы намерены продолжать работу в текущем порядке.

- А как реагируют женщины - имеются в виду здоровые дочери, сестры, племянницы ваших пациенток - на предложение прийти в клинику и сдать кровь?

- Мы, к сожалению, не можем работать со всеми, не хватает сил и специалистов. Да и сделать это в рамках страховой медицины, даже видя явный эффект, сложно. Ведь анализы назначаются, по сути, здоровым людям. Да, отечественное здравоохранение движется к профилактической медицине. Но надо четко понимать, что профилактика возложена на участковых терапевтов. А они загружены, заняты своими пациентами! Многие два-три участка обслуживают. Обязанность доктора - выявить болезнь, назначить лечение, сделать все, чтобы человек выздоровел. Профилактической работой должна специальная отдельная структура заниматься.
Почему в первичном звене в плане онкологии провал? Не только по причине нехватки оборудования. Онкология - огромная, обширнейшая отрасль медицины, это миниатюрный слепок всей системы здравоохранения. Загибайте пальцы: онкогинеколог, онкоуролог, онкопульмонолог, онкогематолог, радиотерапевт, специалист по лекарственной терапии... Я перечислил крохотную часть врачебных специализаций.
Участковые терапевты (за редким исключением) не обладают столь глубокими познаниями. Их задача - вовремя заподозрить неладное и отправить к нам. До профилактики ли? Очень сложно складывается ситуация на селе - растет число запущенных новообразований. О чем это говорит? Патологии не выявляются до тех пор, пока пациент не придет к врачу со своей проблемой, и не ткнет пальцем - у меня вот здесь болит.

- Не очень радостная получается картина...

- Недостатки в системе российского здравоохранения очень сильно бьют по онкологии, которая стоит на вершине медицинской иерархии. Пытаемся исправлять, повернуться к первичному звену. Но много времени ушло, и еще больше потребуется, чтобы восстановить равновесие. Если же от глобальных проблем перейти к задачам Республиканского онкодиспансера, то у нас громадье планов. Обозначу основные вехи наступившего года.
Делаем упор на органосохраняющие операции. Хирургические вмешательства в нашей сфере трудно назвать малоинвазивными. Онкологи работают со здоровой тканью - избавляются и от опухоли, и от всего подозрительного поблизости. И все же кое-где, например, в торакальной хирургии, в хирургии кишечника, начинаем внедрять щадящие методы - оперируем без больших разрезов тканей, больших кровопотерь. Так сохраняем силы пациенту, чтобы он боролся дальше. Накопили определенный опыт и делимся им с коллегами, периодически устраиваем оперативные мастер-классы, на которые приглашаем хирургов из соседних регионов (на нижнем снимке - момент одной из таких показательных операций в ноябре прошлого года).
Создали, вернее, выделили из существующей структуры РКОД лекарственную терапию. Работают стационарное отделение лекарственной противоопухолевой терапии и дневной стационар.
Необходимо нам модернизировать радиологию. Оборудование хорошее, по уровню выше среднероссийского. Но работает с 2010 года, а эксплуатируем его нещадно, в колоссальном режиме. Нужно менять. Средства требуются - страшно даже называть, какие. Нашлись структуры, готовые финансировать покупку и обслуживание оборудования. Чтобы не ущемить интересов наших пациентов, диспансер готов пойти на концессионное соглашение. Оно, кстати, получило приоритет в Правительстве республики.

- Давно назрел вопрос хосписа...

- В отличие от других городов-миллионников, в Уфе отсутствует централизация паллиативной помощи. Хотя такая служба существует. И нет хосписа. Это понятия близкие, но нюансы все же есть.
Паллиатив - исключительно на 99 процентов - медицина. Целью паллиативной помощи является максимально продлить комфортное состояние организма человека, которого невозможно исцелить. Хоспис - это социальная помощь и уход, подготовка к прощанию пациента с жизнью в подобающих условиях. Оставлять умирающего дома, среди родственников, значит, обрекать на страдания и его самого, и его окружение. Родня мечется, не знает, как себя вести, чем помочь, да и сама нуждается в поддержке.
Есть в республике паллиативные койки, что-то делаем. Но до должного уровня не дотягиваем. Необходима выездная служба, нужна структура, предоставляющая услуги сиделок. Медицинская сиделка - ведь не просто добросовестная и душевная женщина. Она должна быть подготовленным, квалифицированным специалистом. Отдельно стоит вопрос с детской паллиативной помощью. Нуждающихся в ней маленьких пациентов немного, но каждый случай - трагедия.
Мы сейчас за счет меценатов проектируем паллиативный центр. Участок определен неподалеку от онкодиспансера, в лесном массиве. Предположительно, он будет рассчитан на 100 коек. Сталкиваемся с рядом трудностей. Сложно найти оптимальное решение: частно-государственное партнерство или другие варианты. Онкодиспансер готов предоставить свой опыт, свои знания, своих специалистов. Когда уже? Делаем все, чтобы ускорить процесс.

- Планировалось к лету 2019 года возвести еще один корпус диспансера, но застопорился конкурс по поиску подрядчика. Есть подвижки?

- В нынешнем году, надеюсь, произойдет событие, которое затормозил 44-й федеральный закон, и наконец-таки пройдет тендер и начнется строительство палатного и поликлинического корпуса. У нас отличный, новый хирургический корпус. А с поликлиникой просто беда. Сейчас она расположена в здании бывшего общежития медицинского училища. Оно давно не отвечает необходимым требованиям. Было время, когда пациенты по утрам буквально брали поликлинику штурмом. Электронная запись, многоканальный телефон - на звонки отвечают 3 оператора - позволили сгладить ситуацию. Удалось равномерно распределить потоки пациентов, утренних штурмов уже нет, и вечерами поликлиника не пустует. Но все же без нового здания не обойтись.
Построимся, появится возможность принимать больше вновь выявленных заболевших со всей республики. Очень важно, чтобы не только жители Уфы, но и все, взятые на учет, обязательно попадали на первичный прием к нашим специалистам. Пусть мы кого-то из обратившихся потом передадим коллегам по месту жительства, но определить тактику лечения должны в республиканском центре. Здесь лучшие врачи, здесь собран цвет онкологии нашего региона.
Не надо думать, что онкология республики закостенела в своем развитии. Мы движемся вперед и вполне в ритме мировых тенденций.

Беседовала Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии
ЗАГИРОВОЙ.


"Диагноз – это лишь руководство к действию"

Дата создание новости 3-02-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 385     Номер: 10(13086)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.