Часть денег абонентам все же вернут
В марте некоторым жителям республики вернут деньги, уплаченные за отопление после годовой корректировки. Общая сумма нового перерасчета составит около 13 миллионов рублей. Об этом журналистам сообщил председатель Госкомитета Башкортостана по жилищному и строительному надзору Ильдар Шафиков. Очередной разговор о наболевшем состоялся на пресс-конференции в агентстве «Башинформ». Участие в нем приняли представители Министерства ЖКХ РБ, Госкомитета республики по тарифам, ООО «БашРТС» и некоммерческой организации «Уфасити.ми».
Напомним, что в январе многие люди получили квитанции с огромными счетами за тепло: доначисления были сделаны по итогам годовой корректировки платы — в общей сложности поставщик насчитал в свою пользу свыше 60 миллионов рублей. Ситуация вызвала такой общественной резонанс, что, дабы убедиться в правомерности начислений, на региональном уровне приняли решение проверить общедомовые приборы учета всех 494 (в Уфе - 346) проблемных домов и затем тщательно проанализировать сами расчеты. Комиссию, проводившую рейд, составили специалисты Госкомитета по жилстройнадзору, ресурсоснабжающей, обслуживающей организаций и Городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ. В ходе проверки эксперты выявили более 60 нарушений в работе тепломеров и свыше 90 — касающихся состояния общедомового имущества: на одних счетчиках оказались сорваны пломбы, на других — разбит экран тепловычислителя. В числе огрехов — и неправильный монтаж устройств, отсутствие теплоизоляции на трубах отопительной системы… Все это, по словам Ильдара Шафикова, могло повлечь увеличение платы за тепло.
- По действующему законодательству, если обнаружены нарушения в работе приборов учета, то плату нужно пересчитать уже с использованием норматива. Но мы понимаем: если это сделать, жители получат еще большие доначисления. Поэтому там, где выявленные проблемы не повлияли на корректность показаний тепломеров, приняли решение не производить новый перерасчет. Вместе с тем управляющие компании совместно с ресурсоснабжающими взяли на себя обязательство устранить нарушения в ходе подготовки к следующему отопительному сезону. А мы еще раз пройдемся по домам и проверим результат, - сообщил глава надзорного ведомства.
Сейчас в разгаре — второй этап масштабной проверки: сотрудники госкомитета анализируют сами начисления, а дело это долгое, кропотливое — эксперты поднимают историю платежей за два предшествующих года. По состоянию на 27 февраля специалисты проверили ситуацию по всем домам в других городах и районах Башкортостана и по 70 — в Уфе. Шафиков поделился промежуточными итогами.
Так, в 120 многоэтажках, оборудованных многодомовыми приборами учета тепла (учитывают ресурс, потребленный двумя или более домами), поставщик предпочел сделать начисления по нормативам, что вышло дороже, нежели по показаниям. Теперь по предписанию госкомитета ресурсникам придется произвести «обратный» перерасчет. В нескольких домах тепломеры вышли из строя еще в конце прошлого отопительного периода. В таких случаях надо бы сделать начисления, исходя из средних значений за предыдущие три-шесть месяцев, но для потребителей это тоже невыгодно, ведь в формулу попадут как раз-таки пиковые значения холодных зимних месяцев. Тут эксперты решили придерживаться проектных показателей теплопотребляющего оборудования — данный вариант обойдется абонентам дешевле.
Также спикер упомянул о выявленных проблемах с корректностью базы данных площадей многоквартирных домов (общедомовой, нежилой, жилой): в платежках «БашРТС» указываются одни сведения, в квитанциях управляющих компаний — вторые, в ГИС ЖКХ — третьи. А ведь эти величины используются во всех расчетах и напрямую влияют на размер платежей. Кроме того, 10 многоэтажек эксперты надзорного ведомства намерены обследовать повторно, поскольку они потребляют слишком много тепла: как объяснил Ильдар Маратович, такие симптомы сигнализируют либо о некорректном учете, либо о разбалансировке внутридомовой теплосистемы.
Но вернемся к основной новости пресс-конференции: главное, что после того как поставщик снова проведет расчеты, людям вернут в общей сложности около 13 миллионов рублей. Впрочем, и при таком раскладе чуда ждать не стоит.
- Это не говорит о том, что корректировка в пользу ресурсников полностью исчезнет. Вообще, по каждому дому ситуация рассматривается индивидуально. Где-то сумма уменьшится: например, в первый раз в целом на многоэтажку начислили 500 тысяч рублей, а теперь вернут 300 тысяч. А кто-то и вовсе не заметит разницы, потому что она окажется копеечной, - отметил Ильдар Шафиков и напомнил, что в 5,5 тысячи домов изначально перерасчет произвели в пользу граждан.
Абсолютно все спикеры подчеркнули, что само проведение корректировки платы за отопление вопросов вызывать не должно: ежегодный перерасчет делается в рамках федерального законодательства и далеко не впервые. В действительности волну непонимания со стороны жителей вызвало сочетание ряда изменений. В частности, к естественному увеличению платежей привел переход с одной двенадцатой на одну восьмую. Напомним, с сентября начисления за тепло производят: в домах с тепломерами - по фактическому потреблению (чем ниже температура за окном, тем выше плата!), без них — по нормативам с применением коэффициента 1,5. В результате с наступлением холодов цифры в «письмах счастья» ощутимо изменились. Например, по информации директора филиала «Теплосбыт» ООО «БашРТС» Ирины Поповой, в сравнении с январем 2019 года январь 2020-го обошелся потребителям на 64-66 процентов дороже.
- Но в целом за год население заплатит не больше, чем за 2019-й, поскольку летом начислений за тепло не будет совсем, - сказал заместитель министра ЖКХ РБ Марат Шангареев. - Переход на одну восьмую мы расцениваем как положительный момент, многие регионы России перестроились на данную схему еще раньше. В Башкортостане этот шаг обсуждался достаточно долго, а решение о переходе на одну восьмую принимается за год до самого перехода, так что мы знали, к чему идем.
Есть и другие нюансы, повлиявшие на настроение горожан. Так, в связи с той же одной восьмой на сей раз корректировку произвели не за двенадцать месяцев, а только за восемь. Плюс к этому из-за перехода многих абонентов в 2019-м на прямые договоры с ресурсниками перерасчет «раскололи» на две части: управляющая компания делала корректировку за те месяцы, когда все расчеты проходили через нее, а «БашРТС» соответственно - за свой период. И все же, если не у обеих, то у одной из сторон сумма обязательно получалась отрицательной, то есть средства абоненту возвращались, а значит, доначисления, выставленные второй организацией, хотя бы частично нивелировались. По данным Ильдара Шафикова, случаев, когда и поставщик, и жилищники одновременно делали перерасчет в свою пользу — всего 3, и с ними собираются разбираться отдельно.
- Мы считаем, такого быть не должно. Причину найдем, - заверил глава надзорного ведомства.
Спросили журналисты и о том, как обычные жители могут повлиять на размер платежей. По словам Ирины Поповой, в данном вопросе для потребителей главное — постоянно держать руку на пульсе.
- Собственники сами должны проявить инициативу и выяснить, установлен ли в их доме тепломер, работоспособен ли он, поинтересоваться последней датой поверки. Все эти факторы напрямую влияют на объем начислений, - утверждает Попова. - Также важен уровень энергоэффективности дома — как он подготовлен к отопительному сезону: какие в подъезде стеклопакеты, из какого материала тамбурные двери, плотно ли они закрываются… От данных пунктов зависит объем энергопотребления.
К слову, об установке счетчиков. По сведениям Марата Шангареева, за исключением 6000 малоэтажных домов (потребляющих менее 0,2 гигакалории в час), которые в силу закона предстоит оприборить только в нынешнем году, сегодня в Башкортостане общедомовыми счетчиками тепла оснащены 82 процента жилых зданий. Притом этот показатель включает в себя в том числе многоэтажки с приборами, вышедшими из строя, с просроченной датой поверки или другими нарушениями.
Зашла на пресс-конференции речь и о тарифах на отопление. Как объяснила заместитель председателя Госкомитета РБ по тарифам Эмилия Абдуллина, ставки утверждаются для каждой регулируемой организации и зависят от необходимой валовой выручки поставщика: тут учитываются, в частности, расходы компании на ремонт тех же сетей, поддержание определенного уровня заработной платы сотрудников — всего того, что позволит организации выполнить свои функции и обеспечить людей ресурсами. Вместе с тем тарифы устанавливаются с учетом ограничения предельной платы граждан за коммунальные услуги.
Также прозвучал вопрос, касающийся инвестиционных программ поставщиков. Напомним, лидеры недавно появившегося в республике общественного движения «Стоп БашРТС» считают нужным проверить выполнение заявленных показателей инвестиционных программ ресурсников как минимум за последние три года. Согласно доводам активистов, если они не выполняются, тарифы следует снизить.
- Уполномоченным органом, утверждающим инвестиционные программы на год, является Министерство ЖКХ Башкортостана. Госкомитет по тарифам отрабатывает лишь часть этого объемного документа, а именно — его инвестиционную составляющую. Программа может включать в себя мероприятия, которые надо реализовать за счет тарифов, а может и нет. Мы в свою очередь проводим плановые проверки, чтобы удостовериться, использованы ли средства по назначению. Если нет - доход компания получила, а мероприятия не провела, — при формировании тарифа на следующий год его размер снижают. Подобные прецеденты уже были, - отметила Эмилия Абдуллина.
Арина АСТАФЬЕВА.
3-03-2020 (0) Просмотров: 696 Номер: 15(13394) Версия для печати