Разве театру привыкать работать с маской!
Сотрудники пошивочного и бутафорского цехов БГТОиБ с 11 апреля перешли на изготовление защитных костюмов для медиков, борющихся с коронавирусом.
…А начиналось все совсем с другого. Дело в том, что семья художественного руководителя Башкирского государственного театра оперы и балета, народного артиста Башкортостана Аскара Абдразакова уже давно, еще до пандемии, курировала несколько семей, достаток которых не позволял, мягко говоря, жить этим людям на широкую ногу. В число подопечных супругов Абдразаковых вошли многодетные, малообеспеченные семьи, в которых подрастало многочисленное потомство, вплоть до восьми (!) детей, одинокие старики и уфимцы с инвалидностью… Коробки с самыми необходимыми продуктами, пакеты фруктов, пеленки, средства гигиены – вот далеко не полный перечень того, чем Аскар Амирович и Наталья Сергеевна, а она, добавим, является членом Попечительского совета Благотворительного фонда «Территория счастья», со всей широтой души снабжали тех, кого принялись опекать, понимая, что без такой помощи жить этим людям будет гораздо тяжелее. Именно поэтому дни, когда в Уфе был объявлен режим самоизоляции, Абдразаковы восприняли как своего рода призыв помочь тем, кому в это время приходится особенно трудно. Далее все развивалось по спирали. Список, так сказать, личных подопечных абдразаковской семьи стал разрастаться за счет питомцев фонда «Территория счастья», которых Наталья Сергеевна также взяла в эти тяжелые дни под крыло. И тут об этом радении услышал руководитель исполкома Башкортостанского регионального отделения партии «Единая Россия» Рустем Ахмадинуров и даже руками всплеснул: «Вы что, у нас же для таких семей есть специальные наборы «Продукты Башкортостана», так что берите, сколько нужно – ведь это же общее дело!».
И завертелось, цепочка, не имеющая конца, продолжала прирастать звеньями, телефон Натальи Сергеевны разрывался от звонков тех, кому нужна помощь, и к развозке столь необходимых «пайков», помимо Абдразаковых, стали присоединяться другие добровольцы, скажем, вокалисты БГТОиБ, у которых есть свои автомобили, например, известные всей республике оперные певицы Лариса Ахметова и Эльвира Фатыхова, это, не считая того, что сама Наталья Сергеевна постоянно «дежурит» на доставке вместе с театральным водителем Айратом Шазияновым. Особенно трогают ее сердце представители старшего поколения: «Благодарят, плачут даже, мол, не забыли нас. Они, кстати, самые неприхотливые – привыкли обходиться малым, единственное, о чем просят, – привезти молока, хлебца свежего, ну, может быть, творожку…»
А затем, помимо хлопот с нуждающимися в такой поддержке людьми, случилось следующее: Аскар Амирович, знакомясь с вопросами, поднятыми на очередном брифинге у Главы Башкортостана Радия Хабирова по коронавирусной инфекции, услышал о том, что для медиков, борющихся с этой напастью, не хватает специальных защитных костюмов (а их принято называть противочумными костюмами, кои используются персоналом медучреждений при работе в условиях возможного заражения возбудителями особо опасных инфекций), равно как и не хватает предприятий и рабочих рук для их изготовления, подумал про пошивочный цех БГТОиБ, каковой в период самоизоляции, собственно, был временно отправлен по домам. Далее ситуация развивалась еще стремительнее – Аскар Абдразаков, озвучив свою идею в Правительстве РБ, позвонил генеральному директору БГТОиБ Ильмару Альмухаметову, который, выслушав худрука, ответил: «Постараемся сделать все возможное, чтобы помочь». И позвонил сначала начальнику пошивочного цеха Наталье Петровне Васильевой, попросив ее переговорить с сотрудниками, а затем в Минкульт республики, дабы получить в этом ведомстве разрешение на выход людей на работу. И когда этот вопрос был согласован, мастера из «пошивки», привыкшие за годы работы в оперном работать с театральными костюмами, дружно взялись за новое дело. Дома остались только те из них, кто уже достиг или перешел границу 60-летия. Но и они не сидят сложа руки, занимаясь изготовлением защитных масок – сшили уже две тысячи, а третью тысячу сдали к 12 апреля. Заметьте, никто этих людей не заставлял, команда Натальи Васильевой в каком-то смысле добровольцы, шутит: «Мы уже все, что могли, дома переделали, лучше работать, чем сидеть, тем более, когда в нас есть такая нужда». Заказ эта ударная бригада, в состав которой входят четырнадцать человек, получает от Минпрома республики, в театр привозят огромные, весом более ста десяти килограммов, рулоны специального материала спандбонд (англ. spandbond) – это, собственно, название технологии производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом (он часто используется для изготовления одноразовой одежды, в том числе и медицинской). Далее «ткань», раскроенная с помощью специального ножа (это особый прибор, с которым ловко управляется начальник бутафорского и поделочного цехов Альберт Еникеев, он же и раскатывает тяжелющие рулоны, без его помощи женщинам было бы очень трудно, и складывает готовые костюмы. В театр изначально привезли лекала для раскроя будущих комбезов, взяв за основу размер 52-54…
А вот нитки, фурнитуру – липуны, по три на каждый комбинезон, молнии и резинки, которые пришиваются к рукавам, чтобы затем эту петельку медик перекинул на палец, и уже тогда сверху надеваются перчатки – ничего не задерется, не сползет, то есть герметичность обеспечена… А вот фурнитуру БГТОиБ пока добывает сам, и в данном процессе Наталья Абдразакова тоже «играет роль» первой скрипки, берет на себя все переговоры – это без предварительного заказа не так уж и просто, тем более когда все нужно срочно. Впрочем, затем заказчик оплатит им расходы… На капюшон каждого костюма мастерицы клеют QR-коды в обязательном порядке. Кстати, в день они изготавливают примерно сто костюмов, на каждый из которых уходит 2,7 метра спандбонда. Изначально Минпром просил театральный цех шить по пятьсот пртивочумных костюмов в день, но это нереально, поскольку у «пошивки» БГТОиБ нет мощностей, характерных для производственных предприятий, работающих на поток. Здешние умелицы привыкли к штучным вещам, индивидуальному пошиву, возможно, именно поэтому они даже усовершенствовали комбинезоны, переделав их «седло» на так называемый балетный шаг, как шьют для своих артистов. «Теперь врачи хотя бы присесть смогут свободно, хоть на корточки», - говорит Наталья Васильева, демонстрируя нам усовершенствованную модель. На днях к ним, добавлю, приходили с проверкой представители ОТК, тщательно все осмотрев, попросив обметывать каждый шв, чтобы ни грамма воздуха не могло проникнуть внутрь, и дав в конечном итоге «добро!».
Работать бригаде добровольцев непросто, во-первых, они все в масках и не привыкли к потоку и очень скучают по своим привычным обязанностям. Во-вторых, время и условный план поджимают – женщины фактически не встают из-за своих машинок – пятнадцать минут на обед и… вновь «к станку».
Важно сказать и то, что перед тем, как мы попали в пошивочный цех театра, на вахте БГТОиБ мы прошли «проверку» тепловизором (каждой мастерице там же утром на входе и вечером – на выходе измеряют температуру), затем обработали руки дезинфицирующим раствором и только тогда были допущены в «тайное тайных»… Добавим также, что всех сотрудниц в цехе, а это несколько помещений, в которых по три-четыре раза в день проводится санобработка, рассадили с учетом социальной дистанции…
…Бригада работает ударно, то есть так, как во времена стахановского движения энтузиасты боролись за переходящие красные знамена и вымпелы. И, честно и качественно занимаясь столь нужным для республики и всех нас делом, продолжает скучать по театральным костюмам… В дни сдачи спектаклей они чуть ли не в полном составе спускаются со своего верхнего этажа в Большой зал, устраиваются в алых креслах партера и внимательно оценивают результат, чуть ли не пристальнее театральных критиков следя за всеми тонкостями и движением сюжета нового спектакля. Впереди у пошивочного цеха БГТОиБ четыре новых постановки – две балетные и две оперные. Ведь рано или поздно это случится…
…Напоследок, дабы продемонстрировать нам костюмы для медиков республики, две Натальи, Васильева и Абдразакова, наряжаются в белый и голубой комбинезоны, превращаясь в марсианок, с учетом масок мы уже и не можем понят, кто из них кто... Смеемся, желаем удачи, от души благодарим всех этих хороших, отзывчивых людей и прощаемся со словами: «Увидимся в театре!»
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
1-05-2020 (0) Просмотров: 4 019 Номер: 30(13409) Версия для печати