Кто поможет привести лифт «в чувство»
Случается, суетишься по утрам, опаздываешь на работу - на счету каждая минута. Но вот ты заходишь в лифт, нажимаешь кнопку с цифрой «1» и… уезжаешь на последний этаж, а потом - о ужас! – еще долго собираешь попутчиков по дороге вниз. В очередной раз потратив на стрессовое «путешествие» целых десять минут, клянешься наконец позвонить куда надо, однако к вечеру пыл остывает. И вот следующим утром ты встаешь пораньше и думаешь: «А не проще ли впредь спускаться по лестнице?..»
Не проще! И не будем забывать, что ежемесячно жильцы многоэтажек платят неплохие деньги за обслуживание – плата заложена в тариф на «Содержание». Так что, если лифт ведет себя подозрительно, меры следует принять. Притом лучше не откладывать дело в долгий ящик, а то мало ли…
Так быть не должно
Запомните признаки, игнорировать которые нельзя:
-лифт часто застревает или едет не в том направлении;
-он движется рывками, вибрирует и издает странные звуки;
-останавливается ниже или выше порога этажа (допустимое отклонение — 3,5 сантиметра);
-свет в кабине мигает или вовсе отсутствует;
-двери не закрываются до конца и не открываются при нажатии кнопок;
-сами кнопки западают или не срабатывают с первого раза;
-нет связи с диспетчером (если лифт подключен к диспетчерскому пульту).
Если вам знакома одна или несколько из перечисленных проблем, значит, нужно действовать.
Куда обращаться?
Для начала логичнее набрать номер специализированной организации, обслуживающей ваш подъемник (договор с ней заключает управляющая компания). Трудностей с его поиском возникнуть не должно: в кабине всегда размещен информационный листок с названием предприятия и его контактами. Если реакции не последовало, обращайтесь в управляющую компанию: лифтовое хозяйство – в ее зоне ответственности. Надеемся, в вашем доме имеется нормальный совет и адекватный председатель, но если нет, тогда лучше, чтобы заявление подписали несколько человек.
Если вы позвонили в аварийно-диспетчерскую службу (обязательно запишите номер заявки и фамилию диспетчера), по закону на работы по устранению неисправностей (не связанных с капитальным ремонтом!) отводится двадцать четыре часа с момента подачи заявки. Конечно, при серьезных проблемах срок ремонта может увеличиться: например, когда надо заменить какую-нибудь деталь, а в наличии ее нет. Управляющая организация делает заявку в специализированную лифтовую компанию, которая, в свою очередь, ставит подъемник в график ремонта. Если же в кабине находится человек, к ликвидации поломки нужно приступить незамедлительно. Время освобождения пассажира не должно превышать получаса.
Кстати! Жилконтора должна проинформировать клиентов, сколько времени потребуется на восстановление оборудования, и при необходимости - опечатать лифт. За время простоя жильцам должен быть сделан перерасчет.
Впрочем, гарантий, что все пройдет гладко, - никаких. Как это часто случается, обращение к жилищникам может и не принести желаемых результатов, тогда пишите жалобы в Госкомитет республики по жилищному и строительному надзору. Ответить вам должны в течение месяца.
Есть и другой, крайний вариант – обратиться в региональное отделение Ростехнадзора. Но данное ведомство организует проверку только при наличии конкретных доказательств (документального подтверждения) серьезной поломки или, если уже произошло ЧП, - по согласованию с прокуратурой.
О цифрах и дедлайнах
А вообще, вспомните, сколько лет вашему лифту. Нормативный срок службы такого оборудования составляет двадцать пять лет. Как объясняют в УЖХ Уфы, когда он истекает, состояние подъемников оценивает специализированная организация, она же выдает заключение с условиями возможного продления срока безопасной эксплуатации. Документ действителен в течение трех лет, после проверка повторяется – и так не более четырех раз. В дальнейшем проходит уже периодическое техническое освидетельствование лифтов – каждый год.
Понятно, что по-хорошему все отслужившие свое подъемники надо заменить, но в одночасье это сделать нереально. В целом по стране доля изношенных лифтов довольно серьезная. Так, «Российская газета» приводит данные Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ: сейчас в стране из 473 тысяч подъемников каждый 5-й отработал свой нормативный срок, и ежегодно устаревают еще по 10 тысяч. По решению Совета Евразийской экономической комиссии все изношенные лифты – а их более 140 тысяч - должны быть заменены до февраля 2025 года.
Для сравнения: по сведениям Регионального оператора капремонта Башкортостана, в Уфе ныне около 2900 подъемников, отработавших 25-летний срок, - немало, но обновляется оборудование ежегодно. Только в 2019-м в столице заменили 380 лифтов в 157 домах: в общей сложности на работы потратили 867 миллионов рублей. К слову, в Ассоциации регоператоров капремонта подсчитали, сколько контрактов на замену лифтов в субъектах заключили в прошлом году, и наш региональный оператор наряду с Москвой, Московской областью, Краснодарским краем и Крымом вошел в число лидеров по этому показателю. Всего же в России в 2019-м обновили на 18 процентов больше подъемников, чем в предыдущем году, а в 2020-м, дабы уложиться в 5-летний дедлайн, планку хотят поднять еще на 12 процентов.
К слову о деньгах. Не все знают, что в нашей республике за счет взносов граждан на капремонт заменяют лишь часть лифтов. Скажем, из 380 уфимских подъемников, обновленных в 2019-м, на средства фонда регоператора (речь – о 518 миллионах рублей) капитально отремонтировали 226. Замену остальных оплатили из бюджета Башкортостана: выделили на это 349 миллионов рублей. Кроме того, для большего охвата адресов за счет взносов населения лифты ремонтируют с рассрочкой платежа на 3 года.
Пора менять!
Когда заменят подъемник именно в вашей многоэтажке, узнать несложно. Для этого на официальном сайте Регоператора по капремонту РБ (kapremont02.ru) есть электронный сервис - «Найти свой дом». Просто забиваете в поисковик адрес – и система выдает нужную информацию. Не дружите с компьютером – позвоните в приемную ведомства: 216-25-11. Вас соединят с профильным отделом.
Если вы считаете, что, скажем, до 2024 года лифт ну никак не доживет, у вас есть два варианта. Во-первых, жильцы могут не ждать очереди, а собрать необходимую для капремонта сумму самостоятельно (разумеется, соответствующее решение надо принять на общем собрании). Но учтите, стоит такое удовольствие около 2 миллионов рублей… Второй вариант будет дешевле, но потребует от актива дома большей отдачи. Опять-таки придется организовать общедомовое собрание, принять решение о переносе срока капитального ремонта и представить протокол в управляющую компанию. Жилконтора передаст списки в муниципалитет, где специальная комиссия решит, включать многоэтажку в краткосрочную программу капремонта по данному виду работ или нет, и направит результат Региональному оператору. Он, в свою очередь, обобщит данные по региону и предоставит информацию в Министерство ЖКХ республики. Там программу ежегодно актуализируют. Возможно, дом занесут в резервный список.
Боитесь, что управляющая компания подведет, тогда отнесите протокол сразу в Администрацию города - минуя жилищников. Можно даже подать бумаги в Министерство ЖКХ РБ. Но в данном случае надо приложить еще и документы, подтверждающие неудовлетворительное состояние оборудования: например, акты осмотра, заключение уполномоченных органов о необходимости замены (или нотариально заверенные копии), те же выписки из аварийно-диспетчерской службы… Можно также написать обращение в Госкомитет по жилстройнадзору и попросить отправить материалы проверки в МинЖКХ.
Кто знает? Может, уже спустя год после всей этой волокиты вы будете путешествовать по вертикали в новом красивом лифте. И в нужном направлении!
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Артура САЛИМОВА.
Фото Артура САЛИМОВА.
28-02-2020 (0) Просмотров: 563 Номер: 14(13393) Версия для печати