Перечитывая реки
Про доходную «муху», матушку Волгу и надежды капитана Султанова
Капитан теплохода "Башкортостан" Загит Султанов как-то на досуге подсчитал, что один из пассажиров, работник УМПО Николай М., ходил на его судне по туристическим путевкам восемнадцать раз! Это к вопросу о том, можно ли войти в одну реку дважды. Поднимитесь на борт любого пассажирского теплохода Башкирского речного пароходства, и фанаты этого ни с чем не сравнимого вида отдыха с упоением расскажут, что река никогда не повторяется - другие закаты и рассветы, неузнаваемо меняются города, даже если вы были в них на экскурсиях всего несколько лет назад, да и сами вы спустя время - другие. Проходить по Белой, Каме, Волге любимыми маршрутами так же интересно, как перечитывать произведения классиков: всякий раз открываются новые грани.
Этим августом мне тоже посчастливилось на восемь дней стать туристом теплохода "Башкортостан". Признаюсь, рассчитывала получить на воде главным образом психологическую разгрузку, а от запланированных стоянок в знакомых мне Нижнекамске, Елабуге, Чебоксарах, Козьмодемьянске, Казани и Новгороде ничего особо нового не ожидала. Как славно, что я ошиблась.
Культурные набеги на берег оказались настолько интересными, что по возвращении на борт теплохода между путешественниками почти ежевечерне завязывались беседы, споры о том, почему одним городам удается развить туристический бизнес, а другим, даже более состоятельным, - увы. Ответы на многие вопросы дает, по-моему, Елабуга, маленький старинный город с 70-тысячным населением.
Помню, лет десять назад мы тащились в стареньком автобусе к его главной достопримечательности - Чертову городищу. Была еще экскурсия в Дом-музей Надежды Дуровой и на кладбище, где похоронена Марина Цветаева. И в те поры, надо признать, Елабуга была чистенькой, но музеем под открытым небом я бы ее, конечно, не назвала. А сегодня этот исторический город России может именоваться так с полным правом. Экскурсовод не посвятила нас в гениальные технологии, которые позволяют администрации Елабуги привлекать огромное количество туристов. Но результат этой деятельности впечатляет. Отреставрированы все купеческие дома, представляющие архитектурную и историческую ценность, многие музеи стали мемориальными комплексами. Например, Цветаевский включает ныне площадь ее имени, литературный музей, Дом Памяти, где Марина Ивановна провела последние дни жизни, библиотеку Серебряного века, церковь Покрова Божией Матери, музей "Портомойня" (о нем мы рассказывали в одном из номеров подробно), охранную зону Петропавловского кладбища с могилой поэта.
А как преобразилось Чертово городище! Разбита большая прогулочная зона, установлен величественный памятник основателю поселения булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду (в народе его окрестили памятником первому татарину). Музейные работники, искусствоведы и историки, похоже, денно и нощно ищут в архивах неизвестные мифы и предания, которыми очень умело потчуют туристов. Я услышала много красивых легенд, например, об иконе Спаса Нерукотворного. Даже тот факт, что в прежние времена в трактирах была традиция подавать мужикам первую рюмку без оплаты, работает на бюджет города. В лавках продается крошечная рюмка "Муха" из обычного стекла аж за триста рубликов! И приезжие берут забавный сувенир, потому что история о том, как трактирщики перехитрили мужиков, приноровившихся обходить все питейные заведения, в каждом махнув горячительного задаром, бьет наповал. Микрорюмку, изобретенную трактирщиками как ответ смекалистым мужикам - в нее вмещается столовая ложка водки, - в народе прозвали "мухой". Отсюда и крылатое выражение - быть под мухой.
А еще люди любят разгадывать знаки судьбы. Опоэтизированные страницы истории, некая связь событий с непознанным, необъяснимым влечет нас. И если легенда, положенная в основу экскурсионного проекта, созвучна настроениям в обществе, он просто обречен на успех. Примеров тому в мировой истории очень много. Самый раскрученный, пожалуй, - балкон Джульетты в итальянском городе Вероне. Ведь никто доподлинно не знает, слушала ли девушка на этом балконе признания Ромео. Но тысячи влюбленных со всего мира устремляются в этот город, чтобы поцеловаться под символом воспетого Уильямом Шекспиром чувства. А уж акулы туриндустрии позаботились о том, чтобы различных талисманов и оберегов с изображением главной достопримечательности Вероны хватило на всех с избытком.
На Елабужской почве возникло множество сказочных историй, связанных с божественной силой. Одна из них - о чудесном ослеплении Емельяна Пугачева и его "шайки", перед штурмом древниго города. По преданию, защитила Елабугу от разграбления чудотворная икона, с которой люди вышли навстречу самозванному Петру III. Глаза его вдруг закрыла пелена. Отказавшись от своих намерений, Пугачев якобы тут же прозрел. Не потускнела и легенда о змее-оракуле, который в Чертовом городище предсказал падение Казанского ханства от войска Ивана Грозного.
На мой взгляд, сегодня Елабуга может служить хрестоматийным примером того, как нужно развивать сферу туризма и гостеприимства. Все яркие личности, родившиеся или жившие здесь, нашли достойное место в летописи города. А так как список таких людей внушителен: Ермак, Верещагин, Шишкин, Лемешев, Менделеев, Стахеев, Пришвин и так далее, то источник, питающий эту сферу, не пересохнет еще очень долго.
Яркий тому пример - музей уездной медицины имени В.М.Бехтерева, который создавался буквально из ничего, под идею. Жители, в семьях которых были медики, приносили из дома фамильные реликвии, были налажены связи с потомками знаменитого русского невропатолога. Сегодня этот музей входит в тридцатку лучших в Европе.
Патриотизм елабужан, их трепетное отношение к старине глубокой с особой силой проявились в дни подготовки к 1000-летию города. Собираясь каждый вечер после работы у Чертова городища, они всем миром на благотворительных началах возвели "Лестницу тысячелетия" - светлые каменные ступени, причудливо спускающиеся от древней башни к святому источнику, видны издалека.
И еще весомо вложились в благоустройство города потомки богатого купца-мецената Стахеева (по Волге ходило 12 пароходов и 150 барж этого богатейшего промышленника России). Стараниями сегодняшних Стахеевых, живущих в разных странах, с иголочки отреставрированы промышленные здания, банк, принадлежавшие знаменитым предкам. Елабужане не остались в долгу. Помимо международных Цветаевских конференций проводятся в городе теперь и Стахеевские чтения (один из отпрысков фамилии, Дмитрий, стал вопреки воле отца литератором и, как видим, прибавил славы известному роду, насчитывающему более 150 лет).
Понимаю, что пора ставить точку в рассказе о Елабуге, а ведь столько еще осталось за кадром... Один совет: если все-таки соберетесь в эти края с экскурсией, обязательно загляните в художественный салон - там продаются помимо сувениров необыкновенно вкусные елабужские пряники в подарочных коробках.
Как хорошо, напитавшись древностью, вернуться в комфортный быт теплохода и в музыкальной комнате, вытянув в кресле ноги, принять сеанс ароматерапии. Запахи целебных трав и масел мы вдыхали ежедневно.
Надо сказать, что организаторы круиза (начальник маршрута Людмила Ивановна Трофимова) продумали тысячу мелочей, чтобы отдыхающие чувствовали себя дорогими гостями. Даже наше утреннее пробуждение доверено было... птицам. Их щебет (правда, из динамиков) уносил мыслями в прохладный, влажный от росы лес, а за окном - вода и белые колокольни проплывающих мимо городов и поселков. Сказка наяву. По радио без устали рассказывали об истории населенных пунктов, расположенных по берегам. И особая благодарность сотрудникам, подбиравшим музыкальное сопровождение, - ну очень угодили с репертуаром. А еще на "Башкортостане", на зависть туристам с других теплоходов, пел по вечерам и во время прощания с городами "живой голос" - сотрудник команды с консерваторским образованием Федор Стрелков, личность многогранная. Наших детей аниматоры занимали с утра и до вечера, так что виделись мы в иные дни только за завтраком, обедом и ужином. Каждый - и взрослый, и ребенок, имел на теплоходе свое личное пространство, никто ни на кого не давил - и все были счастливы.
Изюминка теплоходной жизни - это конечно же экскурсия в капитанскую рубку. Загит Закирзянович принял любопытствующую детвору очень тепло. Шутил, расспрашивая маленьких пассажиров о том, как проходит лето, позволил потрогать штурвал. Кстати, ребятишки прибыли на верхнюю палубу прямо с сеанса аквагрима, с разрисованными личиками, что и запечатлел фотообъектив.
А вечером нам посчастливилось поздравлять капитана теплохода с днем рождения. Он сердечно поблагодарил за песни и добрые слова, а потом отправился... на ночную вахту. Никаких поблажек даже в такой день. Река беспечности не прощает, особенно ночная, считает он.
На туристических теплоходах никогда не бывает скучно, ибо обязательно есть альтернатива, чем себя занять. Например, в величественный Макарьевский монастырь поклониться мощам святого отправились только люди православной веры. А у остальных была возможность побывать на страусиной ферме. Первая группа вернулась на палубу притихшей, погруженной в свои мысли, вторая - восторженной: страусы - это вам не куры, некоторые ростом выше человека.
В Чебоксарах многие из нас ограничились очень познавательной экскурсией по исторической части города - с древними храмами и монастырями, музеями и знаменитой пешеходной улицей, а те, кому этой красоты не хватило, отправились на автобусе по вечерним проспектам, утопавшим в огнях.
Если в Елабуге на причале нас ждала красивая девушка с огромным блюдом чак-чака, то столица Чувашии встретила путешественников хлебом-солью и мини-концертом. Голосистые девушки в национальных костюмах так зажигали под аккордеон, что даже наш капитан пустился в пляс.
Когда сравниваешь разные города - их благоустроенность и отношение властей к прошлому наследию, то, как прохожие одеты, как улыбаются, невольно напрашиваются выводы. Казань, неузнаваемо изменившаяся после празднования своего тысячелетия и особенно после проведения Всемирной студенческой универсиады-2013, встретила нас во всем блеске. Прежде всегда казавшаяся мне неприбранной и замусоренной, сегодня она "одета с иголочки". При подготовке к важным событиям было построено 152 километра дорог, 11 автомобильных развязок. 98 отелей принимали гостей со всего мира, есть здесь теперь аэроэкспресс, а станций метро стало десять. Сорок мечетей и тридцать православных храмов, культовые здания других конфессий... Перечислять можно долго. Познакомили нас и с новыми элитными жилыми районами. Фирма "Антика" возводит навороченные дома с использованием скульптуры и лепнины не только на фасаде, но и в квартирах. Не знаю, насколько гармонично это выглядит в наш век, но если кто-то готов платить - его дело. Несколько вычурным, излишне помпезным показался Дворец земледелия, возведенный недалеко от Казанского Кремля.
Ну а главная мечеть Кул Шариф ни в чьей оценке не нуждается - эта жемчужина парит над нами, смертными, высоко, напоминая о бренности бытия.
На территории Кремля мы провели довольно много времени, и все благодаря талантливому экскурсоводу Альбине. Даже грустная легенда о семиярусной Башне Сююмбике (или Сюимбике) прозвучала из ее уст по-особенному. По легенде, Иван Грозный, прослышав о красоте правительницы Казанского ханства, прислал к ней сватов. Разгневанный отказом, русский царь пришел к стенам города с огромной армией. Сююмбике, желая спасти свой народ, согласилась стать московской царицей, но в качестве свадебного подарка попросила построить за 7 дней самую высокую башню в Казани. Все было исполнено в срок. Во время свадебного пира невеста поднялась на самый верх башни и, увидев с высоты птичьего полета родные края, поняла, что не сможет жить на чужбине. Она бросилась вниз.
Эта легенда не подтверждается историческими хрониками. Как и другая - о том, что башню построила сама Сююмбике в память о муже. Не известно также, почему она падающая - отклонена на два метра от основания.
В сравнении с величавой Казанью, в развитие которой, понятно, за последние годы были вложены и огромные федеральные деньги, Нижний Новгород, пятый по численности город России, показался застывшим во времени. Удручающее впечатление производят обшарпанные купеческие дома в исторической части мегаполиса, и совсем уж бесцеремонно теснят их современные высотки из стекла и бетона - похоже, с точечной застройкой здесь пока не покончено.
Да и экскурсионная программа несколько заезжена: тот же музей Максима Горького, та же история Нижегородской (Макарьевской) ярмарки, изложенная нашим гидом будто по учебнику... Отдохнули мы душой только на территории Кремля, где дыхание вечности причудливо смешивается с резкими звуками и ритмами современного большого города. С 1960 по 1990 год Нижний Новгород был, как известно, закрыт для посещения иностранными гражданами, и, очевидно, экскурсионно-туристическая деятельность не получала необходимой подпитки. Красивейший город на месте слияния Волги и Оки - это признанный центр авто-, авиа- и судостроения, интеллектуальных технологий. Но и великое историческое прошлое требует достойной огранки. Возможно, это станет возможным ближе к юбилейной дате Нижнего?
В отдельную главку мне хочется вынести свои впечатления о реках, по которым пролегал наш восьмидневный маршрут. При том, что они прекрасны, живописны, к сожалению, лишь несколько смельчаков решились искупаться в Волге, несмотря на жаркую погоду и теплую воду у берега. Возле Козьмодемьянска и Чебоксаров вода особенно сильно цветет, даже на глубине - изумрудно-зеленая. И дело не только в том, что август на дворе. "Волга-матушка гибнет" - прочла я заголовок газетной статьи, которую капитан Султанов отложил в сторону перед беседой со мной. Подобными заголовками пестрят многие издания приволжских городов. Давно поднимают голос в защиту главной водной артерии страны известные писатели, общественные деятели. Все это мы знаем, умом понимаем масштабы бедствия. Но, поверьте, когда опускаешь руку в зеленую неприятно пахнущую жижу у берега, боль пронизывает до самого сердца.
- Из-за строительства гидроузлов не происходит смены воды, особенно в районе Чебоксарского водохранилища. Река не меняет свою массу последние 30 лет. А ведь до возведения плотины ГЭС волжскую воду, говорят, пили без очистки...
Загит Закирзянович - великий труженик реки. Он влюбился в нее еще шестилетним мальчишкой, когда плыл на колесном пароходе с мамой. В свое время Султанов закончил Казанский речной техникум, позже - Горьковский институт инженеров водного транспорта. Карьеру капитана начинал в 1980 году на грузовом судне, а затем 28 лет ходил на теплоходе "Муса Гареев" (из них 15 - по договору аренды БРП с Москвой). Он знает реки России как свои пять пальцев, пройдет по ним в любую погоду, в любое время суток. И кому, как не ему, видны перемены со знаком минус, которые далеко не всегда связаны с изменениями климата на планете. Реки брошены на произвол судьбы, считает Султанов, и используются только на тридцать процентов. В той же Белой дно планомерно не углубляется, не чистится, не делаются полузапруды, необходимые для оздоравливания воды. Вокруг Уфы - десятки карьеров по добыче песчано-гравийной смеси, и далеко не все имеют лицензии на производство работ.
- Вспомним случаи, когда вода из-за безумного вмешательства человека вообще уходила под землю. Исчезают озера, высыхают реки. Можно ли представить, что Белая перестанет быть судоходной? Это будет катастрофой для республики. Мы всем миром должны включиться в восстановление главной водной артерии региона.
Назрел вопрос и с подготовкой кадров для речфлота, считает капитан. Выпуск молодых специалистов происходит в последние годы в июле, а навигация начинается в апреле. Вот и уходят дипломированные специалисты в другие организации или в армию, а на реку многие уже не возвращаются. Это общероссийская проблема.
- Нужно проводить выпуск в марте, перед тем, как на судах закончится комплектование команд. За навигацию я мог бы сделать из необстрелянных ребят хороших штурманов.
Сегодня Башкирское речное пароходство меняет концепцию работы с туристическими группами. Отдых на теплоходе - удовольствие недешевое, и по этой причине отсеялись любители самых первых водных маршрутов - майских - и самых последних - сентябрьских. Они всегда были немного дешевле летних путевок и вполне по карману небогатым слоям населения. БРП включилось в президентскую программу социального туризма для пенсионеров и инвалидов. Такие рейсы в этом году уже состоялись и будут продолжены. Завязались хорошие контакты с Советом ветеранов республики. С большим успехом провели на реке выездное совещание активистов ветеранского движения. Хотелось бы речникам видеть побольше молодежи на пассажирских судах. "Многие изначально не рассматривают этот вид отдыха, опасаясь, что на теплоходе им не будет хватать жизненного пространства, - рассуждает Загит Закирзянович. - Но ведь оно есть за бортом, и в неограниченном количестве. Каждая стоянка - это знакомство с новым городом".
Прощаясь с "Башкортостаном", мы помахали капитану и креативной команде организаторов нашего досуга. В ответ услышали: "Встретимся на будущий год. Воды в Белой будет больше, от Уфы пойдем - обещаю!".
Надежда ИГНАТЕНКО.
Фото автора.
Фото автора.
[/center]
24-08-2013 (0) Просмотров: 2 249 Номер: 162(12310) Версия для печати