$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Тёплый приют для людей, которым некуда идти


Тёплый приют для людей, которым некуда идти

В октябре минувшего года журналисты «Вечерки» посетили Автономную некоммерческую организацию «Актау», познакомились с сотрудниками, узнали об их деятельности. Напомним читателям, «Актау» создана для того, чтобы помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на улице. Тогда в планах руководителя Александра Стовбчатого и его заместителя Рустема Мирсаитова был, в числе многого, и новый проект – в рамках поручения Главы республики Радия Хабирова – устроить низкопороговый пункт обогрева в военной палатке для тех людей, кто попал в трудную жизненную ситуацию, кому некуда идти. Согласитесь, зимой это особенно страшно. Что сделано за это время?

- Александр Александрович, как развивается проект?
- Пункт обогрева для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, о котором мы говорили в предыдущую встречу, открыт 14 января. Это сделано по личному распоряжению Главы республики Радия Хабирова под контролем Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ и Администрации столицы.
На бывшем складе КГБ мы поставили большую армейскую палатку, она отапливается электричеством и компактной печкой-буржуйкой. Сейчас мы туда отправимся, и вы сами все увидите.
Мы открывали пункт обогрева, но наше предприятие превратилось в низкопороговую ночлежку. Что значит «низкопороговая»? Мы не спрашиваем у приходящих к нам людей документы, не требуем какого-то достойного вида, мы обслуживаем абсолютно всех. Но есть некий свод правил: трезвое состояние, отсутствие агрессивного поведения. Если соблюдаются эти нормы, человек всегда может рассчитывать на еду и теплый ночлег.
Помимо прямого назначения «пункта обогрева», у нас порядка 12-15 человек на данный момент ночуют там все время. Это не значит, что они находятся в палатке постоянно. Днем уходят на работу или по делам, а вечером всегда знают, что не останутся на холодной улице, что у них есть кров.
- Что планируете дальше?
- Проблема в том, что мы понимаем: этих людей определенным образом надо делить. То есть пункт обогрева – это пункт обогрева (место, куда человек приходит попить чаю, перекусить). Другая проблема – для ее решения мы, скорее всего обратимся за помощью к нашему депутату – председателю Комитета Государственного Собрания – Курултая республики по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов Салавату Фаттаховичу Харасову, чтобы поставить вторую палатку (первую получить было не так-то просто, туристическая однозначно не годилась, ту, что есть прислали из Читы – это военный инвентарь, палатка с войлочной прослойкой). В одной палатке – поел, погрелся, в другой – человек может остаться переночевать, переодеться (у нас идет колоссальный сбор одежды, люди везут и везут, я не ожидал, что они таким образом отреагируют). То есть в этой второй палатке человек может побыть продолжительное время.
Наша локальная точка должна просуществовать до конца апреля, но, скорее всего, этот проект будет иметь продолжение, потому что Радий Фаритович написал: «Далее – постоянно». Возможно, мы просто поменяем дислокацию и будем работать немного в другом формате.
- Вы говорили, что ездили в Москву, Санкт-Петербург и Казань для обмена опытом. Что принесли эти поездки?
- Татарстан настаивает на создании Ассоциации, которая занимается бездомными и их проблемами. Она будет создана на базе проекта «Приют человека». Скорее всего в марте мы подпишем ряд соглашений. Наша организация войдет в общественный совет созданной Ассоциации. В общем, впереди, как говорится, планов громадье... Мы прекрасно понимаем: у каждого региона разная конъюнктура, и специфика, и менталитет у всех разный – и готовы к этому.
Ведь наш проект – на самом деле очень важный и значимый для Уфы, потому что с учетом кризиса, людей, оставшихся на улице без поддержки, станет еще больше, все мы понимаем это. Мы сталкиваемся с вопросами трудовой миграции: люди едут из деревень в поисках лучшей доли, ищут работу, но 70-80 процентов из них – с проблемами алкоголизма… Встретил сослуживца, выпили, и понеслось… Город – это сила, которая может забрать все. Если человек не приспособлен жить на улице, а здесь тоже нужны определенные навыки, коммуникативные способности, а мы понимаем, что, страдая алкоголизмом, человек теряет эти способности и становится одиноким, он может погибнуть… Даже разговорить такого человека, «вытащить его на диалог» - уже проблема.
Далеко не каждому люди готовы излить душу. Но мы сами с улицы, и в свое время объяснили сотрудникам Администрации Главы региона и Минтруда, что владеем уникальной коммуникативной способностью, так как знаем жизнь таких людей изнутри. В основном за счет этого наш проект живет. Он и дальше будет развиваться и процветать. Неоценима помощь наших друзей, потому что нам нужны вещи, съестные продукты, те же брикеты, которыми топим печку – та материально-техническая составляющая, за счет которой наш проект существует. Это очень важно. И – слава Богу! – люди нас слышат, откликаются, помогают. За последнее время подключились блогеры, это заслуга Рамина Алекперова (заместитель председателя диаспоры Азербайджана в РБ), он тоже руководитель благотворительного фонда, я ему очень признателен: он провел огромную работу, чтобы к проекту подключились известные люди.
- Расскажите подробнее о Вашем путешествии, что полезного Вы узнали, что можно применить в наших условиях?
- Мы познакомились с самой старой программой в России под названием «Ночлежка», ей более 30 лет. Это питерский проект, мы были там в октябре, помогали устанавливать палатку и смотрели, как у них организована помощь. На днях мы вернулись из Москвы, узнали, какой ряд услуг оказывают они. У них это – «Сохо», центр города, двухэтажное здание в собственности. Узнали о работе их социальных патрулей на улице. Люди им помогают абсолютно всем. Им даже бензин для автобусов выделяют, для этого есть специальная заправка «Ева».
...Трудно передать словами, что происходит в сердце, когда человек приходит к служению. Это люди определенного склада, определенных устоев, с миром в душе. Вот в Казани я наблюдал такую сцену: к городку бездомных подъезжает огромный джип, оттуда выходит отец со своими детьми, и ребята помогают разгружать привезенные вещи. То есть они с самого детства приучены творить добро, это для них самый естественный порыв на свете – делать благородные дела, помогать тем, кому в жизни повезло меньше…
Я думаю, что в делах служения наша республика ничуть не отстает от того же Татарстана, а в чем-то и перегонит. Я бесконечно благодарен своим согражданам, которые оказывают нам помощь.
- Что все-таки будет с проектом дальше, что будет с Вашими постояльцами?
- С середины марта мы начнем новые переговоры с Администрацией Главы республики, с Министерством труда, с Администрацией столицы. Мы начнем подыскивать площадку (а возможно, нам сохранят эту инфраструктуру). Потому что тут удобное место: здесь рядом автовокзал, железнодорожный вокзал, пятачки «Центральный рынок», остановки «Спортивная» и «Округ Галле» - места скопления лиц без определенного места жительства. Мы в свое время определили эти точки, работая на улицах в формате социальных патрулей. Ведь начинали мы два года назад с того, что кормили людей просто на улице: подъезжали на машинах, у нас была небольшая полевая кухня, военные термосы. Мы накладывали кашу, наливали чай. Как люди узнавали, что мы приедем? Улица – это своего рода «цыганская почта», так что желающих поесть было всегда немало. Еще раз повторюсь: наша задача – не залезть в душу, а просто помочь человеку. Мы много лет проработали с наркоманами и понимаем специфику этого дела. Работали в формате светских программ реабилитации, в 2018 году по запросу прокуратуры провели огромную работу на улице, в 2019-м сделали совместно с прокуратурой очень серьезный проект – автопропробег «Здоровое поколение. Башкортостан – Алтай. Бал».
Мы делились опытом с государственными реабилитационными центрами и подтвердили эффективность нашей работы. После этой поездки нам было рекомендовано открыть общественную приемную, где мы сейчас находимся. Мы абсолютно бесплатно обслуживаем людей в плане консультативной помощи по проблемам наркомании и алкоголизма.
После этого с нами связались силовики и попросили сделать большую аналитическую работу на улице. Вот таким образом появился наш проект, он живет и развивается. Это очень здорово!
- Какому количеству людей вы помогли за это время?
- С 14 января мы оказали помощь примерно 350 людям. Понимаем, что объем услуг, который мы оказываем нашим гостям, достаточно существенный. К примеру, их осматривал врач-онколог.
Часто на улице оказываются выпускники интернатных учреждений, которые по непонятным причинам выпали из очереди на жилье. Есть ребята, прошедшие армию. К нам пришел парень, отслуживший в Чечне. О его жизни я буду говорить особо. Это горячая, живая история – о боли, мужестве, становлении характера. То есть человек, прошедший через ад, не только сохранил себя, он еще активно и успешно пытается помочь другим людям. Тем, кому еще хуже, кто слабее. Помог маме сослуживца, погибшего во вторую чеченскую, сохранить жилплощадь, которой ее пытались лишить мошенники.
Я счастлив, что нахожусь на своем месте и имею возможность помогать людям. Наш проект дает возможность объединять людей. Подключается очень много неравнодушной, активной молодежи, это не может не радовать. Мальчику Даниле 14 лет, он собирается сделать проект тестирования профилактики бездомности – определение группы риска среди школьников раннего возраста. Я был просто в счастливом шоке. Вот тебе площадка, заходи, тестируй, составляй опросник. Понятно, не без помощи взрослых, но какое замечательное начинание и главное – его личная инициатива!
…Пока мы разговариваем с Александром Стовбчатым, в общественной приемной появляется представитель бельского хуторского казачества Сергей Хайруллин. Это один из добровольных помощников проекта.
- Помогаю Александру по мере сил. Провели в палатке электричество, привозим съестные продукты, вещи. Считаю, верна старая истина: «Если тебе плохо, найти того, кому еще хуже и помоги ему», - говорит Сергей Маратович.
Все вместе садимся в машину и едем в палатку.
Она находится недалеко, в большом ангаре. Заходим внутрь. Печка, стол с немудреным угощением, на возвышении, покрытом коврами, небольшой телевизор. Очень тепло. Те, кто придут сюда ночевать, разложат по полу туристические «пенки», вот они, скатаны у стены. На большом плакате – свод правил. В палатке дежурный, его зовут Олег.
- Принимаем людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, это не обязательно бездомные. Мы угощаем их чаем, супом, а если нужно, оказываем медицинскую и психологическую помощь.
…Смотрю вокруг и думаю о том, как хорошо, что человек, попавший в трудную ситуацию, не остается ночью в холодном городе, он может найти здесь приют, еду и тепло. Пройдет ночь и наступит новый день. Каким он станет – зависит только от самого человека. Возможно, тепло этой палатки, импровизированного дома, вернет ему желание жить.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
На снимке: дежурный по палатке Олег, Александр Стовбчатый, Сергей Хайруллин.
Фото автора.



Дата создание новости 1-03-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 428     Номер: 14(13576)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.