$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Благо дари

Служба ранней помощи для малышей и их родителей


Служба ранней помощи  для малышей и их родителей

Служба ранней помощи при Центре детского развития Благотворительного образовательного фонда "Мархамат" существует с июня 2016 года. Создана она для ребятишек от младенческого возраста до четырех лет с выявленными нарушениями развития или риском развития таковых.

Руководитель и психолог Службы ранней помощи ЦДР Дилара Акбашева поделилась с нами некоторыми подробностями работы этой структуры фонда.
Идея организовать раннюю помощь возникла в связи с частыми обращениями в ЦДР родителей совсем еще маленьких детей. За основу наши специалисты взяли принципы деятельности Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Ведь он является международным ресурсным центром знаний в области раннего детства, поддержки семей с детьми раннего возраста, занимается вопросами преодоления функциональных ограничений ребенка и имеет многолетний успешный опыт работы в данном направлении. Добавим: благодаря директору "Территориального офиса Уфимский" ПАО Росбанк - очень отзывчивому человеку Шамилю Рифовичу Аглямову и появилась возможность воплотить давнюю идею в жизнь.
Работа этой Службы направлена на предоставление междисциплинарной семейно-ориентированной помощи ребенку, подбор адекватных способов взаимодействия с ним и его воспитания, а также коррекцию нарушений в развитии малыша. И все это направлено на процесс его оптимального развития и адаптации в обществе.
Служба сформирована из числа сотрудников Центра детского развития, которые прошли четыре модуля обучения у специалистов уже упомянутого института раннего вмешательства, и при необходимости для консультации приглашается педиатр. В состав группы входят руководитель, психолог (ориентированный на ребятишек раннего возраста), специалист по ранней коммуникации (логопед), дефектолог, физический терапевт, эрготерапевт.
Естественно, работа в Службе отличается от деятельности в ЦДР. Причиной того является, в первую очередь, возраст подопечных, многие из которых в силу малых лет или особенностей развития еще не научились говорить. Деятельность этой группы профессионалов связана и с родителями, и с малышами.
На первом этапе диагностики родители заполняют подробные анкеты, которые затем внимательно изучают специалисты Службы. Затем ее руководитель Дилара Акбашева проводит беседу исключительно с родителями: в процессе подробно обсуждаются особенности малыша, поводы беспокойства мам и пап. Специалистам важно знать, что именно родителей смущает в поведении ребенка, что вызывает страх. Дилара Фаритовна подчеркивает: часто молодые и неопытные мамочки, начитавшись псевдонаучных статей в интернете или исходя из "компетентных" мнений знакомых, делают неправильные выводы и видят проблему там, где ее попросту нет...
Следующий этап - знакомство с ребенком, причем во встрече принимают участие два сотрудника Службы. Скажем, если у малыша диагноз ДЦП, то обязательно присутствие физического терапевта или эрготерапевта. А вот для ребенка с аутизмом необходим психолог. Безусловно, при таком знакомстве присутствуют родители.
По итогам диагностики, при необходимости составляется индивидуальная программа развития, которая рассчитана на тесное взаимодействие специалистов, родителей и ребенка. При длительном сопровождении проводятся промежуточная и итоговая диагностика, а результаты обследования фиксируются в индивидуальной программе.
И как же происходит обучение таких крох? У любого из перечисленных специалистов в столь сложном процессе своя функция.
Основной задачей психолога, объяснила Дилара Фаритовна, является именно психологическая помощь, направленная, заметьте, на поддержку членов семьи в процессе освоения ими роли родителей необычного ребенка. А еще на плечи психолога ложится общая оценка развития маленького человека, определение критических моментов в его жизни (равно как и жизни его семьи), влияющих на эмоциональное состояние подопечного. Именно психолог формулирует направление дальнейшей помощи малышу и его семье.
Логопед Светлана Амирханова, опытнейший специалист, комментирует свою задачу в Службе ранней помощи следующим образом:
- Моя цель - обеспечение коммуникации между мамой и ребенком. Я должна сделать так, чтобы они могли понимать друг друга независимо от того, умеет малыш говорить или нет. Коммуникация - это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые обеспечат понимание между особенным малышом и взрослыми и по-своему помогут ему выразить свою мысль.
Светлана Маратовна, собственно, налаживает общение ребенка с близкими людьми и делает это при помощи дополнительных средств коммуникации (картинки, жесты, символы), способами, доступными малышу в данный момент.
- У детей с риском развития функциональных проблем нет времени на то, чтобы ждать! Надо, чтобы кто-то вовремя определил, какие проблемы у ребенка есть и то, как с ними бороться. Для подобных детей ранняя помощь очень важна. Это значит, что можно предотвратить рост той или иной проблемы, с которой в дальнейшем будет все труднее справляться, - утверждает Светлана Амирханова.
А дефектолог Анна Васильева обратила мое внимание на следующий аспект:
- Учить ребенка проще в доступной ему форме (если хотите, деятельности), через игру. Надо только внимательнее присмотреться к нему, понять его особенности, подобрать необходимый материал. А еще обязательно привлечь к занятиям маму, поскольку малыш реагирует на родного человека лучше, нежели на малознакомого педагога. Цель таких занятий сводится к тому, чтобы показать малышу, как в игровой форме он сможет достичь поставленной задачи.
В качестве вспомогательного материала дефектолог использует предметы, природный материал и прочее для развития сенсорики. Это, допустим, обыкновенная фасоль, песок, чайные ложечки, трубочки - в общем, все, что потом будет доступно для использования дома. Игры предлагаются самые простые - перекладывание, манипуляции... Таким образом устанавливается контакт, малыш учится слушать, его мотивация растет, и постепенно приходят успехи.
- Бывает, детки рождаются сложными, но если вовремя начать коррекционную работу, можно добиться хороших результатов, - объясняет Анна Юрьевна.
И отдельно хочется рассказать о редких специалистах ЦДР, посвятивших все свое время Службе ранней помощи.
Эрготерапевт - уникальный специалист, работа которого направлена на максимальную адаптацию человека с утраченными и сохраненными функциями в окружающей обстановке. Инзиля Ахмедьянова дает ребятам элементарные бытовые навыки: как удержать кружку, как завязать шнурки на ботиночках или застегнуть такие неподатливые пуговицы. Она объясняет родителям, как адаптировать окружающую среду малыша. Даже если многое удается не сразу, для Инзили Валиевны это не становится помехой. Причем успех в решении сложных задач приносят не только обучающие пособия... В большей степени победы связаны с личной целеустремленностью.
Физический терапевт - это медико-социальный специалист, чья деятельность направлена на помощь людям, у которых нарушены движения, ограничены двигательные возможности, снижена мобильность. Розалия Искужина, о которой сейчас идет речь, на сегодня единственный специалист в республике! Ведь это совершенно новая профессия. Такой спец - не массажист и не инструктор по лечебной физкультуре. Задачи Розалии Ильдаровны заключаются в том, чтобы дать квалифицированные рекомендации родителям и научить детей правильному и безопасному перемещению при отсутствии собственных двигательных навыков.
- К сожалению, у малышей с ДЦП видимые результаты появляются не сразу. Для того чтобы добиться прогресса, необходимы терпение и систематический труд. В зависимости от степени сложности диагноза можно обучить ребенка важным жизненным навыкам: самостоятельно вставать, садиться, стоять у опоры, перемещаться из одной точки в другую, правильно переносить вес тела и контролировать координацию движения в пространстве, - поясняет Розалия Искужина.
...Такие вот непростые задачи ставят перед собой сотрудники Службы ранней помощи Центра детского развития фонда "Мархамат". И ни у кого из представленных газетой женщин не возникает и тени сомнения в возможности их решения. Потому что независимо от жизненных обстоятельств каждый ребенок должен расти, развиваться и просто быть счастливым!

Светлана МИРСАЕВА.
НА СНИМКЕ: Служба ранней помощи - Анна Васильева, Светлана Амирханова, Розалия Искужина, Дилара Акбашева, Инзиля Ахмедьянова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 14-02-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 984     Номер: 13(13089)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.