Варежки цвета палой листвы
- Какие варежки будешь делать? Хочешь желтые? – Ольга Чуринова протягивает мне яркий пук троицкой шерсти.
Я смотрю на огромную выкройку, в которой моя ладошка просто утопает. Вот так размер! Оглядываюсь – вокруг женщины сосредоточено хлопочут, расправляя на столе какую-то пупырчатую подложку, готовя салфетки, мыло, наливая в миски воду…
- Возьми пасмочку и легонько вынимай из нее прядки, выкладывай их «елочкой», - показывает Ольга Павловна и легкими движениями покрывает выкройку пушистыми слоями. – Смотри, чтобы не было пробелов, но и утолщения нам не нужны. Да не тушуйся, если ошибешься, поправим.
Пробую, но непослушные пальцы безуспешно терзают шерсть, и вместо воздушных прядей на стол ложатся рваные хлопья. Я растеряна: ничего не выходит. А устроившаяся напротив фотокорреспондент «Вечерней Уфы» Лилия Загирова смущенно улыбается на похвалу Чуриновой: «Умница! Будто всю жизнь войлоком занималась!»
Я завидую Лиле белой завистью, я тоже хочу заслужить одобрение Ольги Павловны Чуриновой, которая считается одним из лучших в республике мастеров по изготовлению предметов одежды из войлока. Я очень стараюсь, равняюсь на соседку слева, которая делает митенки глубокого фиолетового цвета. Соседка слева участливо отрывается от своих серебристых рукавичек, чтобы исправить мои огрехи, и – о чудо! – шерсть уступает, напряжение уходит, и я с восторгом погружаюсь в удивительный процесс войлоковаляния, уходящий корнями в пра-пра-правремена.
Вот так: отправились на репортаж, а оказались в самой гуще очередного проекта Школы ремесел.
Помните, уважаемые читатели, в конце лета, рассказывая о конкурсе «Путешествие в мир ремесел», ставшем заключительным аккордом «Школы ремёсел», которая в нынешнем году проводилась на средства гранта Президента Российской Федерации, мы многообещающе обнадёжили, что проект будет иметь продолжение? Та газетная публикация так и называлась - «Школа ремесел точку не ставит». Как в воду глядели!
Требуется, думаю, пояснить, что Ремесленная палата республики обучающие курсы по различным видам народных художественных промыслов ведет уже несколько лет. Какое-то время они проходили в содружестве с Народным университетом третьего возраста и большей счастью ориентировались на пенсионеров, дабы те, освоив декоративно-прикладные техники, получили возможность подработать и делились умениями с внуками.
Начинание Ремесленной палаты пользовалось стабильным успехом у горожан, выездные мастер-классы в районы, например, Бирский или Нуримановский, проходили с аншлагом. Более того, рукодельницы из Красного Ключа, помнится, не боясь расстояний, арендовали автобус и шумной компанией приезжали в столицу. Педагогов Ремесленная палата всегда подбирала отменных.
Чтобы развернуться по-настоящему, денег не хватало. В 2018-м Школа ремесел выиграла президентский грант, и выделенное финансирование вдохнуло в социальный проект новую жизнь.
В числе слушателей, а их количество ныне достигло 280 человек, были любители рукоделия и ремесленники, члены семейных артелей и художники, педагоги и студенты, люди старшего возраста и молодежь. Желающих обучиться народным художественным промыслам оказалось даже больше, чем предполагали организаторы. Переполнены были группы по валянию из войлока, пуховязанию, гончарному делу, плетению на коклюшках, батику. Впервые в республике ввели программу по художественной обработке кожи и едва успевали принимать заявки.
Неудивительно, ведь обучение велось бесплатно. Более того, на средства гранта в Уфимском колледже ремесла и сервиса имени Давлетова были оборудованы шесть мастерских - гончарная, ткацкая, кружевоплетения, росписи по ткани, кожевенная, войлоковаляния. Школа ремесел, до того скитавшаяся по разным адресам, наконец-то получила постоянную «прописку».
Понятное дело, что вошедшие во вкус слушатели Школы требовали «продолжения банкета». И вот в октябре пришла радостная новость: набирается бесплатный краткосрочный курс по трем направлениям – войлоковаляние, керамика и народная кукла. По четырнадцать часов на каждую из трех техник, почти пятьдесят слушателей. Средства выделил Союз предпринимателей Уфы.
Как читатель уже догадался, журналистам «Вечерки» повезло попасть на одно из занятий по войлоку. Накануне группа (к Чуриновой записалось рекордное число – 17 человек!) осваивала шерстяную живопись, а 19 октября темой стали варежки.
Вот они лежат передо мной – цвета палой листвы, покрытые сетью коричневых, охристых, багряных прожилок, с ярким отворотом. Разошью их бисером, и холода можно не бояться. Пожалуй, никогда так не ждала наступления холодов – поскорей бы выгулять обновку…
- А волновалась, что не сумеешь, - ободряюще кладет руку на плечо Ольга Павловна. – Не помню такого, чтоб изделие на половине бросили.
Чуринова, вообще-то, живет в Нефтекамске, в Уфе бывает наездами, и ее мастер-классов ждут как из печки пирога. Она занимается войлоком двенадцать лет. Этот стаж говорит не только о виртуозном владении техническими приемами, но и об умении импровизировать, вносить свое, работать творчески. В случае Ольги Павловны можно смело говорить о художественном валянии. Палантины, шляпки, береты, шали, жилеты, пальто, выходящие из ее рук, потрясают. Вон на подоконнике стоит сумка ее работы, на лицевой стороне прорисован ночной город. Не верю, что модный эксклюзив был прежде горой разноцветной шерсти.
Ольга Павловна ловит взгляд. Понимающе улыбается. Ей ли объяснять, что войлок так просто не отпускает. Говорит, что и сумку научит делать. Я опять пасую.
Это ж вам не дурочку валять. Пока мои бесшовные варежки обрели нужные очертания, семь потов сошло. Мы их многократно крутили, заворачивали, отбивали, раскатывали скалкой, мяли, щедро смачивали мыльным раствором, полоскали и снова мяли….
Ох, устала… Много раз я писала о войлоковалянии. Для кочевых народов это ремесло исконное. Сейчас возрождающийся промысел получил современное звучание, но не об этом речь. Все, кому доводилось мять руками тяжелую кошму, обязательно говорили об энергии, которой пышет войлок. Удивительно: отдаешь столько сил, мышцы потом ноют (мне Ольга Павловна позволила ее крепкий, неженский бицепс пощупать), а наперекор усталости летать хочется! Похоже, попалась я на крючок.
Во второй части большого помещения устроились несколько дам, осваивающих искусство керамики. Там заправляет художник Екатерина Репникова. Учит своих подопечных, большей частью педагога возрастом превосходящих, лепить из красной глины шкатулку в форме тыквы. Несмотря на молодость, Екатерина керамист опытный, с ярким почерком. Так и подмывает туда переметнуться! Но это будет уже другой репортаж…
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
26-10-2018 (0) Просмотров: 1 502 Номер: 86(13266) Версия для печати