Память
Время продолжает отсчёт
Шамиль Хазиахметов, работавший в “Вечерней Уфе” заместителем редактора, а затем сменивший на главном посту легендарного Явдата Хусаинова, был человеком скромным, деликатным и очень не любил славословий вокруг собственной персоны. А потому дни своего рождения предпочитал проводить в отпуске, в какой-нибудь поездке по городам и весям, без шумных застолий и поздравлений. Так что можно на минутку представить, будто не в мир иной унеслась его светлая душа в конце прошлого года, но просто он уехал в путешествие. Друзья и коллеги не забыли эту сентябрьскую дату и поминают своего товарища добрым словом...
Тем более что только добрых слов и заслуживает вся трудовая жизнь Шамиля Сафуановича, начавшаяся далекими верстами инженера-строителя, выпускника Уфимского нефтяного института, на объектах жаркого Узбекистана и холодного Севера, а продолжившаяся на творческом поприще журналиста, писателя и издателя.
Более десяти сборников повестей и рассказов, среди которых такие отмеченные и критикой, и читателями, как “Всадник на часах”, “Звонок из соседнего мира”, “Горькие плоды”, “Грустная как мир история”, - это постоянная вдумчивая работа, которая занимала Шамиля Хазиахметова всегда, не только за письменным столом. Он непременно старался хоть раз в два-три года попасть в Переделкино, чтобы все накопленное в памяти в спокойной обстановке доверить чистому листу бумаги. Ему это было необходимо, потому что он никогда не находился в положении свободного художника. Корреспондент газеты “Ленинец”, руководящие должности в “Вечерней Уфе”, главный редактор Башкирского книжного издательства... - трудовая книжка Шамиля Хазиахметова свидетельствует о том, что на собственное творчество оставались лишь вечера с прихватом ночи, выходные и недолгий отпуск.
Человек ответственный и добросовестный, Шамиль Сафуанович на каждом посту трудился с полной отдачей, всегда в спокойной манере, четко, без лишних слов. Работая с ним бок о бок в “Вечерке”, мы ни разу не слышали, чтобы он на кого-то повысил голос, вышел из себя в неординарной ситуации. При демократичном стиле руководства он обладал тем не менее твердой позицией и умел ее без видимых эмоций отстаивать. Можно вспомнить, как во время диоксиновой катастрофы в Уфе, когда партийная верхушка давила на редакцию, чтобы не потакали в своих публикациях “разволновавшейся толпе”, а предоставляли газетные страницы “проверенным” авторам от науки, заместитель редактора Хазиахметов принципиально стоял на стороне борцов за чистоту воды и воздуха. Однажды даже была придумана срочная командировка Явдату Бахтияровичу Хусаинову, чтобы опубликовать хоть какую-то альтернативу официальному мнению, подкрепляемому суровыми ультиматумами в адрес руководства “Вечерки”. Ответственность “за содеянное” Шамиль Сафуанович взял на себя, отговорившись некомпетентностью в проблеме. Он прекрасно понимал, что эта отговорка не обязательно сработает и для него последствия могут быть плачевными. Зато как он радовался, когда корреспондент “Известий” Ким Смирнов опубликовал статью в защиту жителей города и при этом упомянул его фамилию как отстаивавшего правильную позицию.
Можно вспомнить и другую историю, закончившуюся, увы, не столь справедливо, когда Хазиахметова вынудили оставить пост главного редактора “по собственному желанию”, явно освобождая место для другого человека. Редколлегия постановила, чтобы Хазиахметов не поддавался ни на посулы, ни на запугивания, и он долго держался этой общей линии, а сдался, когда партийные начальники пообещали оставить его без какой-либо работы: у него тогда тяжело болела мать и надо было помогать семье умершего брата. Не нужно думать, что после подобных давлений сердце человека продолжает ритмично работать: рубцы остаются и подтачивают здоровье, хотя вслух Шамиль Сафуанович жаловаться на свои недуги не считал возможным.
Наверное, все, что он в жизни переживал, так или иначе отразилось в его книгах, где действуют живые люди, задающие другим и прежде всего себе те же вопросы, что волновали и его самого, - о жизни и смерти, добре и зле, о совести и бесчестии, загадочности огромного мира и тайнах Вселенной. Ответил ли он на них? На один - точно. Есть у писателя Хазиахметова полуфантастический рассказ, давший название книге, вышедшей в 2007 году, - “Кто остановил часы?”: часы переставали отсчитывать время, когда кого-то забирала смерть. Всей своей земной жизнью Шамиль Сафуанович доказал, что когда она прожита не зря, то время словно продолжает ее - светлым следом, остающимся в памяти людей.
“Вечеркинцы”.
7-09-2013 (0) Просмотров: 1 899 Номер: 172(12320) Версия для печати