Помылся сам – помой друга!
Молодые автовладельцы сейчас и представить себе не смогут, каким событием была покупка автомобиля в семидесятых годах прошлого века. Событием не только для семьи – для всего двора!
…Соседи высыпали на балконы: «Николай машину купил!» Мой отец не спеша вылез из мышино-серого «москвичонка», оглядел авто со всех сторон и направился к подъезду. Он уже договорился об аренде капитального гаража, ибо в те годы оставить машину на ночь без присмотра считалось форменным безумием. И это был первый и последний день, когда четырехколесный друг нашей семьи долго, до самого вечера, стоял во дворе. Как приятно на него полюбоваться из окна!
Вслед за торжественным «явлением «москвича» народу» жители двора стали свидетелями не менее торжественного ритуала, от последствий которого у папы чуть не случился… сердечный приступ. Мои мама и бабушка вышли во двор, держа в руках ведра с горячей водой, настоящие - из лыка! – мочалки и пачку стирального порошка «Новость». И отдраили достойное по тем временам творение Ижевского автозавода… нет, не до блеска. А, как говорят, с точностью до наоборот. Мочалки и порошок сделали свое дело: автомобиль приобрел благородную, как заметили бы сегодняшние автогурманы, матовость. Насколько благородную, настолько и непоправимую. По крайней мере, моего отца, как я уже говорил, чуть не хватил кондратий, и честно выполнившие свою работу жена и теща долго не могли взять в толк, отчего он хватается за сердце.
Папа неоднократно пытался восстановить блеск кузова с помощью всяких полиролей. Но что такое модная автохимия рядом с лыковыми мочалами, советским стиральным порошком и исступленным рвением двух счастливых женщин, родившихся в деревне и знающих, что такое «отдраить»! Не подозревая, как стильно и модно выглядел бы он в двадцать первом веке, «москвичонок» много лет честно возил нас на дачу, охоту, рыбалку, за грибами, в деревню в гости, в другие города.
Каждый раз, берясь за губку, дабы помыть свой автомобиль, я с улыбкой вспоминаю это событие полувековой давности в нашем старом добром дворе.
Сейчас, конечно, никому в голову не придет драить авто мочалкой и стиральным порошком. Но есть и другие способы благополучно сгубить лакокрасочное покрытие кузова, к которым иные нередко прибегают. Можно, например, доверить помыть ваш седан мальчишкам, которые с рвением возьмутся за дело всего за сотенку, а то и меньше. Возьмутся – и благополучно «подарят» вам с помощью своих тряпочек тысячи микроцарапин. Потому что качественно вымыть автомобиль с помощью тряпки и одного ведра воды невозможно по определению. Да, основная грязь будет смыта, и издалека ваш железный конь будет иметь весьма презентабельный вид. Но – только издалека.
Конечно, самый лучший вариант – обратиться в современную автомойку, где все сделают правильно. Однако многие автовладельцы предпочитают мыть машину самостоятельно, вручную, если есть такая возможность. Понятно, речь не о береге реки, где заниматься этим категорически запрещено (напомню, что по букве закона вашему авто вообще нельзя находиться у самого водоема, если там не проходит дорога). В основном самостоятельной мойкой занимаются во дворах частных домов или на территориях своих садовых участков. Да, так, конечно, выгоднее, но со мной согласятся многие автомобилисты: в этом есть и своя прелесть. Приятное для истинного автолюбителя занятие сродни купанию живого коня. Я люблю мыть своего коня железного на лужайке садового участка. И делаю это, повторю, далеко не только из соображений экономии. Ритуал!
Так как правильно помыть вручную автомобиль? Здесь премудростей немного, но есть правила, которые необходимо неукоснительно соблюдать.
Правило первое – не жалейте воду. Я не призываю ее транжирить, но именно недостаток воды (вспомним пацана с ведром) и станет причиной появления мельчайших царапинок. Ни в коем случае нельзя сразу начинать тереть губкой кузов! Обильно со всех сторон облейте машину водой. Хорошо, если у вас есть шланг и насос, который необходимый напор и создаст. Этим вы смоете пыль, некоторую часть грязи. И не стоит сразу приступать к мойке! Пусть въевшаяся грязь отмокает. А мы тем временем вытащим резиновые коврики-поддоны, помоем их (ясное дело, не той губкой, которой собираемся мыть автомобиль!) и положим подсохнуть на солнышко. После чего пропылесосим салон, протрем влажной тряпочкой все панели. Посматривайте на кузов. Он быстро высох? Это случается, если вы взялись за мойку в самое неподходящее время – под палящими лучами солнца. И это неполезно. Тысячи капель воды, словно маленькие линзы, фокусируют свет, и лакокрасочное покрытие получит микроскопические повреждения-ожоги. Также нельзя в жару обливать раскаленный кузов ледяной, из скважины, водой. Что будет? Окатите студеной водой раскаленную стеклянную банку! Только при этом отойдите подальше…
Лучшее время для мойки автомобиля – пасмурная погода или вечер. Или в жару, но под навесом. Да и вам самому комфортнее будет.
Итак, салон чист, коврики сохнут. Мы еще разок окатим кузов водой (а это лишним никогда не будет) и приступим непосредственно к мойке. Разбавляем в ведре, придерживаясь инструкции, автошампунь. Здесь оговорюсь: не слушайте интернетных умников, которые советуют пользоваться, например, средством для мытья посуды. «Фэри» для этого не предназначено! Автошампунь же создан для мытья именно автомобилей, и не надо тут мудрить. Я абсолютно не против маленьких хитростей, экономящих ваш бюджет, но, поверьте, это не тот случай.
Обильно смачивая губку раствором шампуня, наносим его на кузов. Возьмите за правило никогда не совершать круговых движений. Если по какой-то причине вы нанесете микроцарапины, то при любом ракурсе круговые повреждения будут гораздо виднее, чем прямые.
Касаемо ручной мойки, существует так называемое правило «двух ведер». Приготовьте два ведра, желательно разного цвета. В одном разведите шампунь, во второе наберите чистую воду. Теперь, прежде чем снова обильно смочить моющим раствором губку, сначала сполосните ее в ведре с чистой водой, а потом снова окуните ее в раствор.
Итак, кузов помыт, помыты и колесные диски. Теперь надо автомобиль обильно ополоснуть, после чего будем удалять влагу с кузова. Но не стоит сушить его чем попало. Для этого существуют специальные «резиновые тряпочки», которые вы найдете в любом автомагазине (они продаются в желтых футлярах-тубусах). Такой тряпочкой не надо тереть: расправив ее, следует просто вести по поверхности, собирая влагу. Выжимаем – и протираем снова.
Раньше были популярны щетки, к которым через штуцер подсоединялся шланг. Удобно: моешь – а из щетки идет вода. Но сегодня многие от подобных щеток отказываются: уж слишком нежными стали автопокрытия – царапаются от малейшего прикосновения. И потому лучше обычной губки еще ничего не придумано (речь, конечно же, сугубо о контактной мойке).
В заключение хочется дать несколько советов по самостоятельным действиям – но уже на автомойках самообслуживания. Их отличие от традиционной «ручной» мойки в том, что там процесс бесконтактный, и вы имеете дело не с губкой и ведром, а с компрессором, создающим сильный напор воды.
Первым делом позаботьтесь об одежде и обуви. Здесь, в отличие от дачного участка, полностью переодеться у вас нет возможности. И потому будет нелишне иметь при себе резиновые сапоги и непромокаемый плащ. Помыли, переодели обувь, скинули плащ – и в путь!
Алгоритм ваших действий на мойке самообслуживания тот же самый: размачиваем грязь, моем, ополаскиваем. Только размачиваем уже сильным напором воды. Не подносите сопло близко к кузову и под прямым углом! На некоторых мойках есть режим «Осмос». Это не что иное, как ополаскивание дистиллированной водой, после чего на кузове не останется разводов и следов капель. Не хотите за это платить – не пользуйтесь. У вас же есть резиновая тряпочка в желтом футлярчике.
…А вы заметили: машина после мойки и бежит как-то веселее? Любая тварь уход и ласку любит. Пусть даже она неодушевленная и четырехколесная.
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Фото автора.
Фото автора.
17-07-2020 (0) Просмотров: 675 Номер: 49(13428) Версия для печати