$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Надо ли убирать «Бионорд» с уфимских дорог?


Надо ли убирать «Бионорд»  с уфимских дорог?

На смену аномально теплой погоде наконец пришла вполне нормальная зимняя. Плохо одно: лужи и мокрая снежная каша вмиг превратились в лед. Именно на такие случаи коммунальщики припасли тонны противогололедных реагентов, в том числе – небезызвестного в республике «Бионорда». В частности, как сообщала «Вечерняя Уфа», в нынешнем году для обработки дорог в столице впервые стали использовать двухфазный материал под таким названием: для этого накануне зимы даже закупили 7 специальных комбинированных машин, по одной – для каждого района. Мы постарались разобраться в том, как действует такой реагент, в чем его особенности и насколько он безопасен.

Меньше аварий и травм

На днях мы наведались в Службу по благоустройству Кировского района. Время было обеденное, и на перерыв как раз прибыл новый пескоразбрасыватель. Главный инженер Науфиль Ульмаскулов объяснил принцип его работы.
- Кузов заправляем твердой фазой «Бионорда» (по внешнему виду напоминает обычную соль), а по бокам машины – емкости, в них заливаем жидкую фазу (почти прозрачная «вода»). При движении техники раствор с двух сторон, через форсунки, подается на вращающуюся «тарелку». В то же время на нее попадает и твердое вещество: кристаллы смачиваются и равномерно распрыскиваются на проезжую часть, - говорит Науфиль Вакилович.
Весь процесс регулируется через бортовой компьютер, благодаря чему дозируется реагент с точностью до пяти миллиграммов на квадратный метр независимо от скорости движения. То, что покрывает заснеженное полотно, на 70 процентов состоит из твердой фазы и на 30 – из жидкой. Суть тандема в том, что при соприкосновении вещества мгновенно активизируют свойства друг друга и в разы ускоряют процесс плавления льда.
- Если сравнивать «Бионорд» с песко-соляной смесью, она во время снегопада свои свойства теряет, а двухфазный реагент, напротив – моментально подтапливает осадки и впаивается в поверхность дороги. По данным производителя, эффективен он при температуре воздуха до минус 25°С. Правда, при такой погоде средство пока не опробовали, - признается главный инженер.
По информации самого поставщика, Уральского завода противогололедных материалов, преимуществ у его продукта – чуть ли ни целый вагон, а один из главных показателей качества заставляет задуматься даже ярых противников реагента: в городах, где применяли средство, количество зимних аварий и травм от падения из-за гололеда снизилось на солидные 25-50 процентов.
Эксперты российской Ассоциации зимнего содержания дорог тоже подсчитали «плюсы». Скажем, при минус 15°C за десять минут сухой реагент проникает в толщу льда на 2,8 миллиметра, двухфазный же - на 4,1. Тут налицо моментальный плавящий эффект. А вот что еще неплохо знать о разных видах реагентов: при распределении твердых - либо песка, либо разных видов солей - уже в первый час после обработки на магистрали со среднеинтенсивным движением остается… меньше половины изначального объема материала. Машины сотнями несутся по оживленной трассе, при этом одни гранулы вылетают на обочину, другие - на соседние полосы. Даже на этапе распределения средства проезжую часть покидают до 30-40 процентов частиц, а это ощутимые экономические потери. Если оценить ущерб в цифрах: при использовании двухфазных реагентов за пределами обработанного участка оказывается лишь 7 процентов материала, а для стандартных сухих смесей показатель больше в четыре-пять раз! Как ни удивительно, но по утверждению производителей, когда речь идет о «Бионорде», загруженность магистралям и вовсе только на пользу: во-первых, транспорт разносит материал по дороге колесами, а во-вторых, реагент активнее высвобождает тепло.

О недовольстве и петициях

Что касается негативного воздействия любого средства марки «Бионорд», представители выпускающей его компании не раз давали ответ по каждому пункту. Во-первых, этот реагент представляет собой твердые белые гранулы на основе хлорида натрия, хлористого кальция, биофильной добавки и ингибитора коррозии. Производитель заявляет, что коррозионное воздействие такого «коктейля» вдвое ниже, чем у пескосоли и галита (техническая соль).
Во-вторых, эксперты утверждают, что средство не только не повышает, но и снижает засоление почв, вызванное использованием все тех же песко-соляных смесей и галита. Кроме того, по словам специалистов, формиат натрия - «одно из самых экологически безопасных веществ, которое используется более пятнадцати лет за границей на территориях аэропортов, парков и пешеходных зон». При попадании в почву он «за несколько дней разлагается на углекислый газ и воду, а значит, не наносит вреда растениям».
Третье замечание касается грязи, появление которой обитатели мегаполисов часто объясняют именно применением «Бионорда». Однако представители завода винят в бардаке транспорт, промышленные предприятия, щебень, песок и подчеркивают: мол, компоненты их реагента почти полностью растворяются в снегу, образуя всего лишь безвредный прозрачный рассол. Кстати, вот что сообщил по этому поводу «Комсомольской правде - Екатеринбург» директор испытательного центра «УралДорНИИ» Александр Дедюхин:
- Для сравнения: в песко-соляной смеси - не менее 95 процентов нерастворимого остатка: 5 процентов соли и 95 – песка. В «Бионорде» - его максимум 1,5 процента. То есть с килограмма материала вы не получите даже 2 граммов грязи.
Четвертый пункт адресован владельцам питомцев. По мнению производителей, снежный рассол, о котором упоминалось выше, по составу напоминает морскую воду, а она, как известно, не опасна для лап животных. Больше вредят четвероногим друзьям прогулки по обледенелой тротуарной плитке, асфальту и холодным лужам, которых при соблюдении инструкции к «Бионорду» попросту не остается (о ней – чуть позже). Если же в качестве реагента используют песок, он забивается между подушечками лап и больно натирает кожу.
Верить ли всему перечисленному, решать вам. Мы со своей стороны ознакомились с паспортом качества, выданным Службе по благоустройству Кировского района продавцом. В нем указано, что качество и безопасность двухфазного противогололедного материала «Бионорд-смоченный» соответствуют стандартам организации СТО021-80119761-2017. В смешанном виде продукция – «умеренно опасная по степени воздействия на организм в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76». Также приводятся данные протокола лабораторных токсикологических исследований центра гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге: летучие компоненты материала не вызывают раздражения слизистых глаз и верхних дыхательных путей, кожно-резорбтивное действие у белых мышей отсутствует, сенсибилизирующее действие – тоже. Не способен «Бионорд», согласно документу, оказывать и фитотоксическое действие – для растений безобиден.
В целом, никаких скелетов в шкафу мы не обнаружили. И все же вопросы по качеству этого материала у россиян (а его используют более чем в 60 городах) возникают с завидной регулярностью. Неравнодушные граждане создают петиции и собирают тысячи подписей. Волна протеста прошла в 2019-м и в Красноярске, после жалоб депутаты организовали рабочую группу и устроили дополнительную проверку реагенту, результаты которой мы приводим ниже.
«По гранту Российской экологической палаты Универсиады состоялся отбор проб на основных дорогах Красноярска, где использовался «Бионорд». Грунт взяли у бордюра, в пятнадцати и тридцати метрах. Анализы, соответственно, совершенно разные. В среднем по городу мы зафиксировали превышение по сульфат-ионам в восемь-десять раз, по хлоридам – в двенадцать-четырнадцать. Это активные составные части химического реагента. Хлориды – очень сильный окислитель. В определенной концентрации он опасен для жизнедеятельности», - рассказал «ТВК Красноярск» эколог, депутат Горсовета Сергей Шахматов.
А вот комментарий Уральского завода, который в связи с недовольством очередной группы граждан запросил life.ru.
— Каждую зиму всплывает одна и та же тема: вредны ли реагенты и стоит ли их использовать. Страх и полемика возникают у людей в основном из-за недостатка информации и знаний, а также из-за неправильного применения реагентов. Противогололедные материалы бывают разными по своим свойствам и воздействию на окружающую среду. Согласно испытаниям в медицинских институтах, реагенты УЗПМ не вызывают аллергии, по классу воздействия на человека они относятся к четвертому, наиболее безопасному из возможных. Пищевая сода и соль относятся к третьему классу, то есть сильнее воздействуют на человека, но никто соли на кухне не боится и ее продажу не запрещает, - сообщили в пресс-службе завода.
Каждый раз представители компании отмечают необходимость правильного применения «Бионорда», и, кстати, уфимские коммунальщики знают, о чем идет речь.
- Во время снегопадов в рейс выходят пескоразбрасыватели. Минут через сорок после обработки дорожного полотна по маршруту следует колонна снегоуборочной техники, - говорит Науфиль Ульмаскулов.
Также сотрудники службы вычищают бордюры и тротуары, а белую «кашу» увозят на снежный полигон.
Сам производитель на официальном сайте указывает, что снег после использования материала надо убирать спустя сорок-пятьдесят минут, при обильных снегопадах – не более чем через три часа. То же относится к «избыточному количеству оставшегося материала» на газонах. Вообще, эксперты отмечают, что использование продукта в значительных объемах не означает лучшую производительность и настоятельно рекомендуют изучить инструкцию – «Бионорд» следует применять дозировано. «Согласно проведенным испытаниям и имеющимся сертификатам, при правильном распределении, использовании и последующей уборке содержащиеся в противогололедном реагенте биофильные элементы позитивно влияют на почву и грунт и удобряют ее», - информирует УЗПМ.
В Красноярске же представители общественности утверждали, что хромает именно технология использования уральского средства. Так, координатор Краевой федерации автовладельцев Егор Фролов настаивает: снег нужно убирать в течение часа, но…
- Если будет уборочная техника, - уточняет он. – Сегодня катаются только КДМ-ки (пескоразбрасывали). Я ни одной уборочной машины не видел. Кашу счищают на обочину… щетками! Но все опять попадает на проезжую часть.

Экономия - миллионы рублей

Напомним, что в ноябре Глава республики Радий Хабиров в социальной сети «ВКонтакте» также высказался по поводу применения «Бионорда». Он все же связал загрязнение машин с использованием реагента, но поддержал его выбор, поскольку данный материал эффективен против гололеда и имеет ряд плюсов в сравнении с песком: последний, по его словам, уничтожает растения и ведет к появлению пылевых бурь.
Вообще, немного странно, что чаще активисты задают вопросы относительно безопасности именно «Бионорда», а не той же песко-соляной смеси, хотя она причисляется ко второму классу опасности. Эксперты не раз отмечали недостатки этого реагента: в частности, по весне он забивает ливневые стоки. Техническая соль тоже не блещет идеальным набором характеристик: при больших объемах заметно ее воздействие на металл, экологию, состояние шин, мостовых опор, обуви… Пожалуй, единственное привлекательное качество - цена. В Уфе применение данных материалов сейчас сокращается. Например, по словам главного инженера Службы по благоустройству Кировского района, пескосоль пускают в ход только в частном секторе.
К слову, в Красноярске после всей этой шумихи решили провести еще и эксперимент: «Бионорд» против песчано-соляной смеси. Сибирские коммунальщики посыпали пескосолью 4 дорожных участка. В итоге за месяц там увеличилось количество ДТП, а проезжую часть приходилось постоянно убирать, чтобы не засорить ливневку. В мэрии сообщили о «перевесе сил», после чего чиновники вернулись к скандальному, но более продуктивному «Бионорду».
- Здоровье и жизнь людей - прежде всего, - подчеркнули в администрации.
Кроме того, профильные службы города подбили другую интересную статистику: благодаря уральскому реагенту сократился объем вывозимого снега, дорожная разметка стала на 80 процентов лучше сохраняться, стоки – реже забиваться, а бюджет Красноярска – о чудо! - сэкономил порядка 10 миллионов рублей.
Добавим, что для тротуаров в Кировском районе используют несколько другой вид материала – «Бионорд универсальный». Это уже не двухфазный, а сухой реагент, в состав которого помимо прочего входит мраморная крошка. Не будем тратить время читателей на детали, скажем только, что именно этот материал вошел в число 100 лучших товаров России по итогам 2019 года. Кроме того, наверняка многим будет любопытно узнать, что реагентом уральской компании посыпают Красную площадь, территории Кремля, Эрмитажа, а в 2014 году поставщику доверили олимпийские объекты в Сочи и маршрут Олимпийского огня от Петропавловска-Камчатского до Краснодара. За значительный вклад в безопасность при проведении международных игр УЗПМ был удостоен медали от Президента Российской Федерации.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото автора.
НА СНИМКАХ: водитель Айрат Зайнуллин объясняет, как смешиваются фазы “Бионорда”; “заправочная станция” коммунальщиков.


Надо ли убирать «Бионорд»  с уфимских дорог?

Дата создание новости 28-01-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 956     Номер: 6(13385)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.