Народное милосердие
Яблоки на земле
Месяц прожит под знаком яблок. Редакционная благотворительная акция, возникшая из напоенного тонким ароматом августовского воздуха, из плетеных корзин и ящиков, не способных принять невиданный урожай, не закончилась тем понедельником, в который журналисты "инспектировали" пригородные садовые товарищества.
Об уфимцах, что нагрузили яблоками грузовичок с надписью "Пресса" на лобовом стекле, о том, по каким адресам подарки разошлись, "Вечерка" отчиталась публикацией в номере от 21 августа.
Осталось смутное ощущение - то ли тревоги, то ли недосказанности. С каждым телефонным звонком червячок грыз сильнее. Звонили много. Садоводы уговаривали, настаивали, умоляли - приезжайте и к нам. "Вечернюю Уфу" ждали в Акбердино и Нагаево, Алаторке и Шипово, Юматово и Булгаково...
Вдогонку в "ВУ" вышла небольшая заметка: газета располагает адресами тех, кто готов поделиться яблоками. Нуждающиеся - звоните! Но беспокоили опять-таки садоводы, деревья которых стонали под тяжестью даров природы: "Как это закончилась акция?! Пропадают яблоки..."
Коллеги стали надо мной подшучивать. Я выслушивала мольбы читателей, иногда пыталась звонившим объяснить: журналисты проблему высветили в надежде привлечь внимание официальных лиц, облеченных полномочиями ее разрешить. Начинала и останавливала себя - люди ж от чистого сердца фрукты предлагают, а я про каких-то там лиц. Пока те еще отреагируют. Хваталась за справочник, набирала номера учреждений, где бесплатным витаминам с ветки, по моему разумению, должны обрадоваться.
Напрямую никто не отказывал. Но особой радости от предложения никто не выказывал. Звучало стандартное: государство наших подопечных прекрасно обеспечивает, кормит превосходно, фрукты они получают в достаточном количестве. Какая разница: импортные или свежесорванные? К концу переговоров мой пионерский задор стихал.
Согласитесь, парадоксальная ситуация. Объяснить неохоту руководителей просто: кому нужны дополнительные хлопоты? Еще одно подтверждение муссируемой слухами капризности организаций, опекающих сирот и стариков, - им, избалованным вниманием богатых спонсоров, получающим из бюджета все необходимое, любительские щедроты не интересны.
Все ж в голове не укладывается. Особенно расстроил последний эпизод: условились о продолжении рейда с заведующей одного из уфимских социальных центров. Она откликнулась с энтузиазмом, давала автомобиль и человека в помощь. А в день поездки машина вдруг сломалась, сотрудник заболел, и выяснилось, что с учетом стоимости бензина яблочки выйдут золотыми, купить будет дешевле.
Обидевшие до слез слова вспоминала в саду "Родник", куда приехали по настойчивому приглашению Лидии Васильевны Саргаевой. Укладывала в багажник нарядные, отборные, один к одному плоды, каждый с хороший кулак - ну как можно отказываться, где такие купить? Соседка ее, Нина Ивановна Безногова, свой взнос в несколько ведер принесла, посетовала, что на соседней линии тоже "Вечернюю Уфу" ждут, но, похоже, легковушке, и так просевшей под душистым грузом, задача не по силам.
Фрукты раздали через волонтеров. Общественники ближним без выходных и праздников помогают, распоряжений сверху не ждут, согласований не требуют.
Много говорим о том, что люди черствеют. Гигантский урожай показал, сколь огромен потенциал народного милосердия. И отсутствие структуры, которая бы спонтанную, а порой стихийную инициативу оперативно организовала, направила. Многочисленные благотворительные фонды работу, безусловно, ведут большую. Только проблемами, подобными вышеописанной, не занимаются. Вот сейчас дружно выручают тонущий Дальний Восток. Хорошо, правильно. А своим, здешним одиноким бабулям, многодетным, да и просто трудно живущим, отчего не помочь? Без сбора справок о доходах и прочей бумажной волокиты. Разумеется, урожай яблок по сравнению с наводнением - пустяк. Но я, хоть режьте, не поверю, что в миллионной Уфе мало людей, которых бы выручил бесплатный пакет антоновки. Газета, так вышло, оказалась в эпицентре яблочной эпопеи, и горожане ухватились за акцию как за соломинку.
Самые упрямые своего, конечно, добьются. Вот Галия Галеевна Галимова вытребовала у меня несколько телефонных номеров и отвезла-таки полста килограммов на улицу Победы, где находится республиканский приют для несовершеннолетних. И поздние, осенние сорта намерена пристроить.
Не все такие настойчивые.
Саргаева, пока ехали до ее участка, еще одну проблему обозначила. Раньше можно было излишки урожая сдать в потребсоюз - так, кажется, организация называлась. Машины прямо в сады приезжали. За рубежом устроено еще удобнее - там яблоки или, например, вишню сдаешь, а в качестве оплаты баночки готового джема вручают.
Мила ДОРОШЕВИЧ.
27-09-2013 (0) Просмотров: 1 418 Номер: 185(12333) Версия для печати