После уроков
Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота...
Вот уже несколько лет в первых числах сентября мы с дочерью ломаем головы - в какие кружки ей записаться. Она натура увлекающаяся, любознательная, потому с наскока сей вопрос решить не получается.
- Пиши: бисероплетение, изостудия. Бассейн - обязательно. Музыкальная школа ведь тоже остается? Еще я хочу в театральный кружок и, может быть... шашки? - планы у Оленьки поистине наполеоновские. Я же, понимая, что невозможно объять необъятное, ее “аппетиты” стараюсь укротить. И все же список наших хобби весьма обширен.
- Вы, мамочка, с ума сошли? Вы зачем так ребенка перегружаете? У девочки же детства нет! Возьмите пару кружков, и хватит. Что значит - сама просится! А вы на что? Отговаривайте, переубеждайте! - однажды огорошила меня дама, считающая себя асом педагогической науки.
К кардиологу мы все же сходили. Убедились, что нагрузки Оле по силам. Но сомнения то замечание заронило. Может, и правда, не стоит так разбрасываться? Народная мудрость за двумя зайцами не советует гоняться, а у нас их - пальцев на руке не хватит перечислить.
Отправилась я на консультацию к детскому психологу Наталье Валиуллиной. Она успокоила. Детей можно условно разделить на три группы. Первым интересно все, они с радостью бегут в любую секцию и иногда четко знают, чего хотят. Вторые - готовы заниматься, но не определились чем. Им обязательно нужно помочь с выбором. Сводить на пробные уроки, например. Третьи - лентяи. Такие после школы засядут за гаджеты, и пиши пропало. Взрослым необходимо расшевелить нехочух. Лучше - на собственном примере. Ведь если у мамы и папы нет хобби, вечера и выходные они проводят у телевизора, так ребенку и ориентироваться не на кого. Пусть отец сводит сына на футбольный матч, поможет склеить авиамодель, мама научит дочь вышивать. Самый верный способ заинтересовать ребенка - заняться этим вместе.
Есть еще ребята, которым тяжело дается учеба. Они устают после уроков, и на кружки сил не остается. Тоже нужно разбираться - с педагогами, психологом, врачами.
Словом, не пугайтесь активной внешкольной деятельности, подытожила Наталья Валентиновна. То, что дочь столь азартно пробует все и вся, неплохо. Значит, ищет дело по душе. Это как с одеждой. Можно сколько угодно разглядывать картинки в модных журналах, а примеришь вещь, и ясно - покупать или нет. В конце концов приоритеты определятся.
Большой плюс послеурочной жизни - организованный досуг. Для многих работающих родителей кружки и тренировки становятся единственной альтернативой. Чем ребенку одному сидеть дома или шататься в сомнительной компании, пусть проведет время под присмотром педагога. Опять-таки, это смена вида деятельности, возможность переключиться, отдохнуть, в случае спортивных секций - выплеснуть энергию и эмоции. И, безусловно, средство развития личности.
На что ориентироваться, выбирая занятия для чада? Прежде всего - на задатки ребенка и его интересы. Хобби должно приносить удовольствие. Противоположный подход - развивать слабые стороны. То есть стеснительному предложить театральную студию, слабенького отдать в спорт. В идеале нужно совместить две секции: одну - где воспитанник будет на высоте, заводилой, и вторую - где получит новые навыки. Если посещать только занятия, на которых ребенку сложно, где он в аутсайдерах, то он может потерять уверенность в себе.
Не забывайте, что развитие должно быть гармоничным. Еще детские психологи советуют прививать ребятам полоролевые модели поведения. Кружки тому подспорье. Отдайте дочь в художественную гимнастику, в студию рукоделия. Мальчика ориентируйте на спорт, учите мастерить, пилить, строгать, чинить бытовые приборы. Сейчас, когда много неполных семей и мальчишки растут изнеженными, а девочки видят мам, которые везут на себе груз проблем, это особенно актуально.
Опасаетесь переусердствовать? Есть такое. Особенно касаемо первашей. Поступление в первый класс уже является для ребенка стрессом. Родители беспокоятся, что у ученика не остается времени ни на домашние задания, ни на отдых. Да, пока первоклассник не привык к новому ритму жизни, дополнительные нагрузки лучше ограничить.
Что же касается ребят постарше, взгляните на ситуацию философски. Замечательно, если день наполнен интересными событиями. Значит, школьник научится планировать время, станет более дисциплинированным. В конце концов, поймайте его на увлечении. Поставьте условие: пока не расправишься с математикой, не пойдешь на каратэ, в вокальную студию или... что там ваше дитя предпочитает?
На днях в школьном холле услышала рассказ одной из мам. Она нашла сыну кружок скалолазания. Купили ему специальную обувь, надо сказать недешевую, какие-то аксессуары. А мальчишка через месяц от тренировок стал отлынивать. Говорит, давай я горными лыжами займусь. Мама вздыхает: это ж какие деньги на экипировку нужны. А вдруг опять передумает?
Да, это “засада”: в сентябре запишется ребятня в массу кружков, а к зиме пыл угасает. Часто малышей пугают трудности, они боятся не справиться. Может быть, ребенок не привык систематически трудиться и доводить дело до конца? Помогите добиться первых результатов, подбадривайте.
О финансах. Обучение в некоторых секциях действительно влетает в копеечку. И если уж семейный совет идет на дополнительные траты, то договаривайтесь на “берегу”, что это не минутная блажь, а долгосрочный проект.
Мила ДОРОШЕВИЧ.
14-10-2016 (0) Просмотров: 1 406 Номер: 156(13054) Версия для печати