«Вот она была и нету»
Начну, дорогой читатель-автолюбитель, с совета, который впрямую не касается темы нашего сегодняшнего разговора, но все же связь с ней имеет. В различных публикациях можно найти массу советов, как перебить запах алкоголя изо рта, дабы без опасений сесть за баранку наутро после обильной попойки.
В комментариях же к подобным заметкам мудрые представители человечества пишут: на несвежую голову за руль лучше не садиться, чтобы не натворить бед. Это единственный и самый умный совет.
То же самое касается езды на автомобиле по опасному льду на реках и водохранилищах. Здесь трагедии происходят ежегодно, и тем не менее желающие прокатиться с ветерком по застывшей глади водоема находятся. И единственно мудрый в данном случае совет просто не выезжать на лед на машине пропускается мимо ушей. Да, до сих пор существуют ледовые переправы, движение по которым безопасно в определенный сезон. На озере Байкал существует зимняя дорога, по которой туристов доставляют к знаменитому острову Ольхон. И тем не менее мы не преувеличим, если скажем, что дно самого глубокого пресноводного озера в мире усеяно затонувшими седанами да джипами. Это уже дело рук и садовых головушек умников, которые вздумали погонять по опасным местам (даже на суровом Байкале есть промоины, в которые можно провалиться на протяжении всей зимы!), по неокрепшему осеннему или, напротив, рыхлому и коварному весеннему льду. За 15 лет существования Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС было зарегистрировано около двухсот происшествий, связанных с проваливанием под лед и уходом на дно транспортных средств. Вдумайтесь: среди них 163 автомобиля, 14 снегоходов, 5 мотоциклов, трактор и даже вертолет с самолетом! В рамках экологической акции «Хрустальная глубина» спасатели подняли с озерного дна 92 автомобиля! Благо, когда салон машины пуст, но нередки и страшные находки…
Да, в глухозимье рыбаки нередко выезжают на лед на своих железных конях. Кстати, в автомобиле «Запорожец» было даже такое ноу-хау: в ногах между водителем и передним пассажиром находился лючок именно для зимней рыбалки. Комфорт! Сиди в уютном кресле, слушай приемник и рыбачь.
Нередко в былые годы выезжали на лед с ночевкой и мы с друзьями. Просторы некоторых водоемов в эти дни напоминали что-то вроде автокемпингов. Ныне, к счастью, все реже видишь машину на льду. Не знаю, отчего это, но не радовать подобное не может.
Я никогда не забуду один случай на Павловском водохранилище. Стоял март, лед был уже опасный – непрозрачный, белый и рыхлый. Отрыбачив, мы вышли на берег и стали укладывать вещи в машину. Вдруг показалась стремительно несущаяся в нашу сторону «Шеви-Нива». И летела она не по дороге, а по льду водоема в паре метров от берега. Промчавшись мимо нас, водитель метров через двести развернулся и снова дал газу. Слов нет, выглядело сие ралли очень эффектно, так как из-под колес внедорожника поднимался высокий фонтан ледяного крошева, что, наверное, и забавляло водителя. Войдя во вкус и сочтя, что спуртов вдоль берега уже недостаточно, он развернул автомобиль в сторону от берега. Тут уже мы начали кричать и махать руками: люди-то к вечеру там еле прошли! Но «каскадер», который, как оказалось впоследствии, был нетрезв, нас не слышал и не очень-то хотел слышать. Произошло то, что и должно было произойти: раздался хруст льда – и автомобиль начал погружаться в полынью. Слава Богу, горе-шофер успел выскочить, и ему оставалось только наблюдать, как его «Нива» медленно превращается в батискаф. Прошло всего несколько минут – и на льду остался только отчаянно заламывавший руки мужчина, который вопил (попробую перевести на литературный русский): «Как я, чудак, был неправ!» Помочь вызволить авто с семиметровой глубины мы, конечно, ему не могли. Тут без водолазов и спецтехники не обойтись…
И сегодня мне хотелось бы дать несколько советов, как в первую очередь уберечься самому и по возможности спасти свой автомобиль в случае проваливания под лед. Но прежде хочу предупредить еще раз: если есть хоть грамм сомнения в благополучном исходе – не рискуйте! Если вы рыбак, то килограмм рыбешек не стоит вашей жизни. Но соглашусь: может быть иная ситуация, когда без выезда на лед не обойтись. Что надо сделать в первую очередь? Авторы многих рекомендаций пишут, что если выплывать из затонувшей машины в зимней одежде, то можно на поверхность и не выплыть. И потому советуют в затонувшей (!) машине сначала… раздеться, сняв с себя хотя бы верхнюю одежду. Представьте: вы находитесь в салоне идущего ко дну автомобиля и начинаете в этой суперстрессовой ситуации в тесноте методично раздеваться. Глупость? Да конечно! Хотел бы я посмотреть, как составители подобных методичек разоблачатся в такой ситуации. Правильно: почти всю одежду надо снять заранее. Теперь заранее позаботимся о спасении автомобиля. Нужно к задней буксировочной проушине привязать трос – и пусть волочится позади. Почему, спросите, сзади? Наверняка вы видели фотографии с уходящими под воду автомобилями. Как это происходит? Капотом вниз, потому что впереди находится тяжелый мотор. Теперь, если вам повезет и машина провалится там, где глубина метр-два, ее потом можно будет попытаться вытащить с помощью троса (тут уже нужны специальные конструкции и приспособления, на которых мы сейчас останавливаться не будем). Если же глубина больше, но конец троса все же остался на льду, это поможет зафиксировать автомобиль или хотя бы точно знать, где он находится. Кстати, есть один весьма разумный совет по фиксации машины. Коли она только начала погружаться, нужно пробурить или пробить на расстоянии от нее «якорь» - это полынья, в которую нужно опустить с закрепленным посередине концом троса доску, топорище или черенок лопаты и расклинить это подо льдом. Удачно сделанный «якорь» может предотвратить дальнейшее погружение автомобиля. Но лично мне видится, что подобное поможет только в случае с рыбаками, у которых есть ледобуры. Пробить оперативно хотя бы полуметровый лед с помощью подручных средств, поверьте, почти невозможно…
Эти советы касаются того счастливого случая, когда вам удалось покинуть салон авто до его погружения. Если же вы замешкались и остались внутри – плохи ваши дела. Тут главное не паниковать и четко знать, чего вы хотите. А захотите вы в первую очередь открыть двери. Так вот, если машина уже погрузилась, то сделать вам это не удастся из-за давления воды. Придется хладнокровно ждать, когда вода заполнит салон. Советуют, не дожидаясь этого, разбить стекло, что будет крайне проблематично. Высадить ветровое ногами получится навряд ли. Остаются боковые. Чем разбивать? Под руками может оказаться только вытащенный из гнезда подголовник, имеющий заостренные штыри. Если вам удалось все же разбить боковое стекло (рекомендуют наносить удары в переднюю часть, в районе зеркала заднего вида), то будьте готовы к тому, что вам в лицо ударит поток воды, несущий в себе осколки стекла. Выбираться через окошко – еще то упражнение! Тут уж придет к кому-то запоздалое осознание, что давно надо было сесть на диету. Касаемо эвакуации, лучшее решение – сразу после случившегося попытаться открыть двери или хотя бы опустить стекла.
Итак, вы покинули салон, и если вы еще в состоянии контролировать ситуацию, то где-то наверху вы увидите спасительную полынью, к которой и надо плыть. Но если дело происходит на реке, и вы оказались на глубине в несколько метров, то ваше дело швах. Выгрести против течения к полынье сможет только очень хорошо подготовленный спортсмен. А что делать остальным? Ну, вспомните хотя бы «Отче наш»…
Я буду очень рад, если мой совет не рисковать без острой надобности заставит кого-то в иной ситуации отказаться от опрометчивого решения. Уверовавшим же в свое бессмертие мне остается только пожелать удачи…
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
23-03-2023 (0) Просмотров: 327 Номер: 20(13673) Версия для печати