Когда с тобою разговаривают звёзды, или Семеро на сплаве, не считая ребе..нка...
Недавно, перебирая домашний архив, обнаружила картонную медаль с надписью «Покорителю Юрюзани» и сертификат, удостоверяющий, что Галина Григоренко успешно прошла курс молодого юнги в водном туре по горной реке. Обнаруженные мной милые сувениры хранятся вот уже более полувека. Тогда, в 70-е годы XX столетия, сплавы по рекам на плотах и байдарках были очень популярны.
Команда молодости нашей…
Это было время шестидесятников: с бардовскими песнями у костра, чтением стихов Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского… Мы были романтиками, и многие предпочитали отдыхать не лежа на пляже, где яблоку негде упасть и того и гляди на тебя ненароком наступит зазевавшийся курортник, а среди дикой природы.
Отлично помню тот первый сплав по быстрой реке Юрюзань. И хотя я пыталась не поддаваться на авантюру, ведь плаваю всегда только там, где можно в любую минуту встать на ноги, друзья уговорили меня отправиться в путешествие. Заверили, что водный тур по Юрюзани в июне-июле подходит для туристов с начальной подготовкой. Пообещали взять для меня спасательный жилет. Команда подобралась классная. Капитан и инструктор Нина Бурдыгина – эту хрупкую девушку даже профессионалы-водники называли речным волком. Подшучивали, конечно, но… За ее плечами уже было несколько сплавов по маршрутам разной категории. В команду входили также боцман Салават - крепкий, накачанный парень; аристократ Коля Яковец; мы с мужем и дочерью; Рустик Шарипов - балагур, солист, гитарист, а также его подружка.
В нашем арсенале были два резиновых плота и байдарка. Перед походом прослушали информацию инструкторов, составили список необходимых на сплаве вещей. Некоторые пункты мне первоначально показались странными. Ну зачем, скажите, перчатки и вторая обувь для хождения по дну?! Тряпочные полукеды все-таки положили в рюкзак, а без перчаток, думали, обойдемся. Впоследствии убедилась, что была неправа.
Путешествие в историю
Из энциклопедии узнаем, что «река Юрюзань берет начало в самом сердце гор Южного Урала, между горой Угловой Машак и хребтом Кумардак, на территории Южно-Уральского заповедника. Начинаясь с нескольких ручейков, вытекающих из верховых болот, она достаточно быстро набирает силу и, преодолев красивый, но коварный порог Шумы, постепенно превращается в типичную для Южного Урала горную реку. Минуя на своем пути хребты Бакты, Зигальга, Нургуш и Большая Сука, Юрюзань достигает одноименного городка, как бы рассекая его на две половины. Затем, протиснувшись между хребтами Юкали и Каменные горы и обогнув станцию Вязовая, достигает раскинувшегося по обе стороны Усть-Катава», откуда мы и начали маршрут.
Добирались до Усть-Катава на машине. По трассе, которая ныне называется М-5, отправились в сторону Челябинска, проехали Ашу, Сим, Кропачево и на первом же повороте с указателем этого города, возле металлической стелы, повернули налево. Главная дорога привела на берег пруда на реке Катав, на картах обозначенного как Усть-Катавское водохранилище.
Город оказался довольно интересным; исторически он связан с развитием металлургии на Южном Урале. В нем сохранилось множество построек начала прошлого и конца позапрошлого века. Продукцию местной тяжелой промышленности можно встретить в каждом крупном городе России. Говорю про усть-катавский трамвай.
Откуда родом трамвай
Из открытых источников узнаем, что Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Сергея Мироновича Кирова – старейшее предприятие России, основанное в 1758 году как железоделательный завод. Построен он известными купцами Иваном и Яковом Твердышевыми и Иваном Мясниковым. Здесь перековывали в железо чугун Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов. Созданию предприятия предшествовало строительство лесопильной мельницы и судовой пристани, с которых и ведет отсчет история Усть-Катава. В 1774 году, во времена Пугачевского восстания, завод и поселок были разорены и сожжены повстанческим отрядом Юлая Азналина – отца батыра Салавата. В 1775–1777 годах проводили восстановительные работы. После смерти основателей завода предприятие (в 1783-м) перешло во владение дочери Ивана Мясникова Екатерины Козицкой, а в 1810 году – ее дочери Анны, в замужестве уже представительницы влиятельного рода Белосельских-Белозерских. Потомки этой знатной княжеской фамилии управляли предприятием вплоть до 1899-го, когда завод взяло в аренду Бельгийское Южно-Уральское анонимное металлургическое общество, которое запланировало перепрофилировать завод из металлургического в вагоностроительный.
Кардинальные перемены с градообразующим предприятием начали происходить в 1890 году, когда через Усть-Катав протянулась стальная магистраль Самаро-Златоустовской железной дороги. Сначала завод стал производить продукцию для строительства железнодорожного полотна – костыли и скрепления, а затем – железнодорожные вагоны. Первый же трамвай вышел из цехов предприятия в 1901-м. После революции 1917 года завод был национализирован советской властью, а в годы Гражданской войны разорен и разрушен. В 1920-х годах восстановленное предприятие начало выпускать первую продукцию, а с середины 30-х перешло к выпуску трамвайных вагонов. С тех пор завод стал поставщиком трамваев на рынок Советского Союза, впоследствии – России и стран СНГ.
Соединяя берега…
Дорога вдоль берега пруда по дамбе переходит на противоположную сторону реки Катав и приводит к еще одной местной достопримечательности – Французскому мосту. Мост, правда, к Франции ровным счетом никакого отношения не имеет. А называется он так потому, что связал расположенный на левом берегу Юрюзани завод с правобережным поселком Колония, где жили бельгийские специалисты, разговаривавшие на французском языке. Мост был построен в 1914 году. Стальная ферма, прежде чем соединить берега Юрюзани, проделала внушительный путь: в Усть-Катав металлоконструкцию доставили из-под Самары, где она служила пролетом моста через реку Кинель, а еще раньше сооружение возвышалось на Ташкентской железной дороге. До 1917 года проход по мосту для простых жителей Усть-Катава был запрещен, пользовались им только иностранцы.
У мостов Усть-Катава – своя история. Так, чуть выше по течению находится красивый подвесной Брянский мост, сооруженный в годы Великой Отечественной войны. Под этими-то мостами нам предстояло проплыть, что, согласитесь, требовало виртуозности...
В путь!
Можно было начать сплав по Юрюзани прямо в черте города, и мы выбрали место ниже по течению, возле железнодорожного моста, в 4 километрах к северо-западу от моста Французского, напротив устья реки Большой Бердяш.
…Юрюзань поражает обилием удивительных скал и пещер по берегам. Описывать каждую не имеет смысла, поэтому обозначу лишь ключевые участки маршрута.
Исток и верховья Юрюзани находятся на территории Южно-Уральского заповедника, задача которого – сохранить уникальные горно-таежные леса, высокогорные растения и болота. На левом берегу реки расположен скальный комплекс (примерно 70 метров в высоту и более чем километр в длину) под названием Лимоновский гребень. Эта каменная стена цвета кирпича производит неизгладимое впечатление на сплавляющихся по реке туристов. В 5 километрах от нее находится Жеребчиковый гребень – не такой монументальный, как Лимоновский, но имеющий собственные преимущества, и это – три пещеры, достигающие в длину 100 метров.
Помню, мои попутчики отправились в пещеру, я же предпочла остаться на солнышке. Не люблю замкнутых пространств, да еще под землей.
Уже в первые дни пути мы посмотрели пещеры Станционная, Качкаринская и Идрисовкая, полюбовались Яхинским водопадом, увидели также Большой Лимоновский гребень. А еще нас ждали красивые гребни Монахов и Салаватский – последний назван в честь национального героя башкирского народа. Мы увидели тонкий скальный гребень, по которому, если верить легендам, Салават Юлаев, спасаясь от врагов, проскакал на коне по узкому выступу...
Дива дивные
Одну из наших остановок мы сделали возле минерального источника Кургазак и знаменитой “Горелой горы” – так местные называли Янгантау. Ее фантастический эффект заключается в том, что, при отсутствии в регионе сейсмической активности, внутри горы имеются источники тепла, нагревающие воду и газы, которые вырываются на поверхность. Идрисова пещера - исторический, археологический и природный памятник, три в одном! Общая протяженность 93 метра, площадь подошвы - 213 «квадратов». Первое описание дивной горы сделал руководитель экспедиции Санкт-Петербургской академии наук географ Петр Симон Палас в 1770 году. Им были обнаружены здесь и следы пребывания человека. По преданиям, осенью 1774 года в пещере скрывался Салават Юлаев. В 1954 году исследователем Марией Бадер в пещере были обнаружены кости ископаемых животных и осколки кремня палеолитического облика, а также рисунки, сделанные охрой.
Лучше рек могут быть только новые реки…
Каждый день приносил нам новые открытия и впечатления. Не скрою, уставали. Порой приходилось тащить плоты, выступая в роли бурлаков на Юрюзани. Погода в то лето стояла жаркая, река обмелела. Так что спасательный жилет мне не понадобился, а вот кеды пришлись кстати. Вынуждена была я мастерить и перчатки. В первый день на воде сгорели под солнцем руки и нос. Повозившись, я «сшила» рукавички из носков, проделав дырочку для большого пальца.
С каждым днем мы набирались опыта, и плот становился все послушней. Мы уже знали, что надо кричать рулевому «табань!», когда впереди обнаруживал себя подводный риф, все дружно вопили, подсказывая, куда направить плот…
Остались в памяти и вечерние посиделки у костра, когда звенящую тишину нарушает только потрескивание веток в костре и с тобой переговариваются звезды…
А разве можно забыть баньку, которую оборудовали на берегу. Внутри палатки, где разогрели камни, выложив дно лапником, стоял удивительный хвойный запах.
Короче, как говорится, мы вернулись со сплава измененными и полными впечатлений. А на следующий год, не задумываясь, отправились на сплав по Белой.
Галина ГРИГОРЕНКО.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
9-07-2021 (0) Просмотров: 521 Номер: 47(13517) Версия для печати