$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Белый войлок – к счастью


Белый войлок – к счастью

Сегодня войлок является одним из брендов Республики Башкортостан. Уроки по валянию проходят во дворцах творчества, учреждениях дополнительного образования.

Взращивает специалистов по войлоковалянию художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы, единственного вуза в стране, работающего в данном направлении. У наших мастеров есть возможность участвовать в различных проектах и показывать свои работы на выставках, фестивалях…
В жизненном укладе кочевых народов, в том числе и башкир, войлок имел особенное значение: им застилали каркас юрты, покрывали полы и хике, то есть спальное место типа нар. Войлок использовался в боевом убранстве коня и всадника, в одежде, головных уборах и обуви, домашней утвари и украшениях. Белым войлоком в знак особого уважения встречали самых дорогих гостей. Но в ХХ веке этот материал был почти забыт. Казалось, что навсегда утеряны и навыки его изготовления. В 1990-е годы в профессиональном декоративно-прикладном искусстве республики лишь один художник работал с войлоком.
В начале 2000-х в республике начали проводиться специальные семинары по войлоку. Он возродился в новом художественном качестве. У истоков этого возрождения стояли заведующая галереей «Урал» Карима Шариповна Кайдалова, декан художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы, профессор и художник Талгат Хасанович Масалимов; популяризацией семинаров и самого искусства войлока занималась тележурналист Сарвар Рашитовна Сурина.

Земфира Гилязова, художник по войлоку, член Союза художников России:
- Я в числе прочих мастеров участвовала в этих семинарах и выставках. На свой первый семинар отправилась в 2006 году в деревню Бурангул Абзелиловского района. Был конец сентября. Мне посоветовали взять зимние сапоги: в горах, где должно было пройти мероприятие, по утрам уже бывали заморозки. Встречали участников семинара у сельского клуба местные мастерицы с песнями под гармонь и хлебом-солью, в национальных костюмах с нагрудниками, украшенными настоящим серебром и кораллами. Мы прошли в нарядную юрту отведать угощения, характерные для этого дивного края. Мастерицы, красивые, нарядные, чинные, начали валять шерсть. Светлая, пушистая, вычесанная от мусора и сухих трав, овечья шерсть осенней стрижки раскладывалась на плотную ткань слоем в 6-8 сантиметров. Сверху выкладывался узор солярного знака из темной шерсти. Затем шерсть закрывали тюлью, поливали горячей мыльной водой из лейки, накручивали на длинную ровную палку, завязывали в нескольких местах и катали на большом столе. Мастерицы непременно напевали при этом какую-нибудь народную песню.
Нужно сказать, что в советское время, вследствие использования солярного свастического знака фашистами, сотрудники НКВД ездили по районам, собирали многие предметы с этим символом и сжигали на кострах. Хотя свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов. У многих народов мира она изображена на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов.
Свастика имеет много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, благополучия, связывалась с добрым предзнаменованием, процветанием, плодородием, долгожительством, могла служить оберегом от злых духов.
В музее в селе Аскарово сохранился единственный кусок войлока с таким солярным знаком, которому более ста лет.
На следующий день каждый из нас, участников семинара, начал работать над собственной композицией. Мастерицы стояли рядом, подсказывали, показывали, подправляли первые работы художниц. Именно тогда, в 2006 году, я создала свое первое войлочное произведение «Танец». По-настоящему влюбилась в этот материал и по сей день работаю с ним.

Карима Кайдалова, заведующая галереей «Урал»:
- Возрождение войлоковаляния в республике началось с проекта галереи «Урал» Республиканского центра народного творчества «Тамга» в 2002 году на абзелиловской земле. Деревня Бурангул на несколько лет стала основной базой, куда съезжались со всей республики, чтобы учиться на семинарах-практикумах.
Первыми преподавателями стали местные мастера, сохранившие традиционную технику народного войлока. Обычаи и обряды были очень важны – они одухотворяли труд, придавая будущему войлоку художественную и в какой-то степени сакральную ценность.
Приехавшие на первый семинар участники, люди разных национальностей, были готовы к довольно непростой и грязной работе с шерстью. Их приветливо встретили в деревне Бурангул. А на первый урок войлоковаляния бурангуловские мастерицы явились в своих самых праздничных одеждах: со старинными нагрудными украшениями, головными уборами.
«Хорошую работу надо начинать торжественно», – сказали они гостям.
Таким образом деревенские женщины преподали урок серьезного и уважительного отношения к труду, войлоку, народным обычаям. Бурангуловцы еще не раз удивляли участников семинара своим радушием и гостеприимством. Впоследствии, в 2008 году, в рамках II республиканского фестиваля башкирского войлока «Ступая на белый войлок», ученики принародно благодарили своих наставниц. В торжественной обстановке провели для них обряд благодарности. Под музыку приглашали своих учителей на почётный белый войлок и по народной традиции со словами благодарности каждой на плечо возложили нарядные платки.
Если первый праздник войлока был посвящен, в основном, народным обрядам, сопровождающим процесс изготовления войлока, то на втором семинаре была поставлена задача постичь сами технологии валяния шерсти. Затем началось изучение художественных возможностей этого материала. Идею поддержал Талгат Хасанович Масалимов, заслуженный художник Башкортостана и педагог. Началось обучение студентов…
Далее республиканские семинары прошли в Бурзянском, Иглинском районах, в Уфе. Проекты из войлока – бесшовные костюмы, элементы декора и убранства юрты на темы пяти башкирских племен, проживающих в Абзелиловском районе, «Тамга», «Урал батыр», «Кыш бабай и Кархылыу» (Дед Мороз и Снегурочка), «Башкортостан – сердце Евразии», «Легенды и песни минских башкир» – были приняты на ура и получили Гран-при всероссийского конкурса «Этно-Эрато».
Последний проект «Курай» включает в себя внутреннее убранство юрты. По замыслу, эта юрта должна быть местом творческих встреч сэсэнов, музыкантов, поэтов. Без суетных вещей человек должен был понять и услышать музыку курая, через природу впитать в себя первозданную чистоту, встретиться со своим «я», очиститься и напитать себя позитивной энергией.
Благодаря мастерице из села Бурангулово Расиле Сафиевне Валеевой была воссоздана технология тканой шали. Сегодня она щедро делится своим опытом и знаниями со всеми желающими. Так, в результате практики в Хайбуллинском районе был возрожден этот вид ремесла. Сегодня участницы клуба «Вязем» этого района, имеют звание народный коллектив и радуют новыми проектами.
А мастерицы клуба «Стерлибашевские узоры» из одноименного района осваивают новые формы и подходы вязания шалей, шапок, варежек из козьего пуха. Например, спросом пользуются мягкие, теплые, почти невесомые жилеты, пончо, косынки и шарфы, широкие полотна типа одеял, которые называют башкирскими пледами.
В народной памяти сохранилось много легенд, сказок, связанных с войлоком. Перед невестой и почетными гостями стелили белый войлок. Белый цвет олицетворял чистоту помыслов. Были известны его лечебные свойства. Например, болеющего ребенка кутали в шерстяное одеяло. Суставы рук и ног лечили немытой шерстью. У кого болели ноги, тот и дома надевал валенки, только в этом случае на босу ногу… Раньше от рождения до смерти башкира сопровождал войлок – будь то летнее жилище, одежда, обувь, либо как средство от простуд и хворей.
Благодаря семинарам, организуемым Республиканским центром народного творчества, а затем и большой работе, проводимой Центром художественного войлока БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы, в Башкирии выросло большое количество мастеров по войлоку. Многие выпускники художественно-графического факультета сегодня работают педагогами декоративно-прикладного творчества и передают свои знания ученикам. А это значит, семена дали ростки, художественный войлок развивается, растет мастерство.
Но есть проблема, требующая внимания на государственном уровне: в республике важно расширить область применения местной шерсти в быту и промышленном производстве.

Зульфия БАСЫРОВА.
НА СНИМКАХ: Земфира Гилязова на фоне своих работ; работы студентов худграфа БГПУ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из открытых источников.


Белый войлок – к счастью

Белый войлок – к счастью

Дата создание новости 16-03-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 545     Номер: 18(13488)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.