Семейные ценности в интерьере страны
Книга Александра Дегтярева «Отчий дом. Отчий край. Отчизна» (Уфа, «Печать&Переплет», 2022) была издана к 70-летию автора, и это в традициях многих юбиляров, особенно творческого профиля – подводить некоторые итоги прошедших десятилетий своей профессиональной деятельности как бы внутри ее – давая ли музыкальный вечер, играя ли в спектакле, показывая новый фильм или написав книгу.
В данном случае известный ученый и педагог, отдавший высшей школе более 45 лет, опубликовавший свыше 200 научных трудов, в числе которых 10 монографий, собственных и в соавторстве, делится мыслями не только об образовании, хотя все публицистические эссе в сборнике, посвященном его родителям – учителям Зое Семеновне и Николаю Александровичу Дегтяревым, проникнуты озабоченностью о развитии этого связующего звена, что объединяет «все три ипостаси общественного и личного человеческого бытия – отчий дом, отчий край и Отчизну». От страницы к странице, от одного временного этапа к другому автор неторопливо ведет свое повествование, построенное как своеобразный диалог отца и сына, перемежая отрывки из заметок о пройденном пути Николая Дегтярева (в его мемуарах «Пережитое») со своими воспоминаниями и выводами. В предисловии Александр Дегтярев отмечает, что отдавшие по четыре десятка лет учительству родители и он сам, продолживший эстафету, «находились в разных координатных точках этой системы»: они – на ниве общего образования XX века, он – на поприще высшего образования рубежа нового тысячелетия, однако, «как показывает история российского образования… оно в своей основе имеет много общего на всей траектории развития».
Тут не могу не упомянуть, что к «записям о прожитой жизни» старшего Дегтярева я тоже обращалась. В частности, когда к знаменательным датам Великой Отечественной войны и ее выстраданной нашим мужественным народом Победы писала о фронтовиках. И читала его правдивые, без тени пафоса рассказы о жестоких боях, о горестной гибели друзей, о собственных тяжелых ранениях. Вот и в этой перекличке поколений одной семьи снова прочувствовала нелегкие дни упорства, воли, жажды приносить пользу вернувшегося инвалидом молодого человека, который не сдался, выстоял и остался в памяти коллег, учеников, жителей села Старо-Петрово Бирского района, где школа, заложенная в пору его директорства, носит имя Николая Дегтярева. С удовольствием вновь перечитала в книге сына главу из отцовских мемуаров – «Сердцу милые места». Так любить и ценить природные богатства, так мягко, «по-тургеневски» их описывать мог только тот, кто в этих краях родился, вырос и туда вернулся, чтобы трудиться во имя их восстановления после сурового лихолетья войны с фашизмом. Приведу хотя бы пару отрывков, вышедших из-под пера заядлого охотника и рыболова, чьи руки, несмотря на протез, сначала почти что самодельный, и деревья сажали, и дом отцу строили, и конспекты писали, продолжая образование учительского института на университетском уровне.
«Над рекой полумрак, и она успокаивается на ночь как живое существо. Вот из-за кромки яра уже выплыла ущербная, как будто кем-то подъеденная луна и призрачным светом посеребрила зыбкую ширь примолкнувшей реки. Догорели костры, закончились рассказы бывалых рыбаков. Тихо. Только на луговой стороне слышно, как нудно кричит коростель да где-то вдалеке шлепают плицы колес парохода…»
А вот ода петровскому лесу: «Весна. Длиннее становятся дни. Раньше появляется солнце. Но на полях и в лесу лежат еще глубокие сугробы. В лес пробраться можно только на лыжах по искрящемуся от ярких лучей снегу. Лес пробуждается от зимней спячки, наполняется таинственными шорохами, слышен стук дятла. Видно, как набухают почки… Летом лес еще более красив и богат. Стройные березы стоят, как сестры-близнецы, навевая размышления о самых лучших чувствах».
Есть и другие композиционные находки «главного» автора, которые удачно расцветили литературно-ровный текст книги. Описывая важную роль родителей в своем становлении, он перечисляет обычные приемы, когда отец к своим домашним делам и увлечениям привлекает мальчишек по принципу «смотри, запоминай, помогай, повторяй, как я», но приводит и такие, где самостоятельность воспитывалась как бы исподволь. Например, когда не побоялись отпустить в весьма «опасном» возрасте сначала Евгения, потом младшего Александра в Уфу для продолжения учебы. Причем в 9-й класс «престижной» 39-й школы, где уже успел сложиться круг «золотой молодежи» - детей высокопоставленных «персон города». Поначалу Александра не приняли, «посчитав, видимо, недостаточно подходящим по своему социальному статусу», объясняет автор книги. «А поскольку мне остро не хватало дружеского общения, мой неопытный юношеский ум подсказал самый легкий путь – налаживать отношения с однокашниками во внеучебной среде. Скоро я уже был почти свой парень, хотя не курил сигареты и не играл на гитаре, но зато усвоил многие «городские замашки». И здесь как бы «посланцем» заложенных в семье традиций – быть первыми не в модно-крикливом, а в современно-передовом – выступил старший брат, с которым ребята жили вдвоем.
«Разговор, помню, был серьезный и долгий, но в итоге мне пришлось согласиться с доводами Евгения, - читаю далее. – Сам факт, что родители нам разрешили жить самостоятельно в Уфе, означает их высочайшее доверие, и этим надо дорожить, не подвести их. С тех пор все свободное время отдавал высшей математике (брат мне помог), чтобы догнать своих новых однокашников в учебе и стать одним из наиболее успешных учеников... В итоге школу я закончил с золотой медалью, был избран комсоргом класса, подружился с одноклассниками и с некоторыми пронес эту дружбу через десятилетия до сей поры. По существу брат преподнес мне урок выбора жизненных ценностей, приоритетов и ориентиров».
Отчий край, начало которого совпадало с реалиями отчего дома, с этих пор расширял свои горизонты для человека, сколь талантливого, столь и жаждущего эти многообразные способности, подкрепляемые бурлящей энергетикой, непременно воплощать в дела конкретно масштабные. Их отсчет можно вести от кирпичей в стене мебельного цеха села Аскино, выложенных второкурсником Уфимского авиационного института в своем первом стройотряде, а затем поднимавшемся по ступенькам стройотрядовской «лестницы вверх». Автор с благодарностью вспоминает школу ректора своей alma mater Рыфата Рахматулловича Мавлютова, разглядевшего в студенте-отличнике и общественнике организованность и устремленность. По окончании вуза Александр был избран секретарем институтского комитета комсомола, по окончании аспирантуры – заместителем секретаря парткома, а позже секретарем парткома («по возрасту самым молодым в республике!»). Действительно, вырасти в личность такого диапазона, каким стал к зрелости Александр Николаевич Дегтярев, можно лишь если постепенно и внимательно, шаг за шагом усваиваешь квинтэссенцию мастерства в профессии и на общественной стезе, если дарованные Богом и родителями таланты поддерживаешь неустанной работой и продолжающейся учебой на любой высоте карьеры.
Симпатичная особенность книги – с уважением назвать десятки людей, кто, встретившись на жизненном пути, научил чему-то полезному, оставил некий след в душе – словом ли, поступком, собственным примером, участием в судьбе, сочувствием в печали, умением порадоваться успеху, прийти на помощь, когда, кажется, мир повернулся к тебе спиной. Немало добрых страниц посвящено энергичной и высокопрофессиональной команде единомышленников, с которой Дегтярев из скромного филиала Московского технологического института поэтапно, в течение 20 лет создавал в Башкортостане настоящую Академию экономики и сервиса XXI века, где менялась не только структура организации вузовской жизни, но, как он сам отмечает, шло «формирование нового мышления у людей в отношении сферы услуг, разнообразного сервиса, которого до нас в регионе просто не было, была «бытовка».
Умение собрать крепкое ядро для осуществления воистину грандиозных замыслов – возможно, самое славное, что достойный ученик перенял у своего легендарного учителя Рыфата Мавлютова. В каких бы высоких и ответственных должностях ни пребывал Дегтярев, будь то возглавляемая им Общественная приемная В.Путина в Уфе или депутатство в Государственной Думе РФ, где становился председателем двух важнейших комитетов – по образованию и по этике, он так же, как и на научно-вузовской колее в работе на кандидатской диссертацией в УАИ, в период ректорства в УГУЭС или своего нынешнего вице-президентства в Академии наук РБ, аккумулирует вокруг себя людей мыслящих, энергичных, добросовестных, азартно их зажигая, увлекая, строя отношения на доверии к их творческой отдаче, при этом не забывая о разумной требовательности к сотрудникам и ученикам. Организатор экстра-класса с выверенным теоретически и в опыте практических решений заглядом в завтра, он везде проявлялся одним из наиболее результативных руководителей, которому по плечу самые сложные программы, разработки, проекты, научно обоснованные для конкретного действия.
Читая книгу, попадаешь в разные периоды жизни страны, которые пришлись на долю династии Дегтяревых. И выстраивается линия поведения российской семьи с корнями из сельской местности, в чем-то типичная для русского менталитета – работящей, возделывающей землю, уважающей красоту и силу природы, а во многом и особой – благодаря даровитости и осознанной тяге к знаниям и прогрессу. Получается в итоге пример такого патриотизма, когда он не возвещает о себе звоном фанфар, а наполнен осмысленным пониманием чувства родины, долга перед ней, то есть на каждом отрезке ее бытия осязать себя с нею вместе, подчиняясь логике общественного и социального развития, не нами придуманного, но нам доставшегося, и стараясь принести максимальную отдачу в ракурсе государственных интересов данного состояния страны. Аргументируя этот вывод, может быть стоит через запятую напомнить кое-какие фрагменты из уже выше сказанного. К примеру, как защищал Отчизну Николай Дегтярев, как с женой поднимали село после войны, занимаясь культурно-образовательным воспитанием молодежи, как возглавляемый Александром Дегтяревым вуз стал в республике популярным, конкурентоспособным, привлекающим абитуриентов новыми «предпринимательскими» и менеджерскими специальностями. И в итоге превратился в кузницу передовых кадров; как ректор защитил докторскую диссертацию по экономике и даже преуспел в этой науке, а его монография в 2020-м была признана авторитетным жюри лучшей экономической книгой года, или как в Госдуме не только занимался разработкой Федерального Закона об образовании, но и отстаивал его на пленарном заседании, отвечал на 1750 поправок оппонентов. Впрочем, можно перечислять еще массу значимых деяний. Но не правильнее ли будет адресовать к тому печатному «объекту», о котором речь? Право же, любознательному читателю 150 страниц, собранных под красочной обложкой со святыми для россиян словами «Отчий дом. Отчий край. Отчизна», преподнесут немало интересных мыслей и фактов.
Алла ДОКУЧАЕВА.
13-09-2022 (0) Просмотров: 331 Номер: 63(13625) Версия для печати