«Ранняя помощь» для самых ранимых
Летом 2022 года Благотворительный образовательный фонд «Мархамат» был удостоен гранта «Ранняя помощь в Центре детского развития» благотворительного фонда «Абсолют-Помощь». На реализацию гранта заложено 2 года – до конца июля 2024-го.
Главной целью реализации проекта стало предоставление квалифицированной помощи семье, воспитывающей ребенка с ментальными нарушениями раннего возраста (от 0 до 7 лет).
Для этого специалистами Центра детского развития создана БОФ «Мархамат» Служба раннего вмешательства и в течение 2 лет планируется реализовывать комплекс мероприятий по содействию оптимальному развитию ребенка и адаптации семьи в обществе.
Алсу Гимаева, руководитель Службы раннего вмешательства в Центре детского развития (ЦДР) «Мархамат», ответила на вопросы о том, что подразумевается под ранней помощью и в каком случае стоит обращаться за поддержкой специалистов.
- Алсу Фановна, что может насторожить родителей и по какому поводу им стоит обратиться в «Раннюю помощь»?
- Например, отсутствие речи у ребенка, нежелательное поведение, непослушание, подозрения на расстройство аутистического спектра, задержка психического развития, трудности в пищевом поведении, эмоционально-волевые нарушения, трудности в освоении навыков самообслуживания, трудности адаптации в детском саду. Именно с такими запросами к нам приходили семьи, которые вошли в программу.
На сегодняшний день более 80 процентов случаев, касающихся ребенка с нарушениями развития, нуждающегося в ранней помощи, выявляет система здравоохранения – от роддома, где определяются самые заметные нарушения, до поликлиник, в которых семья проходит профилактический осмотр.
Родители могут обращаться в «Раннюю помощь» как самостоятельно, так и по направлению различных служб и структур – врачей и специалистов, соцзащиты, органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, ПМПК…
- Кто может обратиться в программу?
- К потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся разные категории детей от рождения до 3 лет.
Первая – дети со статусом «ребенок-инвалид», подтвержденным действующей справкой об установлении данной категории, выданной учреждением медико-социальной экспертизы.
Также могут обратиться семьи, в которых у ребенка выявлено стойкое нарушение или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, задержке развития, подтвержденное справкой, выданной медицинской организацией (без инвалидности).
Представители ребенка, если малыш воспитывается в государственном (муниципальном) учреждении, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, условиях социального риска (малообеспеченные, неполные семьи, неблагополучные семьи, беженцы и так далее).
Также в «Раннюю помощь» обращаются родители, которые хотят убедиться, что ребенок здоров и развивается нормально, либо если их беспокоят отдельные моменты его поведения или плохо проходит адаптация в дошкольном учреждении.
Также советуем обратиться в «Раннюю помощь» родителям, чьи дети находятся в группе риска – например, когда в анамнезе есть риски, которые могут повлиять на дальнейшее развитие, а могут и не проявиться (недоношенность ребенка или ребенка после рождения длительно отлучали от матери в связи с ее болезнью …).
- Что такое индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП)?
- Программа – это документ, составленный на основании диагностики и оценки развития и функционирования ребенка, содержащий цели и перечень услуг ранней помощи, количество занятий, сроки, условия, форма и место их оказания, ведущего специалиста, исполнителей.
Программа всегда составляется индивидуально под каждого ребенка и семью.
Специалисты службы раннего вмешательства ЦДР «Мархамат» на первичном приеме или дальнейших оценочных процедурах определяют, нуждается ли ребенок в услугах «Ранней помощи» или нет.
Совершенно не обязательно, что каждой обратившейся семье нужны услуги ранней помощи и индивидуальная программа.
- Как реализуется программа «Раннее вмешательство в Центре детского развития фонда «Мархамат»»?
- При обращении в Центр детского развития фонда «Мархамат» специалисты, занятые в проекте, прежде всего, определяют, действительно ли семья и ребенок нуждаются в услугах, предоставляемых в программе.
Далее проводится углубленная диагностика и оценочные процедуры, разрабатывается индивидуальная программа, которая реализуется на занятиях со специалистами Центра.
Междисциплинарный совет проводит аналитические «срезы»: промежуточную и итоговую оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи, дабы понять, какие успехи есть в развитии ребенка и что еще можно сделать.
Также специалисты могут предложить услуги ранней помощи без составления индивидуальной программы: например, сопровождение семьи один раз в месяц в течение полугода или консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.
Все услуги и виды поддержки ранней помощи носят рекомендательный характер и направлены, по сути, на улучшение повседневной жизни ребенка и семьи в целом.
- В ранней помощи есть понятие «естественные жизненные ситуации (ЕЖС) – что об этом нужно знать родителям?
- Естественные жизненные ситуации ребенка (их называют еще рутинами) - это ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся детей.
Как правило, ребенок развивается в естественных жизненных ситуациях и осваивает навыки самообслуживания и бытовые привычки: учится принимать пищу, готовится ко сну и спит, одевается, купается, выходит на прогулку, приучается к туалету или горшку, игре с другими детьми.
Казалось бы, это обычные, простые действия, однако, важно понимать, что в ходе этих ЕЖС у ребенка происходит развитие моторики, познавательной сферы, речи и навыков общения.
Если у ребенка все в порядке с прохождением этих рутин, то он вполне легко осваивает навыки самообслуживания и бытовые навыки, у него формируется коммуникативный нарратив. Все это – привычки, которые важно сформировать у ребенка к моменту поступления в детский сад.
Программы ранней помощи учитывают, как у ребенка проходят те или иные рутины, направлены ли они на содействие развитию у малыша навыков самообслуживания, мобильности, физическому развитию, познавательной активности, речи, общению, социализации и функционированию ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях.
- В каком формате сейчас предоставляются услуги по ранней помощи в фонде «Мархамат»?
- Услуги ранней помощи можно получить в Центре детского развития, действующем при фонде «Мархамат».
Однако, если говорить о системе ранней помощи в целом, то данные услуги можно получать в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях здравоохранения, в ситуациях продолжительного стационарного лечения или на дому – это уже так называемое домашнее «визитирование», когда специалист приходит на дом к ребенку.
Встречи проходят в очном или дистанционном вариантах, в индивидуальной и групповой формах.
- Кто из педагогов Центра детского развития фонда «Мархамат» входит в проектную группу?
- Сейчас в Службе ранней помощи фонда «Мархамат» задействованы ключевые педагоги.
Общее руководство проекта и психологическое консультирование семей осуществляю я, психолог Алсу Фановна Гимаева; развитие речи ребенка и формирование навыков общения – логопеды Елизавета Валерьевна Рыжова и Оксана Александровна Протасова; углубление познавательной активности, совершенствование навыков самообслуживания и социализацию ребенка – специальный педагог Анна Юрьевна Васильева.
В проекте предусмотрено домашнее визитирование – посещение семей и работа с членами семьи дома специалистом по сенсорной интеграции, трансдисциплинарным специалистом Динарой Талгатовной Андросовой.
- Что уже реализовано в рамках проекта «Ранняя помощь в Центре детского развития»?
- На данный момент специалистами проведена диагностика восьми детей возраста до 3 лет и их семей, мы завершаем проведение углубленных оценок детей. Следующим этапом работы службы станет разработка индивидуальных программ ранней помощи по каждому ребенку и семье. Запланированы обучающие семинары для новых специалистов по ранней помощи, проведение мероприятий по информационной и социально-психологической поддержке родителей и семьи.
Почему «Ранняя помощь» имеет синергетический эффект? Потому что она всегда оказывается параллельно и ребенку, и его семье: малыш осваивает новые навыки, а родители учатся закреплять эти навыки в повседневной жизни. Чем раньше семья обратится с запросом в «Раннюю помощь», тем быстрее научится создавать условия для развития особенного ребенка, а результаты, которые семья достигнет после консультирования, могут быть очень значительными!
Вопросы задавала
Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
НА СНИМКАХ: в процессе занятий в Центре детского развития.
Фото
Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
НА СНИМКАХ: в процессе занятий в Центре детского развития.
Фото
Лилии ЗАГИРОВОЙ.
8-11-2022 (0) Просмотров: 403 Номер: 77(13639) Версия для печати