Диларины шажочки
Сказки, рассказанные на ночь
Эльвира Гайнетдинова, мама трех девочек, рассужает о сказках, которые любили придумывать ее старшие дочери, и о том, как подобное сочинительство можно использовать в воспитании.
Сказкам книжным наши девочки предпочитали истории моего сочинения. Особенно им нравились те, что я придумывала, опираясь на воспоминания о своем детстве. Ребенком я была доверчивым, у окружавших меня двоюродных сестер и подруг фантазия била ключом, поэтому недостатка в забавных сюжетах не было.
Когда старшая дочь Энже пошла в первый класс, истории, которые я рассказывала ей на ночь, сослужили нам добрую службу. В начальных классах часто на дом задавали сочинить сказку, проиллюстрировать ее, сделать мини-книжку. Оформлять тексты требовали печатными буквами от руки. Поначалу родители возмущались: тяжело первокласснику исписать три-четыре тетрадных страницы, а разыгравшееся воображение в пол-листа они умещать пока не умеют. Со временем я поняла: сказки - отличное психологическое упражнение, помогающее адаптироваться к школе как детям, так и родителям. А "печатание" отлично тренирует кисти рук. Кроме развития фантазии, сочинительство формирует умение четко и лаконично излагать свои мысли, выделять из текста главное.
Через год в школу пошла вторая дочь - Дана. Ее класс занимался сказкотворчеством реже, и учителя менялись неоднократно. Тогда я, чтобы сгладить негатив, стала использовать опыт Энже. И для адаптации, и для усвоения нового материала.
Сказки, рассказанные на ночь в нежном возрасте, со временем трансформировались. Взяв за основу старый сюжет, мы с девочками его переигрываем, и каждый раз получается новая история.
Например, когда изучали круговорот воды в природе, Дана вспомнила нашу сказку "Снежинка". Я ее рассказывала девочкам, чтобы объяснить законы жизни и смерти. Дочь провела аналогию, и родился замечательный рассказ про дружбу девочки и капли. "Кудыкина гора" стала зимней сказкой с участием одноклассников. В интерпретации Энже мамина "Черная кошка" превратилась в ... "Лабораторную мышь". А в процессе оформления мини-книг у нас иногда получаются то самодельные раскраски, то небольшие развивайки.
Для Дилары девочки устраивают целые сказочные представления. В ход идет все: от носочков и мягких игрушек до шахматных фигур и шашек. Особенно малышке нравятся "кукольные" постановки в ванной, во время купания. Выманить Дилару из воды бывает сложно. Тут и приходят на помощь спектакли из резиновых персонажей, которые лучше всего удаются Дане. С тем, что "в водном царстве наступила ночь", младшенькая легко соглашается и, уложив морских обитателей по полочкам, с готовностью отправляется на боковую.
Иногда Дилара пытается сама выступает в роли кукловода, "орудуя" перчатками и носочками. Для нее сюжет не важен, главное - интонации, красочность речи, повторы и зрительные образы.
Используя в воспитании народные и семейные сказки, не пренебрегаем и авторскими. Меня всегда удивляла любовь малышки к Редьярду Киплингу. Но Дилара упрямо просила почитать "про дику мяуку". В конце концов я догадалась, что сказка "Про кошку, гулявшую саму по себе" привлекает ее повторами. Слово "дикая" там встречается более семидесяти раз в различных сочетаниях, много и другой оправданной тавтологии. Именно повторы в момент формирования речи очень важны для закрепления словарного запаса. Поэтому Диларе так нравятся докучливые сказки. Фраза "А не начать ли с начала?" приводит ее в полный восторг.
Заметив стойкий интерес дочери к "Приключениям домовенка Кузи" Татьяны Александровой, стараемся чаще использовать в речи прибаутки, пословицы, рифмуем их на свой лад.
Лучшими стихами для становления детской речи я всегда считала произведения Корнея Чуковского. Энже меня переубедила. Она говорить начала очень рано, а читали мы большей частью Чуковского, к двум годам большинство его стихов она знала наизусть. Когда же мы взялись с Диларой за "Краденое солнце", выяснилось: факт, что солнце может быть проглоченным, в детстве приводил Энже в ужас, пугали ее и ожившие предметы быта в "Мойдодыре", и "Муха Цокотуха". Поэтому со стихами Чуковского мы младшую знакомим выборочно. Очень любим "Бяку-Закаляку". Рисуем ли мелками на асфальте или карандашами на бумаге, обязательно приговариваем: "Это елочка мохнатая, это козочка рогатая..."
Думаю, сказка - многогранный "инструмент" в познании мира и развития речи. Она пробуждает творческий потенциал не только ребенка, но и взрослого. С ее помощью можно объяснить любую тему из школьной программы, разыграть жизненную ситуацию, помочь ребенку справиться со страхами, повысить его самооценку.
Эльвира ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото из семейного альбома.
Фото из семейного альбома.
17-05-2013 (0) Просмотров: 2 299 Номер: 92(12240) Версия для печати