Тайна орнаментов уходит в прошлое
До середины декабря жителей и гостей нашего города будет радовать великолепная выставка «Лоскутный узор: традиции и искусство народов Евразии», которая открылась в Национальном музее РБ. Она прибыла к нам из Санкт-Петербурга в рамках Национального проекта «Культура», чтобы познакомить публику хотя бы с частью несметных богатств из собрания Российского этнографического музея.
Экспозиция включает 120 предметов: от Центральной России до Дальнего Востока, от Русского Севера до Средней Азии и Кавказа. Самому «старшему» из них больше двухсот лет, самые «молодые» - изделия, сшитые петербургским клубом рукодельниц «Лоскутные забавы».
Выставка заняла два вместительных зала с множеством застекленных витрин и уголков с развешанными по стенам коврами, занавесями, одеялами, полотнищами юбок-понев, головными платками. И все они украшены пестрым лоскутным набором. При входе устроена легкая арка с навершием в виде курая. Опять-таки из цветных полосок ткани.
Отдельную витрину занимают вещи, собранные Сергеем Ивановичем Руденко в башкирских краях в начале ХХ века: пороховница из коровьего рога, мерка для пороха, кисеты-янсык, нарядная лента-тартма для перетяжки постельных принадлежностей перед укладыванием на сундук.
А дальше - глаза разбегаются... Вот настенный мешок со звездчатым орнаментом, в каких каракалпаки хранили под рукой предметы домашнего обихода. Праздничная полоса для украшения стен в жилище татов из Дагестана, набранная из роскошных парчовых, шелковых, бархатных треугольников. Юбки-поневы из Орловской губернии, где на черном фоне ярко выделяются крохотные красные и желтые фрагменты и белые вырезные фигурки, похожие на схемы лабиринтов, пробранные мелкими стежками. Край юбки отогнут, чтобы видна была изнанка, такая же аккуратная, как и лицевая сторона.
Рядом несколько удмуртских женских платков домашнего крашенья, не просто квадратом, но сложной конструкции, чтобы отлетной край ниспадал на спину во всей красе. Головных уборов на выставке много: детские шапочки с обережной меткой в виде кисточки, тряпичного шарика, розетки (у каждого народа «свой фасон»); головная накидка нанайского охотника (очень красивая, верно, использовалась для каких-то магических целей); удивительно тонкой работы татарский калфак, сплошь расшитый цветами из узеньких, свернутых в трубочку лент и дополненный жемчужными бусами.
Милые мелочи - игольницы, мячики, карманы-лакомники, куклы-потешки и даже вешалка для ложек, где все обрезки шли в ход. Здесь же коврик на сундук в технике «ляпочиха», когда тряпочки прикрепляются к основе в одном месте, а свободный объем создает некую ковровую пушистость. А еще полог для новобрачных, попона для верблюда туркменской невесты с пучками детских волос для обеспечения здоровья будущих деток, свадебный конский чепрак - везде красуются тщательно подобранные лоскутки. Сильное впечатление оставляет большой настенный ковер из Хабаровского края. Он вышит черно-сине-красной чешуей дракона, ведь дракон издавна почитался на Востоке как могущественный повелитель ветра и дождя, несущий плодородие полям, здоровье и защиту в дом.
Тайна этих орнаментов уходит в глубины прошлого. Лоскутное шитье существовало у всех народов, но у каждого были свои традиции в его оформлении. И не бедностью объяснялось такое «крохоборство», а стремлением заручиться родовой и семейной поддержкой, богатством красок обеспечить изобилие и счастливую жизнь.
За время, пока работает выставка, нашими умелицами будут проведены мастер-классы по различным техникам ручной сборки.
Подборку подготовила Анна МАСЛОВА.
10-12-2021 (0) Просмотров: 530 Номер: 86(13556) Версия для печати