А мои дворники – японцы!
Автолюбители-ветераны помнят, как рачительные хозяева «разукомплектовывали» своего коня перед ночной стоянкой во дворе (а ночевка авто вне гаража в 70-е годы прошлого века была событием исключительным!): снимались боковые зеркала, декоративные колесные колпаки, обязательно – дворники, забиралась магнитола... Забудешь что-то убрать – украдут как пить дать. Нынче времена иные – ваши дворники навряд ли кого заинтересуют. Но это вовсе не означает, что сей атрибут является чем-то несущественным, ненужным…
В эпоху тотального дефицита выбирать не приходилось – на всех отечественных автомобилях стояли одинаковые щетки стеклоочистителей. А так как и крепления их тоже были одинаковыми, то есть подходили они ко всем авто, воровали их нещадно. Служили эти «труженики лобового стекла» долгие годы, и если бы вы сказали советскому автовладельцу, что щетки надо поменять целиком через пару лет, он посмотрел бы на вас, мягко говоря, с удивлением. Аккуратные автолюбители регулярно меняли лишь сами резинки – благо процедура эта по силам абсолютно любому. Исправно менял эти копеечные резинки на своей «Волге», потом «Жигулях» разных моделей, потом на иномарках и я. Признаюсь: сами щетки не менял годами – чистят же, удаляют в дождь воду, метут зимой снег…
Но это только казалось, что очистители по прошествии нескольких лет справляются с возложенными на них функциями хорошо. Просто мы не обращаем внимания на появляющиеся на стекле полосы. Это ж мелочи по сравнению, скажем, с непонятным стуком в трансмиссии! Да все дело в том, что не мелочи! Плохой обзор через лобовое стекло может запросто стать причиной серьезной аварии. И только поменяв щетки на новые, мы восклицаем: так-то гораздо лучше!
Как мы уже отметили, в первую очередь изнашивается сама резиновая лента на щетке. Отчего это происходит? Оттого, что работают наши дворники не в идеальных условиях. Ведь они убирают со стекла не только воду, но и грязь, содержащую много абразивных частиц. Да даже в черте города те же дождевые капли содержат твердые частицы! Вы обращали внимание на разводы на кузове свежевымытого авто после дождя? Это пыль и сажа, которую «прихватили» капли по пути с небес…
Ленты изнашиваются даже в идеальную солнечную погоду – сказывается жара, пересушенный как следствие воздух, ультрафиолетовое облучение.
Казалось бы, меняй резинки да катайся на здоровье! Ан нет. Дело в том, что со временем изнашивается, закисает сам каркас щеток, и вся конструкция, пусть и не такая сложная, перестает обеспечивать надежное прилегание дворников к стеклу.
Так все же – когда менять щетки стеклоочистителей? Специалисты рекомендуют делать это через два-три сезона. Но здесь подразумевается постоянное их использование. Если автомобиль большую часть времени простаивает во дворе или гараже, то, понятно, интервал между заменами возрастает.
Мы говорили о том, что закисает и перестает работать должным образом сам каркас щеток. Вот теперь давайте разберемся, какие же щетки существуют и какие из них предпочтительнее (естественно, без упоминания фирм и марок). Конструкция любой щетки состоит из трех главных деталей – резиновой ленты, собственно каркаса и крепления к поводку. Самый распространенный тип – обычные каркасные щетки, которые знакомы каждому еще с прошлого века. Они представляют из себя систему подвижных рычагов-«коромысел», которые и обеспечивают плотное прилегание чистящей поверхности к стеклу. Их можно назвать универсальными, ведь такими и пользуется круглый год огромная армия автолюбителей. Их слабые места – закисающие шарнирные сочленения и парусность на высоких скоростях. То есть если вы едете со скоростью выше 100 километров в час, ждать надежного прилегания не приходится. Именно с целью усилить давление щеток на стекло на высоких скоростях к ним прикрепляются аэродинамические спойлеры, что приносит ощутимую пользу. Однако у каркасных щеток есть еще один большой минус: в зимнее время они забиваются снегом и льдом, отчего щетка дубеет. Приходится руками удалять эту наледь и каждое утро «разминать» каркас щеток. Чтобы избавиться от этой неприятности, изобрели так называемые зимние щетки. Что они собой представляют? Это те же каркасные щетки, но их механизм защищен чехлом, который исключает попадание внутрь снега, льда и воды. Очень удобно: в любой мороз и при любом снегопаде щетка остается работоспособной. Говоря о недостатках зимних щеток, тоже отмечают парусность. Но давайте задумаемся вот о чем. Парусность возникает при высоких, можно сказать, запредельных для правил дорожного движения скоростях. Щетки нужны тогда, когда идет снег или дождь. А вот оно надо – гонять при таких погодных условиях? Так что по мне - упомянутый недостаток просто не принимать во внимание. Я недавно приобрел пару хороших зимних японских щеток. Решил для профилактики переставить на них спойлеры со снятых летних. Ан нет – к зимним их «присобачить» не получится, конструкцией не предусмотрено.
Многие интересуются: можно ли зимние щетки использовать летом? Ответим так: можно, но не нужно. Почему? Дело в том, что резина на зимних дворниках мягче, эластичнее (так обстоит дело и с зимними колесами), и летом она просто быстрее износится. Учитывая, что зимние щетки дороже летних, все же следует весной заменить их на обычные каркасные. Или щетки другого типа. Например, бескаркасные. Сейчас такие стоят на многих авто. И выглядят очень привлекательно, даже стильно. Лаконичные, визуально совсем невесомые… Они представляют собой резиновую ленту, прикрепленную к упругой изогнутой пластине. При давлении поводка на центр пластины и создается плотное прилегание резиновой поверхности к стеклу. Просто и практично. Но – дороговато. И есть еще один момент: «бескаркаски» могут не прилегать плотно к иному изогнутому стеклу, они не приспособлены так «подстраиваться» ко всем изгибам поверхности, как каркасные.
Так существуют ли самые удобные, универсальные щетки? На эту роль не без оснований сегодня претендуют так называемые гибридные конструкции. Как они устроены и как выглядят? По сути своей это обычные бескаркасные щетки, в которых система «коромысел» обеспечивает хорошее многоточечное прилегание. И вся эта система прикрыта сверху пластиковым чехлом, почти как в зимних щетках. За счет чего механизм почти не забивается грязью, снегом и льдом. А также каркас выполняет роль спойлера. Гибридные щетки, конечно, подороже тех же каркасных. Но они того стоят. Какой вариант выбрал бы я? На зиму – именно зимние дворники, на остальное время года – гибридные.
Что надо знать при покупке новых щеток? Конечно, их размер. Но не надо бегать перед капотом с линейкой, как рекомендуют некоторые. Сейчас каждый дружит с интернетом, и если по какой-то причине у вас нет прилагаемой к автомобилю книжки-инструкции, просто задайте в Сеть вместе со своим вопросом модель и год выпуска вашего авто. Точный размер щеток появится на экране через секунду. Надо еще учесть способ крепления щеток к поводкам стеклоочистителей. Этих способов сегодня чуть ли не с десяток, и мы не будем на этом подробно останавливаться. Просто вы должны знать, какое именно крепление на вашем автомобиле. Если у вас машина корейского производства, то почти точно, что там предусмотрена система «крючок». Но не факт! Солидные производители сегодня комплектуют щетки всеми возможными переходниками под любые виды креплений. В упаковке тех же зимних щеток, которые я приобрел недавно, лежали еще целых пять видов переходников! Я их не использовал, так как меня устроило штатное крепление щеток – «крючок».
Таковы основные секреты простых автомобильных приспособлений, которые мы именуем так по-житейски тепло – дворники…
Николай АФАНАСЬЕВ.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.
26-11-2021 (0) Просмотров: 452 Номер: 83(13553) Версия для печати