$ - 92.0538
€ - 98.6447

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

Высокий полёт


Работая в турецкой строительной фирме «Идиль» координатором по странам СНГ, затем представителем республики в Турции на общественных началах, а с 2004 по 2012 год и официальным представителем Республики Башкортостан в Турции, мне пришлось близко общаться с Муртазой Губайдулловичем Рахимовым, этой незаурядной личностью, опытным хозяйственником с огромной работоспособностью и требовательностью как к себе, так и к подчиненным, и в то же время человеком скромным и заботливым к окружающим. Человеком из народа и служившим своему народу, республике и стране. Таким он и представлен в моих воспоминаниях, один из отрывков которых предлагаю здесь.
…По счастливой случайности мне довелось работать в Башкортостане, а вернее, представителем этой крупной республики в Турции. Попал я сюда из Стамбула, работая координатором известной турецкой строительной фирмы «Идиль». В Башкортостане были построены такие объекты, как Гостиный двор, мечеть «Ляля-Тюльпан», здания здравниц «Янган тау», «Красно-
усольск», «Ассы», центральное здание Сбербанка и другие.
И вот, общаясь с высшим руководством республики во время приездов делегаций из Турции, я стал свидетелем или соучастником событий международного уровня, результатами которых в настоящее время пользуются жители Башкортостана и Приволжского региона.
Тысячи и тысячи пассажиров «Турецких авиалиний» по маршруту Уфа - Стамбул летают в наши дни не только в Турцию, но и, используя аэропорт Стамбула как промежуточный (транзитный), направляются в разные страны мира. В настоящее время этот маршрут является одним из самых популярных. А как же начался отсчет рейсов турецких авиалиний по указанному маршруту?
В январе 2006 года, в новогодние каникулы, перестали летать в Стамбул чартерные рейсы «Башкирских авиалиний» (БАЛ) из-за финансовых трудностей. Продолжалось это больше года, и все, кто хотел лететь в Турцию или из Турции в Башкортостан, вынуждены были добираться через Москву. В аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле приезжали к 24.00, вылетали рейсом «Аэрофлота» в 2 часа ночи, прилетали в Шереметьево-2 в 7 утра, перебирались в Шереметьево-1 и оттуда вылетали в 13.15 и приземлялись в Уфе в 17.00. Пока выйдешь, доберешься до гостиницы, время было уже 19.00. Получалось 19-20 часов в один конец и столько же обратно. Какие трудности для пассажиров, чтобы долететь до Стамбула! То же самое для наших пассажиров, чтобы долететь до Стамбула. С другой стороны: как привлечь турецких бизнесменов вложить свои инвестиции в экономику республики или хотя бы вести свои коммерческие связи с республикой, что было непосредственной задачей нашего представительства в Турции? Какой бизнесмен решится на такой героизм – потерять 2 дня драгоценного времени, чтобы только добраться до Уфы, да еще ради неизвестных пока прибылей? А сколько усилий необходимо было приложить нашим «челнокам», чтобы вывозить товар из Турции по уже достаточно сложившимся связям со своими производителями! Вот кому было сложнее всего. Они уже стали челноками в квадрате, потому что им приходилось везти товар в Уфу через Казань, Екатеринбург или Челябинск, откуда летали чартерные рейсы.
Я обратился с просьбой о разрешении вопроса с чартерными рейсами к Премьер-министру Башкортостана Рафаэлю Байдавлетову во время его пребывания в Турции с официальным визитом. Рафаэль Ибрагимович обещал решить вопрос и сдержал свое слово. К тому времени в республике начала работать другая авиакомпания – «ВИМ авиа», и премьер поставил перед ней задачу выполнения рейсов в Стамбул вместо БАЛа. По всей вероятности, для компании почему то невыгодно было осуществлять эти рейсы, или у них были свои планы, но так или иначе они решили своеобразно выйти из этой ситуации. Совершив 3 рейса, во время которых в каждом самолете было по 15-20 пассажиров, они объявили, что рейс нерентабелен, и прекратили свои полеты. Это по маршруту, где БАЛ совершал 2 рейса в неделю, по вторникам и четвергам, и всегда самолет Ту-134 был так заполнен, что я от имени представительства много раз просил оставить нам места для бизнесменов из Турции или для делегаций из республики и Стамбула! При этом по республике не было сделано рекламы и даже турецкие фирмы в Башкортостане не знали об этом рейсе. «Да если бы мы знали, - признавался мне один из руководителей турецкой фирмы «Русджам», - мы бы своих рабочих по 20-30 человек не привозили через Москву, где они порой терялись и опаздывали на рейс в Уфу, добираясь из одного аэропорта в другой». Но так или иначе, вариант с «ВИМ авиа» провалился, а «Турецким авиалиниям» не разрешали полеты в Уфу.
Прошло еще какое-то время, и я вместе с покойным ныне Борисом Григорьевичем Колбиным (в то время он был министром внешнеэкономических связей Республики Башкортостан) пошли на ежегодную рабочую встречу с Президентом Муртазой Рахимовым. После обстоятельного разговора и отчета о проделанной работе за год Муртаза Губайдуллович задал более конкретные вопросы по сотрудничеству с Турцией, особенно по кожевенной промышленности, так как стоял вопрос о реорганизации Стерлитамакского и Октябрьского кожевенных предприятий, а затем, как обычно, поинтересовался политической обстановкой в Турции и в конце задал вопрос: «Какие у тебя будут просьбы?»
На это я, не задумываясь, ответил просьбой о восстановлении рейсов на Стамбул и при этом просил, чтобы «Турецким авиалиниям» разрешили летать в Уфу.
Президент по телефону соединился с министром строительства и транспорта Хамитом Мавлияровым и включил селектор.
- Хамит, - сказал он, - вот турки очень обижены на тебя.
- Это почему, Муртаза Губайдуллович?
- А почему самолеты в Стамбул не летают? Почему все инвестиции в Екатеринбург и Казань уходят, куда есть рейсы «Турецких авиалиний»? Почему не даешь лететь к нам турецким бизнесменам и «Турецким авиалиниям»?
- Так не было команды, Муртаза Губайдуллович!
- Ну все. Команду ты получил.
Когда вышли от Президента, Борис Григорьевич, рассмеявшись, сказал: «Ну ты, Каншаубий, даешь! Когда Президент говорит, какая у тебя просьба, все обычно начинают просить что-то личное, кто помочь с улучшением жилищных условий, кто с приобретением машины или что-то другое. А о самолете ведь можно было и во время рабочей беседы просить».
Я тоже рассмеялся, ну, не искушен я в этих вопросах, что делать? Затем мы зашли к Мавлиярову, и начался процесс работы над рейсом. В Стамбуле после этого я три раза был с письмами на приеме у генерального директора «Турецких авиалиний» Темела Котила. Вначале не было свободных бортов, потом он предложил объединить рейсы: Екатеринбург – Уфа - Стамбул или Казань – Уфа - Стамбул, на что Муртаза Губайдуллович категорически ответил: «Только прямой рейс Уфа - Стамбул». Пришлось подождать еще несколько месяцев, и когда «Турецкие авиалинии» купили 300 новеньких «боингов», 5 марта 2008 года мы открыли новую авиалинию Уфа - Стамбул…
Каншаубий МИЗИЕВ,
представитель Республики Башкортостан в Турции (2004-2012 гг.).

Дата создание новости 17-01-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 315     Номер: 3(13656)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.