Дорогой мой человек
Уже год как нет с нами Рамиля Кильмаматова. Не скрою, для меня этот год стал одним из самых тяжелых…
Мы счастливо шли по жизни вместе почти тридцать лет. Есть что-то мистическое в том, что сердце его остановилось в апреле 2019-го, а познакомились мы с Рамилем в апреле 1989-го. Сначала были коллегами, потом, много позже, стали семейной парой. Безусловно, как и у всех, не всегда все складывалось радужно. Но мы были вместе – он, я и наш сын Руслан. Детей от первого брака - Радика и Розу – своей любовью и заботой Рамиль никогда не обделял. Как-то муж мне признался, что второй брак (по описаниям, с русской женщиной) ему был предсказан еще в юности маминой знакомой, которая славилась умением видеть будущее. Я тоже поведала Рамилю о том, что брак с ним мне был предсказан еще в студенческие годы приятельницей, только что освоившей новую систему гадания. Тогда не поверила ей, приняла сказанное со смехом, ведь она предрекла мужа много старше меня, очень солидного…
Рамиль родился в 1949-м в деревне Каргалы Благоварского района Башкирии в семье Марзии Набиулловны и Исмагила Сайфутдиновича Кильмаматовых, фронтовиков, тружеников от земли, людей честных и искренних. Был долгожданным ребенком в семье, несколько детей, появившихся на свет до него, угасли в младенчестве. Исмагил Кильмаматов в Великую Отечественную дошел до Берлина. Не раз был отмечен наградами. После Великой Победы ему довелось служить командиром взвода роты охраны маршала Георгия Жукова в Берлине. В 50-е годы семья Кильмаматовых жила при станции Черемшан, Исмагил Сайфутдинович трудился бригадиром в железнодорожной бригаде. В один из вечеров к ним в дом пришли с обыском, изъяв фронтовые фотографии, письма, кое-какие документы (все, что хотя бы отдаленно было связано с Жуковым). Лишь чудом сохранились два военных снимка, которые лежали в старом портмоне.
Раннее детство Рамиля и его сестры Винеры прошло на станции Черемшан. Отсюда он пошел в школу. Через два года семья переехала в Каргалы. Там родилась младшая сестра Фаузия. Рамиль часто говорил, что проходившие мимо станции поезда разбудили в нем интерес к путешествиям, новым знакомствам. Такие разные лица людей за окнами мчавшихся мимо вагонов будоражили фантазию мальчика, и под ритмичный стук колес сами собой рождались в сознании истории жизни тех безымянных пассажиров, их приключения… В деревне Кильмаматовы обзавелись хозяйством. Маме с ее инвалидностью было непросто справляться со всеми заботами, и на помощь приходил сын. Он ходил за водой, помогал убираться в доме и хлопотать во дворе. Закончив пятый класс, Рамиль летом пошел работать помощником комбайнера. Позже, после окончания 9-го класса, уже сам трудился комбайнером, получая неплохую зарплату.
Мудрые родители только приветствовали раннее взросление сына, его стремление совершенствоваться. Уж очень он был энергичным и деятельным. Поэтому, не раздумывая, купили ему, семикласснику, фотоаппарат «Мир», заметив увлечение подростка фотографией. Руководитель школьного кружка, молодой преподаватель физики Ратмир Якиев очень хвалил снимки Рамиля. И ведь папа с мамой не прогадали – фотография стала делом жизни сына. Чуть позже они подарили своему любимцу гармошку, чтобы он всесторонне развивался. Но на его гармошке научились играть все желающие, но только, увы, не он. В 16 лет Рамиль сам отстроил баню. Писал стихи. После окончания десятилетки легко поступил в авиационный институт (с точными науками всегда ладил). Увлекся игрой в хоккей, участвовал в соревнованиях. Но после серьезной травмы колена из спорта пришлось уйти. Уже будучи студентом, понял, что авиастроение – это не для него, и без сожаления оставил институт. Родители не корили сына за это - всегда были на его стороне, считали, что юноша на верном пути и своего добьется.
Постепенно школьное увлечение фотографией стало делом его жизни. Но занятия спортом и точными науками не прошли даром – все это научило Рамиля быть собранным, уметь мыслить логично и системно. Много всего случалось на его жизненном пути, но однажды утвердившись в правильности сделанного выбора, он планомерно постигал искусство фотографии. На хороших учителей ему везло. Когда устроился в «Башфото «Нур», мастер своего дела Г.Н.Бронштейн помог ему освоить профессиональную печать. А третий учитель, Д.С.Гальперин, открыл Кильмаматову дорогу в мир образной, художественной фотографии, сделал его Автором, профессионалом, фотографом с индивидуальным видением мира. Затем профессиональные навыки были отточены в Тобольском культпросветучилище. Окончив его с красным дипломом, подающий большие надежды выпускник был приглашен профессором Б.Н.Нащокиным в Московский институт культуры. С уверенностью могу сказать, что Рамиль Кильмаматов в своем творчестве всегда оставался верен эстетическим канонам реалистической школы фотоискусства, и этому, безусловно, способствовали уроки, полученные в институте, где тогда преподавали великие режиссеры и знатоки операторской работы Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Владимир Мотыль… Дни учебы в Москве стали самым плодотворным временем профессионального общения с мастерами высочайшего уровня. Энергичный, кипящий идеями Рамиль был одним из инициаторов создания Союза фотохудожников России. Еще в 70-х годах прошлого века, буквально ворвавшись в плеяду самобытнейших российских фотомастеров, он уже тогда считался сложившимся незаурядным художником, нашедшим свои темы и свою особую, пронзительную интонацию. Именно он в дальнейшем сумел поднять профессиональное фотоискусство Башкирии на такую высоту, которая отличает его и сегодня. В российском фотоделе оно прочно заняло достойное место и получило звание «башкирской школы» (в кругу коллег-профессионалов именуемой «кильмаматовской»).
Природа щедро одарила Рамиля талантами. Он был блестящим организатором. Бессменный руководитель Республиканского кинофотоклуба «Агидель» (1976-2019). Идеолог и руководитель первого в России регионального творческого Союза фотохудожников - Союза фотохудожников РБ. До апреля 2019 года был секретарем Союза фотохудожников России и председателем его Башкирского отделения. Стал инициатором и координатором уникальных проектов – крупнейших всероссийских и международных мероприятий и фотофорумов. Многие известные современные фотохудожники считают его своим учителем. Всю свою долгую творческую жизнь Рамиль Исмагилович Кильмаматов участвовал в формировании художественного образа современного Башкортостана. «Душа и двигатель» многих начинаний, он буквально до последних дней жизни творил, вдохновлял, строил планов громадье…
Как и тридцать лет назад, вижу перед собой его серые глаза с каким-то неуловимым выражением: смешливо-нахальные и простодушно-ласковые одновременно. Но при этом мудрые… Рыжеватые, топорщившиеся в улыбке усы. От него веяло энергией и уверенностью. Жизнью. Творчеством. Таким я его впервые встретила солнечным апрельским полднем 1989 года. Мы тогда вместе работали в Республиканском центре народного творчества. Рамиль уже слыл звездой, о нем ходили легенды. Учился в Московском институте культуры у самого Сергея Бондарчука! Его работы имели большой успех не только на всероссийском фотоолимпе, но и на международном - отмечались серьезными наградами. На мероприятия, которые проводил возглавляемый им ставший уже народным клуб «Агидель», съезжались признанные мастера кино- и фотоискусства не только со всей России, но и из-за границы. На базе «Агидели» действовала даже Академия фотоискусства Башкортостана.
А я была просто молодым специалистом - редактором репертуарно-издательского отдела. Всего год назад окончила БГУ, специализировалась по журналистике, в газетах уже появлялись мои заметки. И вот спускаюсь я с коллегой с помпезного крыльца Министерства сельского хозяйства, что на Пушкина,106. Именно на первом этаже этого великолепного здания и располагался наш отдел, а фотоклуб «Агидель» в то время базировался в старинном особняке на улице Октябрьской Революции. Рамиль шел согласовывать какие-то бумаги к начальству (это все я узнала потом), а мы с подругой решили прогуляться в обеденный перерыв в парке. Весна, солнце не светит, а слепит. Наши глаза встретились. И будто молния сверкнула, и обоих поразил электрический разряд… Помню только, что сказали тогда друг другу какие-то дежурные слова… Но с того дня мы отчего-то стали часто и как будто неожиданно оказываться рядом на мероприятиях, проводимых центром народного творчества. От меня требовалось освещать в прессе эти события, в их число входили и те, которые организовывал Рамиль, причем организовывал блестяще.
Наш служебный роман полыхал у всех на виду. Все это было долго. И люди думали, что Рамиль образумится, ведь у него семья. Да еще и административная карьера Кильмаматова пошла по восходящей. А тут наш роман, который ни он, ни я не в силах были прекратить. Случилось то, что случилось. Видимо, так было предначертано судьбой. Мы не просто любили друг друга, нам вместе было интереснее жить. Возникали и совместные проекты. Делали вместе несколько книг. Занимались рекламной продукцией. Побывали в потрясающих фотокруизах. Ему всегда было важно знать мое мнение об отснятом им свежем материале. Я этим дорожила. Восхищалась его творчеством, гордилась им (и всегда буду любить, восхищаться, гордиться!). При этом Рамиль никогда не изменял однажды выбранному делу своей жизни – Фотографии.
Его фотопроизведения исполнены духоподъемного, жизнеутверждающего начала. Он был человеком по-настоящему теплым, с умным сердцем. Нежным, смотрящим на жизнь всегда влюбленными глазами. В нем жил ребенок, кто-то этого стесняется, а он нет. Когда куда-нибудь приходил, все вокруг него оживало. Рамиль обладал способностью легко сходиться с людьми, чувствовать их настроение, заражать своими эмоциями. Был не болтлив, умел хранить свои и чужие секреты. Не говорил, что ему плохо, всегда старался поддерживать других. А уважение к старшим у него было непоказное, какое-то проникновенное. Чувствовал людей, сердцем воспринимал перипетии их судеб. Так что вокруг него всегда возникала компания интересных, ярких личностей. Жить надо в полную силу – это его девиз. Сразу и начисто. Потом ничего не исправишь. Дорогой мой человек, умел любить по-настоящему – свою семью, Родину. Умел дружить по-настоящему. Умел творить по-настоящему! И я уверена в том, что антология работ Рамиля Кильмаматова – это не просто замечательные фотопроизведения Автора, но и срез, своеобразная картина самой эпохи.
Лариса КИЛЬМАМАТОВА.
И еще…
За творческие достижения и большой вклад в развитие фотоискусства в Башкортостане и России Рамиль Исмагилович Кильмаматов удостоен званий: народный художник Республики Башкортостан (2014), заслуженный работник культуры БАССР (1990) и РФ (2007), лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева (2010). Был отмечен знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1979), золотой медалью международной фотовыставки «Кадр-80» в Армавире, золотой медалью международной фотовыставки «Лидер-82» в Тольятти, бронзовыми медалями ВДНХ СССР (1979, 1981, 1983, 1986), серебряной и бронзовыми медалями фотосалона «Европа» в Барселоне (1981, 1983), дипломом лауреата и специальным призом всероссийской выставки «Россия – отчий дом» в Курске (1990), гран-при и дипломом лауреата фотовыставки Союза фотохудожников России в Смоленске (1991), дипломом Союза фотохудожников России «За успешную реализацию международных проектов» (2010). Стал лауреатом всероссийского фотоконкурса «Национальные праздники России» в Москве (2016, 2017), победителем народного рейтинга «Любимые художники Башкирии» в Уфе (2019)...
Изданы авторские книги-фотоальбомы Рамиля Кильмаматова: «Я вас люблю» (1996), «Башкортостан в сердце моем» (2007), «Башкортостан – мой отчий дом» (2007), «Башкортостан в душе моей» (2013), «На земле мне близкой» (2013), «Сказание о земле башкирской» (2019), «Рамиль Кильмаматов. Племя крылатых тулпаров» (2019).
Его лучшие работы вошли в фотоальманахи ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ, в фотоальбом «Пейзажи России», в презентационные книги о Башкортостане, выпускаемые в 1990-2018 годах.
Многочисленные фотоработы Рамиля Кильмаматова находятся в коллекциях музеев и галерей в России и за рубежом, собраниях Государственного архива и Национального музея РБ, в частных музеях фотографии.
10-04-2020 (0) Просмотров: 635 Номер: 24(13403) Версия для печати