Про мех, который люб ценительницам шуб…
Вот и пришел февраль. Зима, вступившая в свою заключительную фазу, выдалась мягкой, суровых морозов не было. А значит, модницы не успели пощеголять в дорогих манто. В меховых салонах особого наплыва покупателей не наблюдалось. Товар остался не реализован. Напрасно заманивали клиентов специализированные магазины и салоны. В связи с этим появились вдруг объявления: «Скидки на шубы», «Меняем старую шубу на новую», «При покупке шубы – шапка и пуховик в подарок». А ведь еще совсем недавно эти призывы воспринимались бы как что-то из области фантазии… И модницы 60-70-х им бы не поверили.
Но, обратимся к истории… История меховой шубки берет свое начало из тех далеких времен, когда пещерные люди, прячась от холодных ветров, согревали свое тело шкурами убитых животных. Спустя время человек научился выделывать шкуры и сшивать их.
Слово «шуба» образовано от арабского «джуба». Именно арабы придумали утепленную одежду с длинными рукавами и украшениями из меха соболя и куницы. Согласно историческим документам, главным поставщиком соболей и горностаев в арабские страны была Россия.
Во все времена шуба считалась основным атрибутом славянской зимней одежды. Кстати, в Китае тоже можно было встретить меховые изделия, правда, из шкур обезьян, собак и коз.
Показателем достатка во все времена считалось норковое манто. Впрочем, на Востоке богатые вельможи предпочитали каракуль. Зимние пальто из такого кудрявого барашка могли себе позволить только обеспеченные особы.
И как только не фантазировали записные щеголи, чтобы продемонстрировать свое состояние. На Руси, к примеру, некоторые бояре надевали на себя одновременно несколько шуб, при этом мех был не снаружи, а внутри изделия. Если бы вы появились в те времена в пушистом «пальто», вас приняли бы за извозчика или конюха.
И только в VIII столетии шубы мехом наружу отвоевали себе место в мире моды. Немалую роль в этом сыграли татаро-монгольские завоеватели. Именно с Востока в европейские страны пришли привычные в нашем понимании шубы. В XX столетии именно они стали эталоном модной зимней одежды. И хотя те шубки считались предметом роскоши, вряд ли найдется женщина, в гардеробе у которой не было бы подобной. Однако следует отметить, что меховые изделия покупались по достатку, лишний раз подчеркивая статус хозяйки. Исключением, пожалуй, были детские шубки. Их передавали по наследству от старших к младшим. У меня, например, была цигейковая. Если честно, я ее не любила - была она тяжелая. Завидуя подружкам, которые щеголяли в легких пальтишках, я с трудом поспевала за ними, напоминая неуклюжий колобок.
Вспоминаю мамину котиковую шубку. Доставали это черное блестящее чудо из шкафа по праздникам, когда выходили в свет. И хотя особым шиком считалось появиться в свете в широком, почти до пола манто из песца или лисы, мамин «котик» достойно выдерживал конкуренцию.
В послевоенные годы появились каракулевые и цигейковые шубы. Они были дешевле и практичнее. Говорили, что каракулю сноса нет. Вот и становились эти зимние наряды семейными реликвиями. Не выбрасывать же добро. Висели в шкафу на радость прожорливой моли, которая находила лазейки и с удовольствием наслаждалась мехом, игнорируя нафталин.
А в 80-е годы прошлого столетия заявила о себе норка. Норковое манто считалось показателем сверхдостатка. Шуба из норки по стоимости приближалась к «Жигулям» - 5 тысяч, это при зарплате-то инженера в 120 рублей. Такую шубу торжественно вручали вместо кубка победительницам конкурса красоты, ибо купить их в магазинах было невозможно. Поговаривали, что в закромах отдельных универмагов все же можно было найти такую ценность, но это если ты являешься женой партийного или номенклатурного работника, «подружкой» богатого папика. Ходили слухи, что у нас в Уфе такой отдел был в знаменитом кредитном магазине на улице Октябрьской Революции. Свою первую шубу - каракулевую - я приобрела в комиссионке. С чужого, так сказать, плеча. И она казалась мне по тем временам роскошной!
Позднее я «доросла» до норкового манто. Правда, был сие ширпотреб, который из лапок зверька шили кооператоры. Это была эпоха зарождающихся кооперативов. Ремесленники мастерили такие шубки, стараясь максимально подогнать их крой под те, которые видели на фото из иностранных журналов…
Натуральные шубки долгие годы входили в разряд остродефицитных. Даже в валютных магазинах «Березка» и «Альбатрос» они были редкостью. Например, в уфимской «Березке», что располагалась на улице Российской, они числились в реестре редчайших товаров, по списку больше одного экземпляра в руки не давали.
Ажиотаж на натуральные шубы спал с появлением искусственного меха. Первые модели были тяжелые, без лишних деталей и украшений. Именно тогда в обиход вошло слово «чебурашка», то есть вещь, которая выглядела, словно мягкая игрушка. Однако «зеленые» утверждали, что такие шубы по внешнему виду ничуть не уступают натуральным, но дешевле оных в несколько раз.
Сегодняшние модницы подобного мнения не разделяют и мечтают о настоящем норковом манто. Пока же довольствуются безрукавками из лисы, песца, напоминающими ту меховую накидку, которую первобытный человек носил, спасаясь от холода.
Галина ГРИГОРЕНКО.
В оформлении материала использован кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968), а также фото из открытых источников.
В оформлении материала использован кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968), а также фото из открытых источников.
4-02-2022 (0) Просмотров: 509 Номер: 7(13569) Версия для печати