Где врачевали боль душевную?
В сентябре Республиканская клиническая психиатрическая больница отметит свое 145-летие. Мне довелось работать в этой клинике в течение 19 лет неврологом-консультантом, и я считаю эти годы лучшим периодом в своей трудовой биографии. Сегодня очень важно напомнить читателям о том, как зарождалась психиатрическая помощь в республике. А затем мне хотелось бы поделиться своими личными впечатлениями от работы в замечательном коллективе РКПБ.
Дом призрения
Во все времена и эпохи жили люди, страдающие душевными недугами. Земский психиатр П.И.Якобий справедливо указывал, что «психиатры - сыны своего времени, психиатрические больницы - продукты своей эпохи». Отношение к психическим больным менялось по мере того, как общество становилось цивилизованным и толерантным. Душевнобольные, жившие в средневековье в западных странах, считались одержимыми, ведьмами, подвергались пыткам и заточению. В православии их ласково называли юродивыми и помещали при монастырях и церквях.
XVIII столетие для русской психиатрии началось с реформ Петра I, видевшего «в умалишенных - больных и только больных, о которых нужно заботиться и лично и имущественно», считавшего государственной обязанностью опекать тех, «кто сам о себе позаботиться не в состоянии». Правда, указы Петра I стали выполнять лишь в период правления Екатерины II. Именно в это время появились первые официальные госучреждения «для призрения и исцеления» душевнобольных.
До начала XIX века люди с психическими отклонениями жили в семье или бродяжничали, а при беспокойном поведении помещались в тюремные остроги. Условия содержания были такими, что побудили Александра Сергеевича Пушкина написать сии скорбные строки:
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Сведения из истории развития психиатрической помощи можно найти в архивах, в книгах различных авторов. Эту тему изучал в том числе профессор Магариф Гатауллин. Уфимская губерния входила в состав Оренбургской и подчинялась Оренбургскому губернскому правлению. В 1790 году «Приказ общественного призрения» открыл в Уфе первую Губернскую земскую соматическую больницу. В архивах сохранилось несколько пожелтевших от времени фотографий корпусов, запечатлевших прошлое Уфимской губернской земской психиатрической больницы, построенной в 1875-1897 годах в конце улицы Богородской (ныне улица Революционная) на участке в 46 га, купленном Земской Управой у Почетного купца Уфы, землевладельца Аполлона Новикова. По штату в больнице «было положено 20 мужских и 16 женских коек». Заведение находилось под присмотром члена губернской врачебной управы доктора Шпира.
Смирительные рубашки изъяли
Посетивший Уфу в 1890 году профессор психиатрической клиники Московского университета Сергей Корсаков пригласил Сергея Сухова, который работал в Москве, на вакантную должность заведующего психиатрическим отделением Уфимской губернской земской больницы. Новый заведующий за короткий срок провел реорганизацию, нашел возможность отделить беспокойных больных от выздоравливающих. В помещениях стало больше света, они вентилировались. Штат персонала увеличился с 5 до 21 человека. О состоянии больных велись записи на скорбных листах.
В порядке трудовой терапии больные привлекались к различным видам труда - пошиву и ремонту одежды, обуви, уборке помещений. Меры стеснения, смирительные рубашки были изъяты. Взамен применялись лечебные средства: сно-
творные, успокаивающие, противосудорожные, а также психотерапевтические методы. Уже в первый год своей работы в Уфе Сергей Сухов поставил перед Земской управой вопрос об обособлении психиатрического отделения от губернской общей больницы, и в 1893 году оно было преобразовано в психиатрическую больницу губернского земства. Началось строительство новой больницы на так называемой «дровяной площади» - это была городская окраина, за которой начинался Сибирский тракт (ныне проспект Октября).
Строительство зданий, начатое в 1894-м, завершилось лишь к 1914 году. Наряду с одноэтажными павильонами строились двух- и трех-
этажные кирпичные корпуса для больных, специальные квартиры для врачей и другого персонала. В 1896-1898 годах были приглашены еще 3 врача. Количество больных с каждым годом увеличивалось: к 1891 году их было 115, а в 1897-м уже 244. В больнице активно применялись реабилитационные методики. Ежегодно здесь отмечали новогодний праздник с играми, подарками, на вечерах показывали картины с помощью «волшебного» фонаря. Вместе с лечебными корпусами на территории находились духовные учреждения, больных посещали священнослужители традиционных конфессий. Пациентов часто отпускали в город, на базар или к родственникам. К началу ХХ века больница насчитывала уже 7 корпусов – 3 мужских и 4 женских.
Содержание больных в стационаре было образцовым и бесплатным. Для состоятельных и имущих больных, нуждающихся в длительном уходе, открыли пансионат. Также были внедрены внебольничные формы помощи - патронаж, так называемое содержание больных в «приемных» семьях, с организацией лечения и питания, выплатой пособия семье, содержащей больного. При больнице организовали амбулаторию, открыли швейную, обувную, столярную, переплетную, портняжную мастерские. Пациенты обрабатывали землю при больнице площадью в 25 десятин, выращивали зерновые культуры, овощи, фрукты, содержали животных. Все это оказывало положительное влияние на лечебный процесс, и многие пациенты смогли после болезни вернуться к обычной жизни.
В 1908-1914 годах ординатором психиатрической больницы в Уфе был Лев Айхенвальд, автор 27 статей, редактор книги «Итоги переписи душевнобольных Уфимской губернии» и монографии «Право душевнобольного». Проведенная в 1913 году перепись выявила реальное количество больных, их социальное положение и нуждаемость в различных видах помощи. Нашел свое отражение этнический состав пациентов, что имело определенное значение для организации психиатрической помощи в многонациональном крае. Земские врачи-психиатры наряду с огромной лечебной нагрузкой (на 1 врача приходилось более 100 больных), экспертной работой (проведение испытаний, представление на окружном суде) находили время для написания научных статей, брошюр и серьезных научных исследований.
В 20-30-х годах в стране начали бурно развиваться внебольничные формы психиатрической помощи, создавались нервно-психиатрические диспансеры. В 1924 году в Уфе на базе психиатрической больницы был создан институт психо-физиотерапии с неврологическим, санаторным, наркологическим, детским, психотерапевтическим отделениями имени первого наркома здравоохранения Российской Республики Николая Семашко. А после открытия в 1932 году медицинского института при Республиканской психиатрической больнице создали кафедру психиатрии, которую возглавил участник Гражданской войны, ученик академиков Владимира Бехтерева и Ивана Павлова - профессор Измаил Случевский.
Уфа стала научным центром
Коллектив больницы и кафедры психиатрии в предвоенные годы добился значительных успехов в изучении эпилепсии, а затем в военной экспертизе, лечении травм головного мозга, нервно-психических нарушений, предложив новые, эффективные методы лечения. В годы Великой Отечественной войны Уфа превратилась в один из научных центров страны по невропатологии и психиатрии, сюда эвакуировались научные силы столичных и других крупных городов.
В послевоенные годы шло развитие материальной базы, оснащения стационара. Больничный городок разрастался. Старые здания красного кирпича, в которых после революции какое-то время находились казармы с конюшнями, соседствовали с постройками конца 70-х годов. На кафедре психиатрии, которую в разные годы возглавляли выдающиеся ученые - Александра Борзунова, Андрей Выясновский, Александр Познанский, внедривший нейролептикотерапию, Марфуга Гайсина, Маргарита Красильникова - велись плодотворные научные исследования.
Спасти от самих себя
Психиатрия - особая область медицины. Пациенты попадают сюда нередко помимо своей воли. Находится немало «борцов за права человека», огульно обвиняющих психиатрию и психиатров. Но обвинять всех и вся могут только те, кто никогда не видел настоящих больных и не читал их историй болезни. Психиатрия защищает общество от опасных пациентов, а пациентов - от самих себя, ибо многие из них больными себя не осознают. Как и в любом лечебном учреждении, здесь есть общие отделения, а также для больных преклонного и детского возраста, с соматической, невротической, инфекционной патологией, для проведения трудовой, судебной и военной экспертизы. Существует консультативная служба, в которую входят врачи 41 специальности. Отделение так и называется - ЛДО (лечебно-диагностическое).
Работа консультанта лишь кажется нетрудной. На самом деле это ошибочное мнение. Во-первых, пациенты с душевными болезнями не всегда могут рассказать о том, что их беспокоит, как появились жалобы. Они могут испугаться осмотра, увидя в нем угрозу. Психические расстройства могут быть следствием неврологических заболеваний, например, опухоли мозга, травм, укуса клеща. Работать с такими больными, относиться к ним гуманно, чутко и внимательно - трудно, однако необходимо. Сколько прекрасных психиатров, врачей других специальностей и других сотрудников, чутких и отзывчивых людей работали и продолжают здесь работать! Мало где можно встретить такое заботливое отношение к пациентам. В Республиканской клинической психиатрической больнице всегда стараются помочь людям, часто ставшим из-за особенности своего заболевания социально или юридически незащищенными. За жизнь тяжелых пациентов с сопутствующими соматическими заболеваниями самоотверженно борются в отделениях стационара, в больничном листе не указывается, что человек лечился в психиатрической клинике, и это очень важно для продолжающих работать пациентов. Кроме отделений здесь есть лечебно-трудовые мастерские, позволяющие пациентам сохранять профессиональный статус, овладевать новыми профессиями и проявлять свои творческие способности в художественных мастерских. С прошлого года выездные бригады скорой психиатрической помощи стали частью больницы. Амбулаторную помощь взрослые и маленькие пациенты получают в диспансерных психоневрологических отделениях Октябрьского, Орджоникидзевского, Демского районов.
Многие наслышаны о дневных стационарах больницы - это уютные отделения, расположенные в Сипайлово и микрорайоне «Южный». Пациенты, которые приходят туда из дома, получают не только лечение, но и огромную долю сердечного тепла, они чувствуют свою востребованность и значимость в обществе. Именно они - люди с особенностями психического развития - стали инициаторами создания вокально-инструментального ансамбля «Вдохновение», хоровой студии «Мы - вместе!», театрального инклюзивного коллектива «Вектор».
«Отсюда уйти нельзя»
Больница, которая еще 13 лет назад располагалась на улице Владивостокской, стала домом для всех, кто в ней работал. Его теплую атмосферу, «чувство локтя» товарищей по работе забыть нельзя. Воспоминания коллег о проработанных в больнице годах всегда сопровождаются улыбкой и положительными эмоциями, «мы здесь как семья…»
Конечно, старые корпуса с высокими потолками, огромными «наблюдательными» палатами на 20 человек устарели, требовали соответствия современным нормам лечения пациентов. Уже нет старых зданий - памятников архитектуры, сохраненных на пленке заведующей отделом истории края Национального музея РБ Верой Макаровой. В 2007 году была торжественно открыта первая очередь больничного комплекса на 1600 коек в Калининском районе Уфы. Это событие было приурочено к 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России. Все эти годы Республиканская клиническая психиатрическая больница продолжает реализовывать мероприятия по профилактике, своевременной диагностике, лечению психических расстройств, осуществлению медицинской и социальной реабилитации. В новой больнице пациентам, несомненно, лучше. Но это уже другая история.
Эмма ШКУРКО.
На снимке: корпус старого здания больницы на улице Владивостокской.
Фоторепродукция Лилии ЗАГИРОВОЙ.
15-09-2020 (0) Просмотров: 906 Номер: 64(13443) Версия для печати