$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

В вечной музыке движений. К юбилею заслуженной артистки Башкортостана Эммы Тимиргазиной


В вечной музыке движений. К юбилею заслуженной артистки Башкортостана Эммы Тимиргазиной

Одна из любимых балерин с первых дней моей жизни в Уфе – это она, Эмма Тимиргазина. Сколько знаю ее, не перестаю изумляться и восхищаться. Откуда в такой маленькой, хрупкой на вид женщине столько света, силы духа, любви к жизни и любимой профессии?! С детских лет она знала, чего хочет, добилась этого и продолжает быть счастливой. И все в преодолении. В преодолении профессиональных трудностей, проблем со здоровьем. И что же? Отмечая солидный юбилей, наша героиня остается в строю. Минувший год стал годом триумфального признания заслуг Эммы Тимиргазиной. Торжественно отметили 65-летие ее творческой деятельности, вручены Почетные грамоты, Благодарственные письма от самых высоких инстанций. И как сверкающий венец – орден Салавата Юлаева за выдающийся вклад в культуру Башкортостана.

«Балет – самое прекрасное, что есть на свете!» Впервые Эмма так подумала, когда ее, восьмилетнюю девчушку, привели в театр на балет «Коппелия» с Зайтуной Насретдиновой в главной партии. Утвердилась в этой мысли, когда с сестрой Кларой посмотрела популярный в те годы трофейный фильм «Балерина». Он шел с субтитрами, трудно было читать, но слова, обращенные к героине, она запомнила и восприняла как заповедь: «Дорогая, тебя ожидает великое будущее. Если ты желаешь успеха, ты его добьешься». Значит, главное – сильно захотеть! А она уже знала, чего хочет сильно-сильно… Стать балериной!
Скоро судьба подбросила дорожку к осуществлению мечты. В 1947 году перед зданием театра оперы и балета появилось объявление о наборе детей для учебы в Ленинградском хореографическом училище. Желающих была тьма, около двухсот человек. Но опытнейший балетный педагог Варвара Павловна Мей отобрала только пятнадцать. Среди них оказалась и она, счастливица Эмма Тимиргазина, а еще - Фирдаус Нафикова, Эльза Сулейманова, Венера Галимова, Ильдус Хабиров, Алик Бикчурин, Дамира Буренкова...
Пролетели девять лет, наполненных учебой, трудом до седьмого пота, постижением основ и мастерства классического танца. Как счастливые мгновения вспоминаются выступления в спектаклях Кировского театра рядом с такими знаменитостями, как Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Инна Зубковская.
С первого до последнего класса их вела Найма Валеевна Балтачеева. Протанцевав двадцать лет на сцене Кировского театра, она стала прекрасным педагогом. Не обходила их вниманием и сама Ваганова. А в судьбе Эммы она приняла особое участие: после болезни девочку хотели оставить на второй год, но Агриппина Яковлевна, веря в ее способности, настояла на переводе.
В 1956 году Эмма Тимиргазина стала солисткой балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета. В это время на сцене блистали Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Гузель Сулейманова, Майя Тагирова... Было у кого учиться. Но завоевать свою нишу оказалось непросто. К тому же в театре никто не занимался с ней, как в училище. Поначалу немного растерялась. На ее счастье, в труппе как раз работал хороший балетмейстер, бывший солист Большого театра и театра в Белоруссии Семен Владимирович Дречин. Он заметил способности молодой балерины и не остался равнодушным к ее участи. «Эмма, ты – маленькая, тебе нельзя танцевать в массе, потеряешься. Ты должна танцевать главные партии», – говорил наставник и не жалел сил, чтобы вывести подопечную в солистки. Человек высокой культуры, Семен Дречин обладал обширными познаниями в области искусства, прививал благородство исполнительской манеры, учил весь танец пропускать через сердце. Именно он научил Эмму работать, оставляя сто потов в репетиционном зале, вынося на сцену ощущение легкости и воздушности. Под руководством Дречина Эмма Тимиргазина станцевала свою первую главную партию – в балете «Сольвейг» на музыку Эдварда Грига.
Балерине повезло на хороших наставников. Ее пестовал Халяф Гатеевич Сафиуллин. С ним подготовила партию Одетты-Одиллии. А в поставленном им балете «Буратино» на музыку Наримана Сабитова стала очаровательной Мальвиной.
Педагогом-репетитором была Зайтуна Агзамовна Насретдинова, кумир ее детских лет. С каждым спектаклем героини Тимиргазиной совершенствовались, наполнялись все более насыщенными красками. Зайтуна Агзамовна строго следила за чистотой, техничностью исполнения, но, пожалуй, еще строже требовала глубокого осознания роли.

В вечной музыке движений. К юбилею заслуженной артистки Башкортостана Эммы Тимиргазиной

За двадцать два года заслуженная артистка Башкортостана Эмма Тимиргазина создала на сцене образы, одухотворенные ее индивидуальностью, в лучших классических балетах: Аврора в «Спящей красавице» и Маша в «Щелкунчике» Чайковского, Мария в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева, Жизель в одноименном балете Адана, Анель в «Голубом Дунае» на музыку Штрауса... Ее считали танцовщицей лирического плана, хотя Тимиргазиной всегда хотелось исполнять партии более темпераментные. Любимым спектаклем стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса. О Китри мечтала с детства, с училища. Стихия ликующего, искрометного танца завораживала, увлекала. Озорная, жизнерадостная, влюбленная героиня была близка и понятна.
В Башкирском государственном театре оперы и балета «Дон Кихот» шел в постановке балетмейстера Мариинки Бориса Михайловича Брускина. Именно этот спектакль наша героиня выбрала для своего прощального бенефиса 25 декабря 1977 года. Заслуженная артистка России Майя Тагирова, которая к тому времени окончила ГИТИС и освоила еще профессию критика-балетоведа, тогда написала: «Партия Китри - самое совершенное создание Эммы Тимиргазиной. Ее Китри озорна, смела и предприимчива. Она - дитя улицы, любимица пестрой, веселой толпы. Жизнерадостность, энергия, темперамент бьют в ней ключом. Танец балерины свободен от штампов. Она по-своему решает каждый эпизод, каждую вариацию заставляет смотреть с интересом. Тимиргазина не старается танцевать эффектно, все в ней просто и жизненно». Закончила Майя Авзаловна статью словами: «Лучшими ролями балерина сказала свое слово в башкирском искусстве».

В вечной музыке движений. К юбилею заслуженной артистки Башкортостана Эммы Тимиргазиной

Олия Вильданова, кандидат искусствоведения, художественный руководитель Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, в своей книге «Башкирский балет» характеризует Эмму Тимиргазину как виртуозную балерину лирико-комедийного склада. Для этой танцовщицы не существовало технических трудностей. Вариации исполнялись в очень быстром темпе и поражали точностью мелкой пальцевой техники классического танца.
В 1963 году в Уфе побывала писательница Антонина Коптяева, с удовольствием посмотрела балетные спектакли и наряду с Гузелью Сулеймановой назвала мастером сцены Эмму Тимиргазину.
Эмма Тимиргазина хотела бы еще долго танцевать, но болезнь глаз, операция, не дали ей такого шанса. Тогдашний главный балетмейстер Эрки Тан уговорил артистку остаться в театре педагогом-репетитором. И сам активно помогал освоить это новое для нее дело, требуя присутствовать на всех репетициях.
Уход со сцены дался нелегко. Хотелось порой вместо своих подопечных вылететь на сцену и танцевать, танцевать... Она привыкла жить в вечной музыке движений. Но постепенно свыклась и не заметила, как увлеклась новой работой. К тому же в ней открылись балетмейстерские способности. Генрих Майоров ставил в театре балет Карена Хачатуряна «Чиполлино», Эмма ему ассистировала. Позже она помогала ему в Воронеже, а в 1991 году, когда Майорова пригласили в Челябинский театр, он рекомендовал вместо себя Тимиргазину. Челябинск - не чужой для нее город. Это родина отца, и сама она появилась на свет в деревне Бурино Челябинской области. Наверное, поэтому в том краю ей было тепло и уютно. Вскоре земляки позвали поставить балет «Дон Кихот», и Эмма Мухаметвасиловна с радостью перенесла на челябинскую сцену редакцию Бориса Брускина, в которой сама танцевала, все прекрасно помнила. Премьера прошла блестяще. Ей предложили стать художественным руководителем челябинской труппы, где она успешно проработала до 2002 года.
С тех пор преподает в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева, и это приносит ей удовлетворение. В балетной педагогике немало рутинного, процесс трудоемкий, длительный, рассчитанный на результат иногда ох какой неблизкий. У детей разные данные, способности, у каждого свой характер. Но подыскивать «ключики» так интересно! А дети обожают свою Эмму Мухаметвасиловну.
В день рождения я позвонила нашей героине, поздравила с юбилеем, поинтересовалась планами на будущее. И с радостью услышала живые, оптимистичные интонации:
- Сейчас у меня девочки 4-8-х классов. Я их веду уже год. Хорошие, старательные, просто горят желанием танцевать. Мне хочется довести их до выпуска. Год, надеюсь, проработаю, а там видно будет.
Вот такая она, Эмма Тимиргазина! Танцовщица, балетмейстер, педагог. Группа энтузиастов планировала к юбилею выпустить книгу о ней, но возникли, как это часто происходит в наше время, финансовые трудности. Мне кажется, что, учитывая ее огромный вклад в искусство не только в масштабе республики, но и всей России, эту проблему можно решить. Например, выделить грант на издание книги.

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Александра ДАНИЛОВА
и из архива автора.


Блиц-интервью с героиней
- Самый яркий эпизод Вашей жизни?
- Ну, их было немало. В каждый жизненный отрезок – свои памятные моменты. Если вспомнить ленинградские годы, то мне запал в душу поход в Кировский театр на (не удивляйтесь!) оперу «Травиата» с Сергеем Лемешевым. Это было такое потрясение… Музыка, голос, игра, сильные переживания героев… Запомнила на всю жизнь. С тех пор стала понимать и любить оперу, а Сергей Лемешев – любимый певец.
- Если бы на один день Вам дали возможность станцевать на сцене, какую партию выбрали бы?
- Любимая – Китри, но выбрала бы Жизель или Аврору. И станцевала бы сегодня совсем по-другому!
- Ваше заветное желание?
- Пусть все будет хорошо у дочери Светланы и внука Данилы.




Дата создание новости 13-01-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 440     Номер: 2(13655)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.