И путь их прекрасен!
Очень тяжело, когда уходят из жизни родные, друзья, знакомые… Это всегда страшно и всегда неожиданно, даже если человек долго болел и итог был предсказуем. Тяжело, когда уходят люди, олицетворяющие целую эпоху, оставившие заметный след в своей профессии, в деле, которому посвятили себя. К таким я отношу Алика Салиховича Бикчурина, заслуженного артиста Башкортостана, танцовщика, педагога, общественного деятеля, основателя и первого директора хореографического училища в Уфе (ныне - Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева).
Пишу об этой скорбной утрате с некоторым опозданием. Из-за шока от потрясения…
Сейчас пересиливаю себя и пишу, потому что не имею права промолчать. Мы были знакомы с Аликом, мне кажется, всю жизнь, много общались, многим делились, не всегда приходили к единому мнению. Спорили, но неизменно уважали и ценили друг друга. Я много писала о нем, его выстраданном детище - хореографическом училище, о его деяниях, последователях, учениках. В моей книге «Гран-па башкирского балета» ему посвящено немало страниц и очерк «Вариации директора хореографического училища». Там все о нем.
Ко всему прочему, мы с Аликом одногодки. Совсем недавно я поздравляла его с днем рождения. Он ушел на 85-м году жизни.
Рада, что успела сказать слова благодарности за все, что Алик Салихович сделал для башкирского балета. А также за книгу, где он ярко представил становление и развитие балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, историю создания в Уфе хореографического училища, честно, искренне, невзирая на лица и высокие инстанции, рассказал о том, что его огорчало, возмущало, с чем он боролся и что преодолевал.
И как приятно было, что автор мне первой прислал экземпляр еще пахнущей типографской краской книжки. Назвал он ее просто и емко «Мой путь, моя судьба…».
Заканчивается книга словами песни Фрэнка Синатры My way («Мой путь»), которые, как признается Алик Салихович, ему очень близки:
Мой путь, моя судьба надежд, ошибок
и волнений,
Мой путь, что выбрал я, я вспоминаю вновь,
без сожалений.
Я жил, и сладок был соленый вкус
аплодисментов,
Влюблялся и любил – это был мой путь.
Был час, когда упал, и надо мной звенела
вьюга.
Был день, когда узнал любовь врага
и зависть друга,
Я шел, боль затая, смеялся я и горько плакал,
Промчалась жизнь моя – это был мой путь.
Мой путь, моя судьба, дорога грез,
тропинка счастья.
Я сам себе судья, и надо мной никто
не властен,
Пусть мир был так жесток,
а жизнь моя была прекрасной…
И не жалею ни о чем – это был мой путь!
Вот такой он, Алик Бикчурин, и его прекрасный путь.
Светлая память!..
***
Во след за своим соратником, супругом и коллегой по творчеству ушла Венера Галимова. Они жили долго и счастливо и умерли практически в один день…
Такое бывает не только в сказках и легендах. Не успели мы осознать утрату, оплакав Алика Салиховича, как нас ошеломила, подкосила новая скорбная весть: буквально через несколько дней, 24 октября, не стало и его жены, музы, верной подруги, единомышленницы Венеры Хакимовны Галимовой.
С далеких 40-х годов, поры учебы в Ленинградском хореографическом училище, до последних дней они практически не расставались. Вместе учились, вместе служили родному Башкирскому государственному театру оперы и балета, потрясали публику высокой техникой классического танца, ярким драматическим даром, силой, глубиной сценических образов. Вместе творили, боролись, отстаивали. Воспитывали сына. Вместе, подобно паре лебедей, покинули сей мир, оставив нам в наследство свои достижения, душу и красоту своего танца, всей своей жизни. Этим оба вписали славные страницы в историю не только хореографического искусства, но и всей культуры республики и России.
Они и родились друг за другом: Алик 21 сентября, Венера – 1 октября 1937 года. И совсем недавно мы поздравляли их с днями рождения, желали… Но случилось так, как случилось.
Как хорошо, что Алик Салихович успел написать и выпустить книгу о своей жизни, творческом пути, развитии и становлении башкирского балета, о создании хореографической школы в Уфе, которая благодаря настойчивости, смелости, целеустремленности Алика Салиховича гордо носит имя великого земляка, гения танца Рудольфа Нуреева.
И как хорошо, с какой теплотой и нежностью он написал о своей любимой Венере!
Из книги Алика Бикчурина «Мой путь, моя судьба…»:
«С появлением в труппе Венеры Галимовой Башкирский театр оперы и балета на два десятилетия приобрел балерину, способную убедительно и правдиво воплотить в хореографическом спектакле глубокие литературные женские образы А.Пушкина, В.Шекспира, Т.Готье…
Жизель Галимовой не была сельской девушкой-простушкой – она тесно общалась с подружками, вовлекая их в игры и танцы, знакомила с появившимся кавалером – Альбертом. Обнаружив обман возлюбленного, она искала сочувствия у подруг и трагически гибла.
Вслед за сказочной героиней первого национального балета «Журавлиная песнь» Зайтунгуль Венера Галимова создала современный образ социально бесправной башкирской женщины Галимы в балете Х.Заимова и А.Чугуева «Черноликие». Венера тщательно изучила первооснову спектакля – повесть Мажита Гафури, а также музыкальный материал, глубоко вникла в замыслы композиторов и автора хореографии.
Обладая сильным драматическим даром, Венера Галимова, можно сказать, не сыграла, а прожила на сцене судьбу этой хрупкой на вид, но крепкой духом девушки, отстаивающей свою свободу и право любить.
Каждый спектакль посещал автор музыки Халик Заимов. Он молча и недоуменно смотрел на исполнительницу и, расчувствовавшись, обычно тихо исчезал из зала.
Мы были юны, и зритель, воспринимая достоверность создаваемых образов, искренне сочувствовал нашим героям…»
…Они, Алик и Венера, как Тахир и Зухра, не могли расстаться. Они и сейчас там, в немыслимых небесных далях, вместе, превратившись в яркие звезды, светят нам и будут светить всегда.
Нина Жиленко.
НА СНИМКАХ: Алик Бикчурин в зале БХК;
а это он с Венерой Галимовой в балетном спектакле «Жизель» на музыку Адана.
Фотографии предоставлены
автором публикации.
НА СНИМКАХ: Алик Бикчурин в зале БХК;
а это он с Венерой Галимовой в балетном спектакле «Жизель» на музыку Адана.
Фотографии предоставлены
автором публикации.
ОТ РЕДАКЦИИ
Так случилось, что Алик Салихович Бикчурин и Венера Хакимовна Галимова – основатель Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева и его первый директор, и один из первых педагогов БХК, ушли из жизни накануне открытия IV Международного фестиваля – конкурса хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский». В день завершения «Малого Нуреевского» на сцену БГТОиБ, где и проходила церемония закрытия, вышла Олия Галеевна Вильданова, нынешний директор БХК, и, волнуясь, произнесла несколько прочувствованных слов, посвященных этой замечательной паре, стоявшей у истоков рождения нашего хореографического колледжа. Зал затих, слушая скорбную речь, посвященную людям, столько сил отдавших процессу подготовки хореографических кадров, а потом, вняв просьбе Олии Галеевны, поднялся в едином порыве, минутой молчания почтив память тех замечательных людей, благодаря усилиям которых живет и развивается наш прекрасный колледж, носящий имя Бога танца XX века, и, можно сказать, в том числе, проходит и фестиваль-конкурс «Малый Нуреевский»...
9-11-2021 (0) Просмотров: 678 Номер: 78(13548) Версия для печати