«Ни перед чем я не оробею…» К юбилею примадонны Башкирского государственного театра оперы и балета Ларисы Ахметовой
Как-то наш театральный дирижер определил комплекс хорошей оперной певицы: музыкально-вокальные способности, внешние данные и ум, интеллект. Лариса Ахметова, народная артистка Республики Башкортостан, дипломант международного и лауреат открытых республиканских конкурсов, безусловно, вписывается в это клише, но, проработав в оперном театре немало лет, смело добавлю к ее свойствам еще ряд профессиональных и человеческих качеств.
Прежде всего целеустремленность, характер. Слабакам не только в музыкальном, а в любом виде искусства долго не продержаться даже при недюжинном таланте. Лариса всегда знала, чего хочет добиться. В первые годы работы в театре, без большого еще опыта, отважилась подойти к режиссеру спектакля «Севильский цирюльник» Рустэму Галееву и сказала, что хочет попробовать себя в партии Розины, главной героини оперы. Ее давно привлекали россиниевские мелодии – искрометные, ликующие, оптимистичные. Она сама жизнерадостный человек, и эта музыка ей близка. Под нее хочется жить, творить, бегать… Когда готовила партию Розины, много прочитала о композиторе, его творчестве. Он писал не только веселую музыку, но и трагическую. И в жанровом отношении богатейшую. Лариса сожалеет, что музыку Россини по большому счету мало знают и исполняют в нашей стране. Сама она первая в Уфе спела технически очень сложную арию Золушки из его одноименной оперы. Тесситура голоса Ларисы определялась тогда как колоратурное меццо. А раз Бог дал подвижность в голосе – грех это не использовать. Но природную подвижность в голосе надо сочетать с мастерством. Через месяц упорной работы Лариса устами Розины ликовала со сцены: «Ни перед чем я не оробею, и будет все, как я хочу!»
Эти слова стали своеобразным кредо певицы. Так называлась одна из ранних моих публикаций о ней. Беру грех на свою журналистскую душу и повторяю заголовок теперь. Уж очень он подходит моей героине, и незачем изобретать велосипед.
В 2004 году Ларису пригласил Анкарский театр на постановку «Кармен» Жоржа Бизе. Позже планы турецкой стороны изменились, и ей предложили партию Амнерис в опере Джузеппе Верди «Аида». Певица все время «штудировала» Кармен, Амнерис не пела, но отказаться не хватило духу. Доучивала партию в Анкаре, с клавиром не расставалась. Постановочная группа подобралась сильная: дирижер Мишель Табачник из Швейцарии, ведущие партии исполняли певцы из Болгарии, Македонии, Украины. Амнерис параллельно с Ларисой пела известная Златомира Николова.
Спектакль готовился для показа на международном фестивале в Аспендосе, рядом с Анталией. После изнурительных репетиций в Анкаре это место показалось настоящим раем. Природа восхитительна, климат – лучше не придумаешь для голосовых связок. Аспендос – сохранившийся с античных времен каменный театр – вмещает пятнадцать тысяч зрителей. Устроен удивительно удобно, он как бы обнимает открытое небо. Акустика потрясающая, куда идет звук, от чего отражается – непостижимо. Этим восхищались наши певцы, когда летом 1998 года оперная труппа БГТОиБ выступила в Аспендосе, тоже на международном фестивале, с «Риголетто» Верди.
- Все бы хорошо, - рассказывает Лариса, - но в перерыве генеральной репетиции я неожиданно оступилась и провалилась в щель между декорацией и каменной стеной. Сразу поняла, что серьезно повредила левое бедро, хотя сгоряча еще не так чувствовала боль. Петь не отказалась, но к концу репетиции нога распухла, дико ныла. Меня отвезли в больницу, сделали рентген, но я не осталась там, ведь завтра спектакль. Решила петь во что бы то ни стало. И спела. В перерывах раздувшуюся, посиневшую ногу мне поливали «заморозкой», боль все равно была ужасной, но я старалась даже не прихрамывать. Думаю, десять тысяч зрителей, в основном туристов со всего мира, ни о чем не догадались. Принимали бурно, доброжелательно. И я все-таки успела почувствовать, какая это большая честь – петь на большом, престижном фестивале, с мастерами европейского класса, представлять свою республику.
…Да, Лариса оказалась мужественнее и сильнее своей героини. Не оробела!
Но каким трудолюбием надо обладать! Вообще поражает то, сколько Ларисе Ахметовой пришлось учиться. С семи лет – музыкальная школа, потом училище, наконец – институт искусств: пять лет на фортепианном отделении и, когда поняла, что хочет стать оперной певицей, еще пять лет проучилась на вокальном. Зато как пригодилось ей фортепианное образование в Турции при подготовке партии Амнерис!
Она мечтала попасть в оперный театр. Ничего больше этого ей в жизни не хотелось. Все произошло, как Ларисе показалось, на удивление просто: прослушали и взяли в труппу. Начались будни, и восторг заглушили проблемы, неизбежные разочарования. Одно дело петь в классе, совсем другое – на сцене. Иная подача звука, иное ощущение пространства, самой себя. Столкнулась с этим уже на репетиции концерта «Пролог к сезону». Запела и не узнала собственного голоса. Будто его вообще нет! Даже испугалась. Главный в ту пору дирижер Алексей Анатольевич Людмилин почувствовал ее состояние и подбодрил: «Успокойся! Главное – пой от души». С его доброго благословения и состоялся ее первый профессиональный выход к публике.
Потом была музыкальная гостиная, посвященная итальянской вокальной музыке.
…Стихли последние ноты. Раздались аплодисменты, но Лариса еще не могла спуститься с небес, на которые должна была поднять себя, чтобы спеть такую музыку, как Ave Maria Джулио Каччини. И только постепенно стала осознавать, что это на ее пение столь бурно реагирует зал. Первое признание публики в музыкальной гостиной Лариса не забудет никогда. И еще в тот момент она с благодарностью подумала о своем любимом преподавателе вокала профессоре Райсе Галеевне Галимуллиной. Горечь утраты была еще так свежа…
Лариса Ахметова всегда была и остается самокритичной. Наверное, вечная ее неудовлетворенность сделанным, стремление к новым вершинам и есть настоящее творчество, профессионализм. Это приводило ее на творческие состязания, вокальные конкурсы, где она становилась лауреатом разных премий, но никогда не была довольна собой.
- Вообще, в нашей профессии, - делится она, - как, может, и в любой другой, полного совершенства, наверное, не достичь. Что-то достигнуто, что-то обнаружишь в своем голосе – думаешь: «Вот она, истина, вот ключ!» А завтра снова сомнения, поиски. Голова не отдыхает ни днем ни ночью…
Поиски продолжаются и сейчас, когда в творческом багаже более тридцати партий в операх русской, зарубежной классики, национальных композиторов. Опыт работы параллельно с родным БГТОиБ в Саратовском оперном, Астраханском, Челябинском театрах. И сложнейший момент – смена тесситуры голоса, переход из меццо в сопрано.
Однажды в «Аиде» зрители увидели любимую певицу не в привычном обличье египетской царицы Амнерис, а в образе дочери эфиопского царя Аиды. В институте Ларису вели как высокое меццо, но подспудно, с годами в ней вызревали решимость и потребность петь в более высокой тесситуре. И такие случаи далеко не редкость в мире оперы. Не сразу, после мучительных колебаний и раздумий, консультаций с более опытными коллегами по вокальному цеху и дирижером она приняла непростое решение – сменить амплуа и реализовывать себя как драматическое сопрано.
В современном репертуаре певицы, которую без преувеличения можно назвать примадонной Башкирского государственного театра оперы и балета, сложнейшие не только по вокалу, но и по эмоционально-драматическому накалу партии. Что значит спеть Тоску в одноименной опере Джакомо Пуччини? Надо за один вечер прожить жизнь этой противоречивой женщины, ее страсть, ревность, предательство, убийство ради спасения любимого, и его смерть, и ее. Героиня в большей степени живет по велению сердца, эмоций. Лариса, в силу своей индивидуальности, не совсем так трактует Тоску, создавая образ более интересный, сильный. Можно себе представить состояние артистки после спектакля, после такой энергетической отдачи. В течение нескольких лет Лариса Ахметова была единственной в труппе исполнительницей партии Тоски.
Недавняя работа – Одабелла в опере Джузеппе Верди «Аттила». Интересно было оценить поиски в режиссерском амплуа одного из лучших в мире басов, давнего, со студенчества, друга Ильдара Абдразакова. Полное понимание, комфорт во время постановки. Сам певец, Ильдар Амирович хорошо знает, что и когда нужно солистам. Режиссерский дебют Ильдара Абдразакова удачным признали и критики, и зрители. Не очень сильное в драматургическом плане, отмечает авторитетный музыковед Евгения Скурко, раннее творение композитора преобразилось благодаря решению постановочной команды. Опера обрела страстную драматургию, а в сочетании с роскошной сценографией Ивана Складчикова получила, по сути, новую жизнь. Соответственно усилились и образы героев. «Одабелла, - признается Лариса, - очередное преодоление, очередной выброс энергии, очередной очень сложный музыкальный материал, который нужно вынести на суд публики, сохранив свой профессиональный уровень». И у нее в исполнительском дуэте с Ильдаром Абдразаковым (Аттила) все получилось. Если Тоска наполнена только страстью, своими переживаниями, то Одабелла уподобляется иудейской героине Юдифи, соблазнившей ассирийского полководца Олоферна и обезглавившей его ради спасения своего народа. Жажда мести делает ее жестокой.
А вот совсем иная индивидуальность – донна Эльвира в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». По воле режиссера Филиппа Разенкова певица воплощает один из человеческих пороков – чрезмерную, утрированную любовь женщины к себе, погоня за красотой со всякими силиконовыми «добавками» становится самоцелью. На вопрос, как работалось в постановке с таким уж очень необычным режиссерским решением, Лариса ответила: «Весело работали! Со студенческих лет люблю капустники и в каком-то смысле создавала пародию».
Но больше по душе ей героини с сильным характером, такие как Жанна Д’Арк, которые и перед страхом смерти не ломаются. Очень любима сия партия в опере Чайковского «Орлеанская дева», хотя тоже требует сильнейшей отдачи голоса, энергетики. Зрители это чувствуют, проживают происходящее с героиней до конца и вместе с ней в языках пламени возносятся к небесам.
А еще Сантуцца в «Сельской чести» Пьетро Масканьи, Недда в «Паяцах» Руджеро Леонкавалло, герцогиня Герольштейнская («Герцогиня. G») в одноименной оперетте Жака Оффенбаха… Концерты… «Русские сезоны» в Германии… Да разве в одном материале обо всем расскажешь. А любимые партнеры! Например, Аскар Абдразаков, с которым, как и с Ильдаром, связывает давняя нежная дружба. А любимые подруги – Эльвира Фатыхова, Татьяна Никанорова! А еще победа в Республиканском конкурсе «Женщина – мать нации» в номинации «Женщина – лидер».
Благодарна судьбе за то, что свела с Натальей Абдразаковой, которая стала подругой, соратницей, единомышленницей. Она помогла Ларисе в очень трудный жизненный момент, когда умерла мама. Наташа, как член Попечительского совета благотворительного фонда «Территория счастья», предложила участвовать в волонтерских акциях. И Лариса, погрузившись в новое для себя дело, справилась с болью. Реализовала еще одну грань своей натуры – талант доброты. Во время пандемии помогала ветеранам, инвалидам с детства, многодетным семьям Уфы, Уфимского, Иглинского и Кармаскалинского районов республики. Оказывается, в некоторых деревнях, даже недалеко от Уфы, до сих пор нет электричества. Как приятно сознавать, что ты можешь изменить к лучшему чью-то жизнь. Вот провели свет в нескольких селениях, и свет вспыхнул не только в домах, но и в твоей душе.
- О чем ты мечтаешь, – спросила я Ларису?
- Мечтаю, чтобы дочь Аня подарила мне внуков. Мечтаю приносить пользу людям. Хочу, чтобы у меня была записная книжка с телефонами влиятельных в разных сферах людей, дабы можно было к ним обратиться за помощью. Начало уже есть – списки главных врачей клиник, реабилитационных центров. Как говорится, продолжение следует!
В творчестве певица Ахметова не предается мечтаниям, просто осваивает очередной музыкальный материал любой сложности и выносит на суд публики. Вот недавно Аскар Абдразаков в ипостаси режиссера предложил исполнить партию Волховы в его новой постановке – опере «Садко» Николая Римского-Корсакова…
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
17-06-2022 (0) Просмотров: 890 Номер: 41(13603) Версия для печати