$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

К 75-летию Великой Победы

Бухенвальдский набат


В период службы в 8-й гвардейской армии ГСВГ (в ГДР) я часто приезжал в Веймар, где были дислоцированы некоторые воинские части и учреждения нашего объединения. Естественно, пользуясь случаем, я неоднократно посещал Национальный памятник Бухенвальд (бывший концлагерь), находящийся в 8 км севернее этого города, осмотрел барачное поле и другие объекты лагеря смерти, побывал в музее, на братских могилах, ознакомился с мемориальными сооружениями и памятниками Бухенвальда.
В июле 1937 года в Германии недалеко от Веймара, города, где жили и работали великие немецкие гуманисты Гете, Шиллер, Бах, возник лагерь жестокости и бесчеловечности - концлагерь Бухенвальд. Первыми «поселенцами» этого страшного места были уголовные преступники, вскоре туда стали поступать и немецкие политические, а за ними - узники из других стран. Лагерь быстро разрастался. Для его охраны прибыл целый полк отборной дивизии СС «Мертвая голова».
Здесь страдали и боролись коммунисты и социал-демократы, верующие и пацифисты, борцы всех наций, угнетенных немецким фашизмом. У входа в лагерь Бухенвальд красовалась надпись: «Каждому - свое». Эсэсовцы всячески пытались сломить моральные силы узников, но люди не падали духом, боролись даже в таких ужасных условиях.
«Кровавой дорогой» называли невольники подъездной путь к концлагерю. Заключенных заставили построить эту бетонированную дорогу в невероятно короткий срок. Им разрешалось двигаться по этой дороге только бегом. Гоня по ней узников в лагерь, фашисты избивали их и травили собаками. Для каждого, кого сюда пригнали, она была дорогой ужаса, боли и изнеможения.
На этом пути, уже на территории Бухенвальда, находились комендатура и «политический отдел» - лагерное гестапо. Здесь проводились допросы заключенных, во время которых применялись известные своей жестокостью гестаповские методы. И нередко приглашенных в это адское учреждение выносили мертвыми и отправляли в крематорий.
В специальном помещении - карцере - узников шантажом и садистской жестокостью принуждали давать показания, помещали обреченных на длительное одиночное заточение, либо их там ждала смерть.
В течение ряда лет здесь свирепствовал палач Бухенвальда Мартин Зоммер, который, по показаниям свидетелей, только за 6 месяцев замучил не одну сотню узников. Он их избивал, топтал, душил, вешал и даже травил. Многие знали: направление в карцер было равносильно смертному приговору.
За зданием с воротами с издевательской надписью «Каждому - своё» располагалась апель-плац - широкая площадь для построения. Здесь утром и вечером во время переклички часами должны были находиться узники - молодые, старики и даже дети! Под колючим снегом и проливным дождем, в зной и лютый мороз стояли рабочие, ученые, священники всех вероисповеданий, писатели, деятели культуры и искусства, антифашисты из 32 стран. Многие падали в обморок и, не придя в сознание, умирали возле выстроенных на перекличку товарищей.
За апель-плацем располагались бараки. В эти примитивные жилые строения, называвшиеся блоками, к концу войны было согнано свыше 40 тысяч человек.
Крематорий - последний этап в судьбе убитых и замученных. Его труба непрерывно дымила, разнося вокруг днем и ночью гарь и тошнотворный запах. В этом месте в августе 1944 года эсэсовцы убили мужественного борца против фашизма, председателя Коммунистической партии Германии Эрнста Тельмана и сожгли его тело. В крематорий доставляли не только трупы, но и полуживых узников. Используя различные методы и орудия, людей пытали и добивали. Чтобы заглушать крики, заводили вблизи шумный трактор…
Бухенвальд был не только фабрикой смерти, но и производственным комбинатом. Перед отправкой в печь у трупов выдирали клещами золотые коронки, забирали изделия из драгоценных металлов, в специальном тигеле их переплавляли. Золото шло в казну рейха. Рядом с тигелем сушили женские косы. Их упаковывали в тюки и продавали текстильным фабрикам. Костная мука шла сельхозпроизводителям для удобрения полей…
К западу от лагеря находилась конюшня. В октябре 1941 года сюда пригнали советских военнопленных. Для них был установлен самый жесткий режим. Среди них был наиболее высокий процент больных туберкулезом, тифом, они умирали от болезней, голода и от издевательств эсэсовцев. На этом месте эсэсовцы расстреляли 8483 человека. Это массовое убийство было совершено в соответствии с «приказом о комиссарах», изданным главным командованием вермахта 6 июня 1941 года, еще до нападения на СССР. В апреле 1977-го, во время посещения концлагеря Бухенвальд, в так называемой конюшне мы своими глазами видели макет и схему действия устройства, с помощью которого немцы убивали людей выстрелом в затылок.
Одним из самых жестоких наказаний было подвешивание к столбу. Невольник всей своей тяжестью висел на заломленных назад плечевых суставах. Это вызывало тяжелые вывихи, растяжение суставов. Смотря по настроению, немецкий палач еще и избивал свою жертву.
Очень боялись обессиленные заключенные работы в каменоломне. Невольников направляли туда для «ликвидации». В любую погоду узники должны были при помощи самых примитивных орудий труда ломать или резать камень, голыми руками грузить на телегу, а далее с песнями перевозить каменные глыбы на металлической телеге. Это наказание называлось «поющие лошади».
Фашисты не щадили и детей, их гнали в концлагеря сотнями. Это были еврейские ребятишки, дети расстрелянных партизан, убитых советских партгосработников. Оторванные от родителей, они испытывали все ужасы концлагерей, большинство погибли в газовых камерах. Тем не менее антифашистам Бухенвальда удалось поместить многих детей в отдельный барак. Солидарность взрослых защищала ребят от самых ужасных издевательств, чинившихся немцами, и особенно от отправки на так называемую ликвидацию.
Благодаря посильной помощи и заботе взрослых узников 904 ребенка в концлагере смогли выжить. Самым маленьким из них был 4-летний поляк Ежи Цвейг. В романе «В волчьей пасти» писатель Бруно Апиц отразил борьбу узников за жизнь этого мальчика.
Мучением в Бухенвальде была сама жизнь в постоянно переполненных бараках. Изможденные, истощенные от голода несчастные, согнанные в кучу, имея лишь одно грязное одеяло на 3-4 человека, без смены белья, пытались заснуть в мокрой и грязной одежде. Примитивные умывальники, еще более примитивные санузлы под открытым небом - в таких условиях невозможно было соблюдать чистоту и бороться с распространением заразных заболеваний.
В специально выделенном бараке №46 врачи-эсэсовцы проводили эксперименты по заказу концерна «ИГ-Фарбениндустри». Созданные ими новые вакцины против сыпного тифа, желтой лихорадки, оспы, холеры, дифтерии испытывались на беззащитных узниках. Эти опыты почти всегда заканчивались смертельным исходом.
Нечеловеческим мукам и страданиям подвергались прежде всего узники-евреи, поляки и советские граждане. Но и в неволе, за забором, через который был пропущен электрический ток, они вели борьбу против кровавого террора, против военного произвола, за свободу своих народов.
Крепкое товарищество и взаимная поддержка придавали всем пленникам силы для сопротивления, а общая цель - уничтожение фашизма - вселяла в политических узников силу и мужество для ведения самоотверженной борьбы.
Искра надежды в сердцах невольников появилась в октябре 1941 года, когда в лагерь прибыла первая партия советских военнопленных. Сотни узников, нарушив приказ охранников-эсэсовцев, вышли встречать их. Лес рук поднялся в дружеском братском приветствии. Бухенвальдцы показали, что их можно убить, но нельзя погасить в их сердцах чувство солидарности. С этого дня в авангарде сопротивления встали советские люди.
Успешное продвижение Красной Армии позволило войскам западных союзников быстро войти в Тюрингию. Под мощными ударами наших войск гитлеровцы откатывались на запад. И тут фашисты пошли на страшное злодеяние - 11 апреля 1945 года отдали приказ о поголовном уничтожении всех узников лагеря.
В решающий день подпольный интернациональный комитет лагеря призвал начать вооруженные действия. Военная организация движения сопротивления, состоящая из 178 групп - 850 бойцов, без колебания выполнила приказ.
Тысячи изможденных пытками и голодом узников, презрев смерть, бросились на охрану. Пули косили обреченных людей, но они смело шли вперед: одни с тайно добытым оружием, другие – с голыми руками. И гитлеровцы натиска узников не выдержали. Были разоружены и взяты в плен часовые, захвачены пулеметы, ручные гранаты, фауст-патроны. Охрана лагеря частью разбежалась, частью была уничтожена. В 15 часов 15 минут 11 мая 1945 года над воротами лагеря развевался сшитый из лоскутков красный флаг. Интернациональный комитет взял на себя руководство лагерем. Когда к Бухенвальду подошли союзные войска, он был уже освобожден. Восстание спасло жизнь десяткам тысяч людей, предназначенных фашистами для уничтожения.
С 16 июля 1937 года по 31 марта 1945 года в Бухенвальд прибыло 238980 человек. Около 161 тысячи были посланы на рабский труд на немецкие военные заводы или попали в другие лагеря; 56545 человек были убиты, около 21 тысячи освобождены 11 апреля 1945 года.
В 50-х годах Бухенвальд был объявлен национальным памятником.
Ильяс ГАЛЕЕВ,
подполковник в отставке.

Дата создание новости 15-11-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 814     Номер: 83(13367)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.