Ноги как из ваты – ведь везут же ватты…
- А что, дядь Слав, прокатитесь! – предложил сын моего друга Александра Иван, когда мы гостили у них в саду. Я встал на площадку электросамоката, надавил на рычажок… И весьма несерьезный с виду аппарат резво помчал меня, дядю с весом за сто, по дорожке среди смородиновых да малиновых кустов. Я прибавил газу. Ничего себе! Да он прет не хуже мопеда!
…Вернувшись к нашему домику, я не скрывал восторга. И, конечно, задал вопрос: а надолго ли хватает одной зарядки аккумулятора? Ответ Ивана меня поразил: «Видите на табло пять светящихся меток? Они показывают степень заряженности аккумулятора. Так вот. Я утром еду на работу от Центрального рынка до Шафиева, вечером обратно. Переодевшись и поужинав, отправляюсь к отцу в сад, в Алексеевку. И когда я доезжаю туда, у меня еще горят две метки, то есть аккумулятор заряжен почти наполовину». Красота, слов нет. Я пожалел, что уже не возраст мне на самокатах гонять. Хотя… На днях был телевизионный сюжет о бабуле очень преклонных лет, которая ежедневно разъезжает по городу именно на электросамокате.
С момента моего знакомства со сравнительно новым для всех нас видом транспорта прошло немного времени, и еще свежи в памяти впечатления того июньского дня. Но сегодня слово «электросамокат» вызывает у меня смешанные эмоции, среди которых доминирует чувство… тревоги. Слишком много несчастных случаев связно именно с самокатами на электрической тяге. Резонансным на всю страну стал случай с одним очень уважаемым военным ветераном, которого сбил на тротуаре молодой человек и скрылся с места происшествия. Ветеран получил переломы, а уж как от подобных травм восстанавливаются в пожилом возрасте, говорить излишне.
Ясно, что аппарат, который летит с седоком (а на некоторых электросамокатах и сидят) со скоростью хотя бы в 30 километров в час, представляет серьезную опасность для пешеходов. А носится сегодня молодежь на подобных игрушках по тротуарам сплошь и рядом. Очевидно, что давно назрела жизненная необходимость строго регламентировать передвижение на подобных транспортных средствах, предусмотреть необходимые ограничения, которые позволили бы всем нам спокойно ходить по тротуарам и не оборачиваться в тревоге – не летит ли сзади детина на двухколесном электрочуде…
Вообще, если называть вещи своими именами, то, имея внешнее сходство с обыкновенным самокатом, его «электроаналог» отличается от своего собрата принципиально. Что такое самокат? Рассказывать не надо: одной ногой стоим, второй отталкиваемся. И просто, и очень полезно для здоровья – физкультура все-таки. А что такое электросамокат? Это «каталка» для ленивых и спешащих. По сути – скоростное транспортное средство (многие модели легко преодолевают рубеж в 50 километров в час). И легкомысленное отношение законодателей к этому приспособлению вызвано именно внешним видом и лукавым названием. Ну, самокат же, что с него возьмешь.
И вы удивитесь, читатель, узнав, что сбивший вас на полном ходу товарищ юридически именуется пешеходом. И он нанес вам травму не средством повышенной опасности, как это было бы с любым транспортным средством, за которое и предусмотрено весьма строгое наказание. Он причинил ущерб вашему здоровью просто по неосторожности, как обычный пешеход. Ну, извините – и все…
Конечно, попытки как-то регламентировать сие средство передвижения были, и соответствующие законы существуют. Но закон хорош когда? Когда продуман механизм его реализации и он реально работает. А что мы видим сегодня на «электросамокатной» ниве? Полные, как говорят, непонятки.
С одной стороны, вроде, все ясно. Еще в 2013 году была введена новая категория прав – категория «М», к которой относятся квадроциклы, мопеды, всевозможные скутеры и транспортные средства на электротяге мощностью свыше 250 ватт. То есть, если двигатель вашего электросамоката превышает обозначенный рубеж, то он приравнивается к мопедам и относится к транспортным средствам, а вы обязаны отучиться в автошколе, получить водительское удостоверение и вместе с ним – почетное звание «водитель». Кстати, ответственность за наезд на пешехода там уже, как мы говорили, весьма серьезная. Также ваше транспортное средство могут отправить на штрафстоянку, а за вождение в нетрезвом виде вам могут впаять штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав сроком от полутора до двух лет. То есть, все «по-взрослому». Хотелось бы мне посмотреть на того чудака, который пойдет учиться за немалые деньги в автошколу, чтобы получить «самокатные» права…
Из вышесказанного следует, что если ваша «колесница» имеет мощность, например, 249 ватт, то вы можете смело гонять по тротуару, не имея никакого водительского удостоверения. Можете гонять и выпившим – за это наказания не предусмотрено. Каково? Замечу: мощности в 200-230 ватт за глаза хватит, чтобы закладывать виражи на скорости 25-30 километров в час, чего вполне достаточно, чтобы покалечить пешехода. Кстати, закон позволяет ездить как по тротуару, так и по проезжей части. А если точнее, то вы должны (на любых самокатах, любой мощности) двигаться по велосипедным дорожкам и тротуарам, но со скоростью не более 20 километров в час (и кто будет ее замерять?!). За неимением оных вы имеете право двигаться по дороге, но только по крайней правой полосе. Получается, что вы можете на любом самокате гонять по тротуару, по велодорожке и по проезжей части. А если на самокате, не подпадающем по мощности под транспортное средство, вы можете ездить и по дорогам, то зачем сдавать на права? Надо лишь соблюсти обязательные для передвижения по дорогам требования. Это наличие тормозной системы, звукового сигнала, фары, световозвращателей – белых спереди, оранжевых или красных сбоку и красных сзади. И, конечно, вам должно быть не меньше 16 лет. Вот тут и возникает вопрос о действенности закона на практике. Как инспектор ДПС сможет определить, какой мощности ваш электросамокат? Заводской паспорт на сей предмет вы возить не обязаны. Забирать технику на экспертизу? А на каком основании?
Все не так просто. Да, сбить пешехода можно и на велосипеде, который способен разогнаться и порезвее иного электросамоката. И поборники электротранспорта могут резонно посетовать: почему все призывают к драконовским мерам только по отношению к ним? Справедливо. И взрослые велосипедисты должны передвигаться только по велодорожкам или проезжей части. Как и самокатчики, какие бы ватты не прятались в их чудо-технике. Это мое личное мнение. Законодатели же до сих пор не пришли к какому-то разумному и четкому решению, манипулируя ваттами и «километрами в час».
Если правила не изменятся, то, не сомневаюсь, в паспортах многих самокатов будет значиться цифра не 250 ватт, а 249. Какой-то один жалкий ваттик, а от какой нервотрепки он вас убережет! Подобное мы уже много лет наблюдаем в области маломерного судовождения. Известно, что лодку с двигателем мощностью до 10 лошадиных сил не надо регистрировать, а владельцу нет необходимости сдавать на права. Догадываетесь, почему наибольшим спросом пользуются моторы мощностью 9.9 лошадиных сил? Более того: одна маленькая доработочка в системе позволит такому мотору развивать все 15 «коней», к чему очень многие и прибегают. И скажу по секрету: «раздушить» моторчик самоката тоже ровным счетом ничего не стоит. Переделка мизерная. И потому все эти «ваттные» регламенты – полная чушь.
А пока… Высыхают тротуары, и нам снова придется оборачиваться: не летит ли сзади какой-нибудь «самокатный джигит». Ничего не будет меняться, пока под колеса не угодит, не дай Бог, кто-то из законодателей? Так это навряд ли случится: они ж пешком не ходят…
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
16-04-2021 (0) Просмотров: 592 Номер: 26(13496) Версия для печати