Почему от платёжек бросает в жар?
Вторую зиму подряд тема платы за отопление — в числе самых горячих в республике. Казалось бы, все проблемы по этой части обсудили еще год назад, и вопросов у населения возникать не должно, но нет — люди вновь негодуют по поводу «раздутых» счетов и требуют объяснений.
В очередной раз речь о «тяжеловесных» квитанциях зашла на круглом столе, состоявшемся в минувшую пятницу в редакции «Комсомольской правды». Заместитель председателя комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Государственного Собрания — Курултая РБ Елена Родина извинилась перед жителями и призвала последовать ее примеру ресурсников. По ее мнению, виной всему - отсутствие должного информирования граждан о зимнем повышении платы, характерном для схемы расчета за тепло по фактическому потреблению. Скажем, если бы предупреждение о предстоящем стоимостном скачке разместили на обратной стороне квитков, такого взрыва недовольства можно было бы избежать, считает спикер. Впрочем, заместитель министра ЖКХ Башкортостана Марат Шангареев напомнил о широкой информационной кампании 2020-го. Внушительное количество материалов о расчетах за отопление было опубликовано и в «Вечерней Уфе», однако среди наших читателей горячая тема по-прежнему не теряет актуальности.
Ничего себе скачок…
Иным пришлось чуть ли не с боем добиваться монтажа общедомовых приборов учета, снятых весной для поверки - притом уже в начале отопительного сезона. И на этом история не закончилась. К примеру, старшая по дому №4/1 на улице Ирендык Валентина Федорова получила счет за декабрь на 6270 рублей. Женщина не понимает, откуда взялась огромная сумма. Да, декабрь выдался на 8 градусов холоднее ноября, а значит, дом «съел» гигакалорий больше – естественно, и плата должна стать выше. Но почему скачок настолько резкий, будто за окном – минус тридцать пять? Кстати, по утверждению руководителя общественной организации «Уфасити.ми» Вадима Белякова, если декабрьские начисления оказались выше ноябрьских более чем на 40 процентов, а есть и дома, где показатель рванул сразу на 100 и даже на 200 процентов (!), - это ЧП и повод для активных действий.
К слову, общественники под его началом, как и обещали осенью, планомерно разбираются в ситуации. Одно из направлений работы — сбор данных по проблемным адресам. Зайдя на страницу «Уфасити.ми» в соцсети «ВКонтакте» можно кликнуть выделенную ссылку и внести ключевые показатели из квитанций за последние два месяца в краткую анкету. По состоянию на 15 января данными с экспертами поделились 3748 жителей региона, почти 2700 из которых — уфимцы. В ближайшее время сведения проанализируют и направят большое обращение в Правительство республики с просьбой о помощи в решении проблемы.
Ну очень странные площади!
А вообще, недаром, когда в профильных ведомствах в сотый раз рассуждают о недочетах по части информированности населения, многих это начинает всерьез раздражать. Например, в 2020-м десятки читателей «Вечерки» вырезали и сохранили на будущее все формулы и образцы расчетов платы за отопление. Но вот дело дошло до практики, а применить алгоритм оказалось не так-то просто.
- Живу в двухкомнатной квартире площадью 59,2 квадратных метра. За декабрь принесли счет около 3500 рублей. Может, по сравнению с «миллионами», которые выставляют другим, сумма и не страшная, но, по моим меркам, она более чем серьезная, - пишет жилец девятиэтажки №41 на улице Набережной реки Уфы Руслан Б. - Впервые в жизни решил проверить начисления, на что потратил весь вечер. Кое-как определил, какой именно и из какой таблицы в квитанции объем потребления тепла надо подставлять в формулу (кстати, он на 50 процентов выше ноябрьского!). И если с тарифом и площадью квартиры все понятно, то с площадью жилых и нежилых помещений запнулся. Результат подсчетов никак не сходился с цифрами в платежке. Достал квитки от управляющей компании, а потом еще заглянул на сайт регоператора по капремонту. В итоге с удивлением обнаружил, что данные различаются. В последних двух источниках площадь жилых и нежилых помещений составляет 6518,7 «квадрата», а у ресурсников — 6492,2. Притом, если подставлять в формулу вариант жилищников, плата за отопление получается меньше. Спустя час, наугад перепробовав несколько вариантов расчетов, пришел к выводу, что БашРТС использует в формуле отдельно площадь жилых помещений и объем потребления ими теплоэнергии. Думал, наконец, разобрался. Решил проверить начисления в квартире родителей, но там, как выяснилось, с площадями и вовсе – труба. Условно говоря, нет ни одного «общего знаменателя».
И данный случай не единственный. Порой буквально во всех платежках приводятся разные сведения о площадях (загляните-ка, уважаемые читатели, в свои «письма счастья»!) Об этой проблеме мы упоминали еще прошлой зимой.
Без контроля никак
Хотя есть и другие моменты, заставляющие потребителей нервничать.
- Каждый месяц показания общедомового тепломера снимают без представителя совета дома. Притом насколько важно участвовать в данном мероприятии, мы знаем не понаслышке. Несколько лет назад объем потребления в квитанциях начал каждый месяц «прыгать». Назначили ответственного со стороны жильцов, он стал спускаться в подвал вместе с представителем управляющей компании. После словно по мановению волшебной палочки все выровнялось, - говорит председатель совета дома №41 Александр Смирнов.
Однако позже ответственный сосед переехал, а его место так никто и не занял: по словам активиста, для подобного дела требуется неработающий человек, который в любой момент сможет сопроводить жилищников в подвал.
- Хотелось бы контролировать ситуацию так, как удобно нам, ведь мы - собственники «квадратов». Я, к слову, некогда и сам занимался снабжением жилфонда энергоресурсами и хорошо разбираюсь в теме. Однако управляющая организация наотрез отказывается давать ключи от подвалов и чердаков. «Замковая война» продолжается не первый год. Выглядит происходящее нелепо, но мы с жильцами уверены: наши права нарушают. Да и как люди могут быть уверены, что к системе теплоснабжения не подключился какой-нибудь коммерсант, а счетчик действительно исправен и верно настроен? Раз смотрел сериал «Тайны следствия». В одной серии полицейские потребовали у консьержа ключи от подвала, а тот ответил, мол, они - у домкома. Почему в реальной жизни не так? – вопрошает Александр Иванович.
А вот что подчас случается, когда жильцов, в принципе, не интересует состояние тепломера, и доверяют они жилконторе без всяких проверок - как в доме №10 на улице Ковшовой. Еще за ноябрь обитателям девятиэтажки произвели расчет по показаниям общедомового прибора, а за декабрь вдруг прислали непривычно солидные начисления. Как выяснилось, плату выставили, исходя из нормативов. Соседи принялись искать причину, спустились в подвал, а счетчик-то… отключен, провода, ведущие к нему, обрезаны. Уфимцы обратились за помощью к «Уфасити.ми», после чего написали заявление в УЖХ Октябрьского района. Очевидно, быстро такой вопрос решить нереально, так что зима для коллектива на Ковшовой явно будет затратной.
А если поставить модем?
Кроме того, на размер платы влияют и сроки снятия показаний общедомовых тепломеров, утверждают эксперты. По закону делать это должны с 23-го по 25-е число каждого месяца, но по факту данные могут зафиксировать и 17-го, и 20-го… Да когда угодно! А ведь есть разница, учитывается ли объем потребления гигакалорий за 25 дней, 30 или 35. Сами же рядовые потребители о подобного рода нарушениях могут и не догадываться.
Решением такой проблемы могло бы послужить оснащение всех жилых зданий модемами для автоматической передачи показаний. Данное предложение высказало руководство Общественной палаты РБ. Напомним, что в столице на сегодня «умные» устройства имеются примерно в 1000 домах. Стоимость одного такого – около 10000 рублей. Ресурсники уже выразили готовность участвовать в реализации программы по обеспечению модемами всего жилфонда. В то же время общественники хоть и поддерживают данную инициативу, но не считают ее панацеей. Дело в том, что показания тепломеров важно не только своевременно и точно передавать, но и анализировать, притом также в режиме реального времени. Скажем, оборудование сообщает, что в дом стало поступать на несколько тонн больше теплоносителя или его температура слишком завышена (то есть идет перетоп). Без оперативной реакции жильцов (а им бы еще самим не мешало освоить новую технологию), жилищников или ресурсников начисления снова взлетят до небес. Следовательно, работу с модемами изначально нужно выстраивать грамотно.
Надоели перетопы
К слову о перетопах, которые тоже сильно бьют по кошелькам потребителей. Практика показывает: по данной части добиться справедливости бывает крайне сложно. Жилищники пеняют на ресурсников, а те в свою очередь отправляют в жилконторы.
- По закону поставщики тепла отвечают за подачу ресурса до границ дома, а контроль состояния внутридомовых систем, в том числе отопления, – задача управляющих компаний. Именно они отвечают за поддержание комфортной температуры в квартирах, - подчеркивают в «БашРТС».
Вместе с тем в организации признают факты периодических «перетопов», объясняя их особенностями централизованной подачи тепла: при таковой отсутствует возможность оперативного регулирования нагрева теплоносителя в зависимости от погоды на улице. В итоге любые изменения происходят в течение нескольких часов, а то и суток.
В МУП «Уфимские инженерные сети» в свою очередь предлагают абонентам, страдающим от жары или, наоборот, от холода, а может, и сомневающихся в корректности начислений, сообщать об этом поставщику на электронную почту Anna.Goryukhina@mup-uis.ru. Теплоэнергетики обещают провести проверку по каждому обращению и уже публикуют отчеты о состоявшихся выездах на места. Так, на днях уисовцы совместно с представителями управляющих компаний и председателями советов обследовали оборудование в десяти столичных многоэтажках.
- Как показывает практика, для поддержания нормального микроклимата в помещениях необходима правильная регулировка внутридомовых систем. Работая по жалобам граждан, мы часто сталкиваемся с их некорректной настройкой, когда уровень подачи тепла бывает разным даже в соседних подъездах, - отмечает директор компании Максим Петров.
Например, в доме №12/2 на улице Мубарякова, жители которого неоднократно сообщали о перетопах, специалисты выявили перегрев на 2 градуса (мелочь, а денег стоит!). После визита управляющая организация все-таки отрегулировала все, как надо. Обнаружили уисовцы и более значительные отклонения от нормы.
Важно правильно «одеться»
Помимо перечисленного, нередко уфимцам доводится выслушивать от экспертов нудные речи о важности энергосберегающих мероприятий в доме - установки новых дверей, изоляции труб, утепления чердаков, подвалов… Мол, таковые тоже помогают беречь семейный бюджет. Говорят, в правильно «одетом» и оборудованном доме реально экономить на отоплении до 30 процентов, и Александр Смирнов из девятиэтажки №41 на улице Набережной реки Уфы уверен в этом на сто процентов.
- В 2000 году, когда наш дом только построили, его признали одним из самых оснащенных в городе в плане энергосбережения. Фасад, например, трехслойный: состоит из железобетонных панелей, прослойки из утеплителя каменной ваты и красного кирпича. Недавно супруга сравнила наш счет за отопление со счетом подруги, живущей в Инорсе в обычной «панельке». Даже с учетом разницы в площадях квартир (а наша больше инорсовской) за тепло мы заплатим на несколько тысяч меньше, - делится Александр Иванович.
Разумеется, если вам не так повезло с домом, как нашему читателю, придется приложить немало усилий, дабы добиться нужного эффекта. Хотите глобальных изменений - потребуется и здание обследовать, и собрание собственников созвать, и с управляющей компанией разработать совместный план действий. Возможно, понадобится побороться за перенос сроков капитального ремонта фасада или крыши. Словом, мало не покажется, и это отдельная тема для разговора.
Кто поможет?
Так все же, что конкретно следует предпринять, если вы сомневаетесь в корректности начислений за тепло? Для начала необходимо обратиться в ресурсоснабжающую или управляющую компанию. Директор филиала «Теплосбыт» ООО «БашРТС» Ирина Попова подчеркнула в ходе круглого стола: все абоненты, посетившие сервисные центры, получат необходимые разъяснения по оплате, а если потребуется, то и по данным площадей, участвующим в формуле. Разобраться в ситуации помогут и в Госкомитете республики по жилищному и строительному надзору, и в Общественной палате РБ. Напомним, что палата оперативно отреагировала на недовольства жителей региона январскими квитанциями и взяла вопрос под свой контроль, начав прием жалоб. Позднее была сформирована межведомственная рабочая группа, которой поручено проверить правильность начислений.
И еще. Несмотря на сложившуюся ситуацию, отказываться от схемы расчета за тепло по фактическому потреблению в Башкортостане точно не будут. Отдельно это подчеркнул Глава республики Радий Хабиров, опубликовавший пост на данную тему на своей странице в соцсетях. Также он перечислил задачи, поставленные перед чиновниками. В частности, Радий Фаритович поручил ответственным ведомствам проанализировать сведения об общих площадях многоквартирных домов и привести их в порядок. Там, где приборы работали некорректно, наладить их, а платежки разослать вновь, с исправленными суммами. Деньги людям должны вернуть и в случаях с перетопами – компенсировать излишние расходы придется самим ресурникам или управляющим компаниям, допустившим нарушение. МинЖКХ РБ и Жилинспекции поручено постоянно вести проверки профильных структур, дабы подобное не повторялось в следующих отопительных сезонах, ну а муниципалитетам – создать на местах рабочие группы заниматься вопросами начислений за тепло системно и дома готовить к зиме как следует.
Арина АСТАФЬЕВА.
КСТАТИ…
Понятно, что при нынешнем ажиотаже, связанном с платой за отопление, дозвониться до специалистов БашРТС непросто. Между тем, многие абоненты привыкли сообщать показания прибора учета горячей воды и индивидуальных тепломеров по телефону. Так вот им будет полезно узнать о запуске поставщиком нового сервиса. Теперь передать данные можно в любое удобное время по бесплатному номеру телефона 8-800-511-30-15. Следуйте алгоритму:
- в тональном режиме нажмите клавишу «2»;
- продиктуйте номер лицевого счета из квитанции БашРТС;
- назовите разборчиво, по слогам фамилию собственника, указанную в платежке;
- озвучьте показания счетчика.
Робот-помощник автоматически зафиксирует сведения и занесет их в базу данных.
МЕЖДУ ПРОЧИМ…
В ходе круглого стола председатель Госкомитета РБ по тарифам Светлана Бурдюк прокомментировала «вирусное» сообщение с таблицей о тарифах и прожиточном минимуме, гуляющее по соцсетям и мессенджерам. Его автор привел статистику по 11 городам, включая Москву, Новосибирск, Казань, Тюмень и другие. Притом Уфа представлена в самом невыгодном свете - с наибольшей ставкой за тепло и наименьшим прожиточным минимумом. Спикер рассмотрела в качестве примера показатели по Сургуту, где, по данным анонимного источника, тариф равен 1852 рублям при прожиточном минимуме 17500 рублей.
- В действительности в Сургуте несколько теплоснабжающих организаций. Их шесть. И тарифы разные, от 1600 до 2646 рублей. Поэтому сравнивать данные по этому городу с нашими показателями некорректно. Также различаются и цифры в других городах, приведенных в таблице. То же касается и сведений по прожиточному минимуму – эта часть отработана совместно с Минтруда республики, - заверила присутствующих Светлана Бурдюк.
Полный анализ информации она пообещала опубликовать на странице госкомитета в соцсетях.
19-01-2021 (0) Просмотров: 459 Номер: 4(13474) Версия для печати