Поедет ли трамвай наших желаний?
В столице Башкортостана проходят общественные обсуждения по проекту Генерального плана Уфы – 2040, который разработан Институтом Генплана Москвы. Каждую неделю для их освещения Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ в интернете на YouTube-канале проводит открытые стримы. Эфир прошлой недели был посвящен транспортному каркасу столицы Башкортостана. В нем приняли участие эксперты и разработчики главного документа развития города. Вели стрим, как и ранее, депутат Совета городского округа город Уфа РБ Валериан Гагин и заместитель начальника Главархитектуры Ольга Сарапулова.
Как отметил один из слушателей канала, многие вопросы по Генплану требуют пояснения, поскольку обычному жителю с ним сложно ознакомиться во всех деталях. Разработчики на данное замечание ответили, что это сухой документ, а на обсуждение представлена только та часть, которая в дальнейшем будет утверждаться. Она согласовывается со всеми федеральными и региональными ведомствами. На сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИСТП) размещены документы по всем городам, в том числе и вся информация по Генплану Уфы подробно по отраслям. Остальная информация содержится в пояснительной записке.
С самого начала эфира ведущие обозначили тезис обсуждения транспортного каркаса – «Уфа – город 15-минутной доступности». Одно из основных его положений: взаимоувязанная система транспортных магистралей позволит перемещать будущие транспортные потоки. Какие вызовы предстоят Уфе? Из чего исходили авторы проекта? В этих вопросах пытались разобраться участники обсуждения. Разработчики сообщили, что Генеральный план – это видение развития города до 2040 года. По современным стандартам комфортными считаются условия, если есть доступ в течение 15 минут к основным сервисам и услугам. Конечно же, при этом необходимо учитывать специфику мегаполиса.
Согласно планово-демографическим прогнозам и данным, в Российской Федерации население растет только в 11 городах, в остальных убывает. В Уфе прогнозируется рост до 1 миллиона 250 тысяч человек в масштабе агломерации и республики. Эти сведения предоставлены учеными. Авторы Генплана анализировали информацию сотовых операторов, по которой сезонная миграция составляет 80 тысяч человек. Также ими было отмечено, что впереди предстоит сложный период демографической ямы: в определенный период не хватает детских садов, а в другой потребность в них может быть меньше. В таких случаях политика перепрофилирования образовательных учреждений зависит от федеральных органов, которые устанавливают соответствующие требования.
Президент страны Владимир Путин недавно подписал документ о расселении из аварийного и ветхого жилья. Поэтому в Генплане учитывается, сколько необходимо жилья, общественных пространств, транспорта и производственных территорий для рабочих мест. Резервы территорий предусмотрены для их комплексного развития. Генплан – документ стратегический и долгосрочный. В нем невозможно предусмотреть ситуацию в 2040 году, поэтому разработан вариант максимальной загруженности.
На сегодняшний день существует программный комплекс развития транспортной инфраструктуры, и важно определить магистрали коридоров движения.
В рамках Генплана нет размещения линий автобусов или трамваев и их инфраструктуры, это приоритет другого уровня. Однако, как подметил один из экспертов, трамвай – это транспорт будущего, и наблюдается его ренессанс во многих городах, потому что он позволяет перевозить большой поток пассажиров. Например, в Красноярске проходит финальная стадия разработки проекта трамвайного движения.
Для Уфы он также является транспортной перспективой, и в данное время в этих целях идет привлечение инвестора. Но для воплощения в жизнь требуется официально принятый документ – Генеральный план города. О том, что за данным средством передвижения будущее, говорит тот факт, что в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» теперь появилась подпрограмма «Рельсовый транспорт». Следует заметить, что новое поколение трамваев представляет собой комфортабельные вагоны с подогревом, кондиционерами и низким полом для удобства перемещения всех категорий граждан. Это быстрый и скоростной транспорт, интегрированный в систему светофоров. Внедрение скоростного трамвая предполагает полную замену инфраструктуры – рельсов, контактной сети и подстанций, поскольку пользоваться старой базой – все равно что на новом дорогом автомобиле ездить по кочкам.
Восстановление трамвайной сети должно происходить поэтапно к 2025 и 2035 годам. Сейчас она не перевозит много пассажиров и разрезана на северную и южную части.
Для их соединения по проспекту Октября требуется проложить 11,5 километра путей. Всего на уфимском полуострове необходимо 100 километров новой сети и остановки, через которые смогут передвигаться 75 процентов населения. Трамвайный транспорт, в других странах имеющий статус комфортного, должен стать приоритетным и получить финансирование. Если он найдет грамотное и полноценное воплощение, это будет оптимальное и удобное решение. Однако оно является предварительным проектом, который нуждается в оценке. Современные методы с помощью математического моделирования позволяют вычислить, насколько будут эффективны трамвайные перевозки.
В Генеральном плане важно заложить территориальные резервы, чтобы не мешать застройке. По словам разработчиков, личному транспорту, как и в Москве, придется подвинуться. Слушателем канала был задан вопрос, как будет выглядеть рельсовое движение, например, на улице Сагита Агиша. Согласно нормативам для этих целей достаточно 30 метров в ширину. Авторы привели пример города Куритиба в Бразилии, где благодаря метробусам на некоторых участках исключили передвижение на личном транспорте.
Проектировщики сообщили, что на бульваре Баландина в микрорайоне Инорс предусмотрено трамвайное кольцо. Жители Уфы поинтересовались, где будет находиться депо. Разработчики пояснили, что Генплан закладывает улицы, вовлекаемые в каркас передвижений, а проекты транспортных узлов нуждаются в обсуждении жителями. В документ вложена идея функциональной зонированности, должны быть отражены трамвайная и сети других видов транспорта, а также их основные коридоры. Для них требуется зарезервировать территории. Подобное решение опробировано в других городах, где также трудились специалисты Института Генплана Москвы. Тем не менее разработчики отметили, что в дополнение к уже существующим в городе появится и третье депо. В настоящее время для него изыскивается финансирование из разных источников: это федеральные финансы, банковские средства и бюджетные.
Как дополнительно поддерживающие факторы будут функционировать отдельно выделенные полосы движения общественного транспорта. Продолжает развиваться проект городских электричек, прорабатывается его инфраструктура. В планах – вывести перевозку опасных грузов по южному обходу города путем строительства второй ветки и взамен усилить пассажирский транспорт. Российские железные дороги являются федеральным объектом, поэтому их нет в Генплане города. Однако есть два существенных момента – данный проект не имеет смысла делать без подъездных путей, не затрагивая зеленые насаждения и без примыкания к жилой зоне. Опыт показывает, что если частота движения общественного транспорта не составляет 5-7 минут, то люди им не пользуются. В данный момент рассматривается вариант сделать подъездные пути вдоль жилого массива.
Авторы документа озвучили еще один тезис Генплана, отражающий его транспортную составляющую – «Уфа: от индустриального города к городу новых возможностей». Разработчики учитывают, кто будет пользоваться средствами передвижения по городу и каковы источники финансирования строительства пассажирской инфраструктуры. Их исследования строились на основе данных «большой тройки» (сотовых операторов) о транзакциях по платежным системам «Виза» и «МастерКард» при оплате проезда.
Генеральный план – не абстрактный документ. В нем законодательно закрепляется генерализация, чтобы придать ему гибкость. Это линии от пункта «А» до пункта «Б». Что касается детализации, то она относится к проектам планировки территории. По данному стратегическому документу стресс-сценарий предполагает увеличение количества уфимцев до 1 миллиона 300 тысяч человек. Авторы подробно анализировали и территорию за городом, с ее учетом население может увеличиться до 1 миллиона 600 тысяч человек. Кроме того, Генплан призван сделать компактный центр в каждом из районов, которые должны быть не спальными, а самодостаточными.
Разработчики отметили, что Генеральный план – это вечная дилемма между желанием все закрепить и финансированием, поскольку он не имеет конкретных рычагов реализации, которые предусматриваются другими документами.
Участники обсуждения задали вопрос, можно ли уже сейчас в местах транспортных коридоров делать благоустройство, на что проектировщики ответили, что для этого необходимы долгосрочный и краткосрочный планы мероприятий, а транспортное обеспечение невозможно разделить на определенные сроки.
Жителей города также интересовало продолжение проспекта Салавата Юлаева и возможный его выход на улицу Интернациональную. Эксперты ответили, что это сложный узел, и пересечение этих артерий столицы должно быть разноуровневым – и с улицы Комарова, и с Интернациональной. Генеральный план выделяет направление, а нормативные документы предусматривают конкретные решения.
Слушатели канала интересовались и вопросами расселения Непейцевского дендропарка. Участники эфира пояснили, что изъятие участков, необходимых для строительства, уже сделано, а коридор Непейцевский парк не затронет. Также не будет расселения в Старом Сипайлово, где расположен выезд на улицу Адмирала Макарова.
По Западному шоссе была озвучена информация, что в Забелье много инвесторов, но для них планировки – это большие угрозы и риски. Любое новое строительство упирается в Бельский мост, и встает вопрос о новых мостах. Один из них станет продолжением улицы Интернациональной и будет дублировать Восточный выезд, чтобы по нему пустить непрерывное движение транзитных грузов.
Восточный въезд будет работать на городские нужды, и грузовой транспорт с него надо исключить. Он позволит рассредоточить потоки и создать связи с севера на юг. Для этого необходимо уточнить конфигурацию развязок.
Генеральным планом также предусмотрена очередность ввода 9 новых мостов. Они крайне необходимы с учетом развития территории за пределами Уфимского полуострова. Выезд через Кузнецовский Затон должен разгрузить Бельский мост. Также проектировщики сообщили, что по западному обходу города зеленая зона затрагиваться не будет. Незначительная вырубка возможна на южном выезде, поскольку там предусмотрен коридор движения.
В районе узла улиц Кувыкина – Менделеева – Бакалинской должно быть некое транспортное сооружение, которое необходимо детализировать при планировке. Развязка необходима, ситуация упростилась бы, если бы в районе улиц Айской – Высотной – Рабкоров была связка. Коридор и условные планировочные параметры такое решение позволяют.
Спикеры подробно обсудили вопрос велосипедного транспорта. Сейчас идет тренд велосипедизации, а в столице республики насчитывается 300 тысяч велосипедов.
Сегодня есть проект большого велокольца города и будет рассматриваться сужение проезжей части для автомобилей в пользу велодорожек. Но велокольцо без инфраструктуры существовать не может. Отдельные велоучастки сами по себе как вариант для перемещения пассажиров не работают, а реально функционируют только связанные велодороги. Самые опасные места для передвижения велосипедистов – это перекрестки. В нашем городе на них нет ни одного переезда. А ведь главным приоритетом является человеческая жизнь, в то время как полноценная инфраструктура предусматривает и велотранспорт. Генеральный план не устанавливает трассировку велодорожек, однако были утверждены нормативы для их проектирования. В обустройстве велосети должны помочь стандарты, которые учитывают соотношение авто/вело на уровне планировок как 65/35.
Также ведущие стрима напомнили, что к июню будущего года запустятся платные парковки. Они не входят в сферу разработки Генеральным планом. Одно из самых главных его решений – непрерывные магистрали движения транспорта. Эксперты привели в пример еще один город за рубежом – Париж, где шоссе отрезает одну из культурных ценностей столицы государства, набережную.
А что касается Уфы, в столице Башкортостана требуются переходы возле торгового центра «Планета» и на Демском шоссе. Также необходим экопереход на железнодорожном остановочном пункте «Воронки».
Обсуждение Генплана предполагает большой пласт экспертной дискуссии, изучение опыта других городов, и его новый этап начнется после внесения замечаний и предложений за 2 месяца до принятия.
Информационные материалы по Генеральному плану и их перечень представлены на экспозиции в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации Уфы на улице Российской, 50, и во всех районных администрациях. Она будет открыта до
5 января 2022 года. Часы работы: с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 (кроме выходных и праздничных дней). На экспозиции предусмотрены консультации.
Также материалы Генплана доступны в электронном виде по ссылке: genplanmos.ru/project/ufa.
Участники общественных обсуждений имеют право представить свои предложения и замечания в срок до 5 января 2022 года. Одним из способов обращений является электронная площадка discuss.ufacity.info. Для обсуждения проекта необходимо зарегистрироваться на официальном сайте Администрации города Уфы. Кроме того, свои замечания можно внести непосредственно на месте размещения экспозиции, а также в виде почтового отправления по адресу: город Уфа, улица Российская, 50.
Альбина ИСХАКОВА.
Фото с сайта ufacity.info.
Фото с сайта ufacity.info.
28-12-2021 (0) Просмотров: 1 552 Номер: 91(13561) Версия для печати