$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Любовь родителя должна быть безусловной


Любовь родителя должна быть безусловной

Люди старшего поколения, вспоминая свое детство, сегодня уверены, что жили безопасно, легко и верили в лучшее. Жизнь современных детей иная. Им доступна практически любая информация, но, по статистике, увеличилось число психических расстройств. Об этом мы беседуем с детским психиатром Лидией Самойловой, заведующей амбулаторным детским психоневрологическим отделением №38 Республиканской клинической психиатрической больницы. По итогам республиканского конкурса Лидия Акимовна стала лучшим психиатром 2021 года.

Трудно не согласиться с тем, что семья влияет на формирование человека. С самого раннего возраста ребенок впитывает психологическую атмосферу семьи, на примере родителей учится общению, различным навыкам. Все мы родом из детства и полученные впечатления проносим через всю жизнь. Наша героиня родилась в многодетной семье.
- Когда я появилась на свет, семья жила в Белокатайском районе, в селе Карлыханово, - рассказывает Лидия Акимовна. - Это родина выдающегося путешественника, художника, искусствоведа Владислава Степановича Кетова. С детства люблю бывать на природе, выращивать цветы. Все это дает мне вдохновение и силы.
Обучалась я в Карлыхановской средней школе, которая размещалась в уникальном здании - памятнике архитектуры. Я - поздний ребенок. Родители, пережившие трудные военные и послевоенные годы, всегда были примером доброты, трудолюбия и жизненной стойкости. Мама еще подростком в годы войны работала в тылу наравне со взрослыми, а потом стала учителем начальной школы. Отец, защитник Сталинграда, был тяжело ранен, контужен. После войны он преподавал в школе историю и начальную военную подготовку. Мои старшие братья и сестра получили профессии в технических вузах Уфы.
- А Вы пошли другим путем, выбрали нелегкую стезю врача…
- Я выбрала будущую профессию еще в школьные годы и сегодня об этом не жалею. В 1987 году поступила в Башкирский государственный медицинский институт имени 15-летия ВЛКСМ на педиатрический факультет, и выбрала его осознанно, поскольку тесно общалась с племянниками, наблюдала, как они растут и меняются. Дети мне были интересны в любом возрасте. После учебы работала педиатром, отоларингологом, а в 1999 году прошла специализацию по детской психиатрии на базе Республиканской психиатрической больницы. Наблюдая за поведением и настроением детей, я отмечала психологические особенности и их влияние на жизнь ребенка, его здоровье и адаптацию.
Очень признательна преподавателям, наставникам, которые являются для меня примером необычайной интеллигентности и высокого профессионализма. Это заведующий кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ИДПО, профессор, доктор медицинских наук Владимир Лабибович Юлдашев, доценты Елизавета Натановна Вайман, кандидат медицинских наук Борис Леонидович Урицкий. А практику я проходила на базе детского отделения, которым заведовала Нелли Ахметовна Харисова.
С 2000 года я работала в городском психоневрологическом диспансере под руководством главного врача Юрия Александровича Анохина и заместителя главного врача Фанзили Рафаиловны Мустафиной. Сначала вела ребят подросткового возраста, а позже - детей помладше. С 2010 года заведую амбулаторным детским психоневрологическим отделением №38.
При непосредственном участии Лидии Акимовны в 2018 году в отделении был открыт дневной стационар для детей на 20 коек. Они получают здесь медикаментозное лечение, психотерапевтическую, психокоррекционную и логопедическую помощь. В отделении организовано двухразовое питание.
- В нынешнем году на базе Вашего отделения был открыт Центр коррекции речи. Чем это обусловлено?
- Центр открыт на улице Российской, 3. А причина - высокая распространенность нарушений коррекции у детей, особенно дошкольного возраста, - рассказывает моя собеседница. Здесь оказывается комплексная медико-психолого-логопедическая помощь ребятам с нарушениями речи. Консультации и коррекционные занятия, логопедический массаж проводятся индивидуально. В центре работают детский невролог, медицинский психолог, логопеды, дефектологи.
- Нередко человеку, не имеющему медицинского образования, трудно сориентироваться в такой области, как психиатрия: где граница между нормой и патологией?
- По определению ВОЗ, психическое здоровье - это не просто отсутствие психических расстройств, а состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать или учиться, а также вносить вклад в жизнь сообщества. Мы, психиатры, наблюдаем в последние годы большую распространенность психических заболеваний у детей. Например, рост таких патологий, как задержка психического и речевого развития в дошкольном возрасте, аутистических, эмоциональных расстройств различного характера, нарушения адаптации и связанные со стрессом заболевания, преобладающие в школьном возрасте. У многих детей сегодня выявляют синдром дефицита внимания как самостоятельное расстройство (СДВГ), так и в структуре других заболеваний.
- Как влияет дистанционное обучение в период пандемии на психическое состояние подрастающего поколения?
- В 2020 году такой формат обучения был продиктован необходимостью, однако к переходу на дистанционное обучение и учителя, и школьники в большинстве случаев не были готовы, что создавало стрессовые ситуации. В период самоизоляции у школьников значительно выросли продолжительность занятий и время выполнения домашних заданий, также увеличилось время работы с гаджетами до 4-7 часов в сутки. При этом ребята отмечали, что стали реже гулять, в результате чего снизилась физическая активность, кто-то стал меньше спать. Все это существенно ухудшило самочувствие детей. На самоизоляции отмечались трудности концентрации внимания во время онлайн-уроков и выполнения домашних заданий. К тому же привычная домашняя обстановка расслабила некоторых детей, у них снизилась мотивация к учебе, ослаб и учительский контроль. Дети испытывали эмоциональный дискомфорт, перемены настроения, тревожность, раздражительность, нервозность. Ограничение общения со сверстниками, что называется, "вживую", переход на контакты через соцсети нарушает социализацию ребенка, тормозит развитие коммуникативных навыков. Очень часто в ситуациях дистанционного обучения дети предоставлены сами себе и много времени уделяют различным играм, эта увлеченность часто приобретает характер зависимости.
- Вы, повторимся, выросли в благополучной семье. К сожалению, не каждый может сказать то же самое. Как семейные неурядицы отражаются на психике детей?
- Плохо запомнившиеся события и годы детства говорят о том, что у ребенка было слишком много безвыходных, принудительных и безрадостных периодов и дней. Устоявшееся представление о том, что малыш с возрастом все забудет и он вообще ничего не понимает - ложное. Именно ранний детский возраст оставляет наиболее четкий след в подсознании человека, который формирует дальнейшую жизнь и определяет неприятные или радостные события, делает его несчастным, больным или счастливым, полным сил и здоровья.
Семья формирует базовое чувство безопасности или недоверия по отношению к миру и к людям, основные модели поведения, помогает ребенку приобрести жизненный опыт, вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки. Развитие ребенка зависит от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения. Семью ничем заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей маленького человека и раскрыть его духовное, уникальное Я.
- Однако родителями не рождаются, ими становятся…
- Это естественный закон жизни. Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и личный пример матери и отца являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности. Важно, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен в том, что его любят, был наполнен этим чувством любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношениях супругов друг с другом. Глубокий постоянный психологический контакт с сыном или дочкой - вот универсальное требование к воспитанию. Основой является искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни детей, желание их понимать, стремиться к общим целям, видению ситуаций. Мама и папа должны любить ребенка таким, какой он есть.
- Когда родителям следует обращаться к специалистам?
- В ситуациях, когда родители замечают какие-либо несоответствия, например, когда "все дети его возраста говорят, а мой молчит", и другие трудности или болезненные проявления. Обращаться следует к детским специалистам: неврологу, психологу, психиатру, получить информацию о состоянии здоровья ребенка, рекомендации. Душевное здоровье - сфера очень деликатная. Многие родители откладывают посещение врача примерно с такими мыслями: "это характер такой, пройдет, перевоспитаю"; "это школа так влияет"; "одноклассники обзывали толстой, вот и худеет теперь" и зачастую обращаются к врачу-психиатру слишком поздно. Почему так происходит? Нередко родители думают больше о своем статусе или о том, как посещение психиатра отразится на будущем ребенка, упуская возможность своевременного лечения.
Нельзя откладывать "на потом", надеяться, что "вдруг пройдет”, и заниматься самолечением "по интернету". Печально бывает, когда на прием приходит мама 6-летнего ребенка и жалуется, что тот до сих пор не говорит, а в школу через год идти. При этом раньше не предпринимались какие-либо меры для понимания и решения проблемы, "ждали, когда заговорит", "какой-то родственник поздно начал говорить, наверное, у нас так же", не предпринимали попыток посещать детский сад, потому что "бабушка с ним сидит, я работаю".
- Наверное, родители должны быть первыми психотерапевтами для ребенка?
- Вспомните, насколько часто и когда вы говорили своему ребенку: "Ты спокойный мальчик (девочка). Ты терпеливый. Ты добрый. Ты общительный. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение и ты любишь улыбаться. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь… Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое, что у меня есть, ты моя частичка, родная кровинушка. Я и папа очень сильно тебя любим".
- На психику подростка влияют товарищи, учителя, не всегда понимающие последствия своих поступков, унижающих ребенка…
- Вспоминаю рассказ о том, как воспитательница детсада выставила перед всеми малышами пятилетнего ребенка, с которым произошел во время "тихого часа" энурез. Ребенок пережил унижение благодаря поддержке родных, но больше никогда в садик не ходил. Или другой случай. На выпускных экзаменах в школе двое знакомых ребят в разные годы получили оценку ниже заслуженной. Мальчик сразу же повесился на чердаке школы, девочка тоже покончила с собой.
Это, конечно, самые тяжелые примеры дезадаптации в школьной среде. Очень важно вовремя заметить у ребенка проблемы, психологические трудности, оценить его правильное восприятие себя и окружающей ситуации. Нередко в школе присутствует проблема буллинга (агрессивное преследование одного из членов коллектива, вспомним фильм "Чучело"), вызывающая стрессовые переживания, неврозы, депрессию ученика, трудности адаптации в жизни.
…Признаться, все, о чем рассказала Лидия Акимовна, трогает до глубины души. А на психику подростка влияют не только родители, но также товарищи, учителя, не всегда понимающие последствия своих поступков, унижающих ребенка.
…Мне, автору этого материала, сказочно повезло на последнем госэкзамене в институте. Сдала все на "отлично", а на последнем стала громко отвечать правильно, но не на вопрос билета. Когда меня попросили прочитать билет и ответить снова, я опять повторила уже сказанное. Преподаватель, которую я видела впервые, тихо спросила: "Но вы ведь не выберете эту специальность?" Я заверила, что нет, и получила "отлично". "Красный диплом" уцелел. Потом я много раз встречала Надежду Потаповну Шувалову, мы обнимались и хохотали, вспоминая тот экзамен. И я, находясь на преподавательской работе, всегда шла студентам навстречу, если они того заслуживали.
Так что нужно всегда с трепетом относиться друг к другу, стараться не ранить, ведь каждый человек уязвим, и неизвестно, как иной раз одно наше слово, брошенное с раздражением или гневом, может отразиться на ближнем. Мне хочется поблагодарить Лидию Акимовну за полезную, интересную беседу и пожелать ей крепкого здоровья и новых высот в профессии.

Эмма ШКУРКО.



Дата создание новости 21-12-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 395     Номер: 89(13559)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.