Не зная броду, не рули в воду!
Вспоминаю рассказ моего друга детства Игорька, который с гордостью поведал мне, как его папа на «москвиче» форсировал огромную лужу на улице Коммунистической: «Все боялись ехать, а папа вынул «подсос», чтобы обороты не упали, и спокойненько, не спеша проехал лужу».
Сегодня новостные видеокадры порой просто ужасают. Какой там лужи! По московским улицам несутся целые реки, и тут впору вести речь не просто о правильном преодолении луж, а о настоящем форсировании речных преград. Ладно, если на городских улицах машина просто заглохла в водном плену по причине попадания воды в выпускной тракт. Но случается и штука посерьезнее – так называемый гидроудар, после которого дорогостоящий ремонт двигателя вам обеспечен. И именно гидроудар «словили» многие авто на московских улицах во время недавней стихии.
И все же преодоление луж и больших водных преград – рек, например – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И о каждой ситуации надо вести речь отдельно.
Итак, большая городская лужа. Как правило - мелкая, от силы сантиметров двадцать в самом глубоком месте. Здесь, конечно, специальной подготовки автомобиля не требуется. Но осторожность необходима. Во-первых, вы не знаете точно, какая здесь глубина. Да, вы вчера по этой улице проезжали и вроде бы никаких ям не видели. А вы не допускаете, что лужа таит под собой открытый люк? И это случается нередко. Вот почему необходимо выяснить глубину. Здесь есть два способа. Либо, надев болотные сапоги, шагнуть в лужу и пройти ее всю, что никто в городе, конечно, не делает. Либо просто посмотреть, как преодолевают «бассейн» другие автомобили, и проехать строго по траектории ваших предшественников. На деле же большинство водителей полагается на старое доброе «авось» и, особо не заморачиваясь, пролетают лужу сходу. Вот тут и таится серьезная ошибка. Никогда и ни одну лужу не следует проезжать на полном ходу. Моральную сторону вопроса, касающуюся обрызганных грязной водой прохожих, сейчас обсуждать не будем. А поговорим о том, какие неприятности поджидают таких «гонщиков». Во-первых, множество брызг холодной воды в подкапотном пространстве может привести к растрескиванию раскаленных металлических деталей, на которые эти брызги попали. И главная неприятность, которая может приключиться, – это так называемый гидроудар, который сильно ударит вас по карману. Что это такое? Гидроудар – это почти неминуемое последствие попадания воды в воздухозаборник двигателя. Как известно, воздух в двигателе смешивается с топливом и образуется так называемая топливо-воздушная смесь, которая воспламеняется в цилиндрах. Эта смесь сжимается перед взрывом поршнем. А что случится, если в цилиндры попадет вода, которая, как мы помним из школьного курса физики, абсолютно не сжимается? Вот тут-то авария в недрах двигателя и произойдет. Строго отлаженная система даст сбой, и расплатой за беспечность станут согнутые шатуны мотора. Это в лучшем случае...
Но ведь воздухозаборник находится в верхней части моторного отсека, скажете вы. Верно. И вода может попасть во впускной тракт только в том случае, если ее уровень будет выше воздухозаборника. То есть в большинстве автомобилей это не менее полуметра от земли. И вы ничем не рискуете, если проедете лужу медленно, на постоянной скорости. А вот лихачи, которые предпочитают проскочить преграду на скорости, и обеспечивают попадание брызг в воздухозаборник. Поверьте, воды в цилиндрах для создания гидроудара много не надо. Однако почему в инструкциях даже к многим внедорожникам указано, что глубина преодолеваемого брода должна быть не выше, например, 30 сантиметров?
Тут уж все дело в электрике конкретной модели. Именно тридцать сантиметров обозначены, например, для моего корейского внедорожника. И причиной всему – очень низко расположенный генератор, которому оказываться под водой, мягко скажем, не рекомендуется. И потому – заглядывайте в инструкцию к вашему железному коню. Это бывает полезно!
Итак, перед преодолением городской лужи по возможности остужаем двигатель автомобиля, заглушив его на некоторое время. Но ясно, что в условиях городского движения вас просто не поймут едущие сзади, и потому это совет отнесем к сугубо теоретическим рекомендациям. Начинаем преодоление преграды, не сбавляя оборотов, иначе вода попадет в выпускной тракт, что, к счастью, не чревато поломками, но, как мы уже говорили, ваш автомобиль заглохнет, и завести его будет непросто (вот почему отец моего друга воспользовался рукояткой ручной регулировки подачи воздуха во впускной коллектор, именуемой в просторечии подсосом, обеспечив тем самым постоянные высокие обороты).
Преодолев большую и вызвавшую у вас беспокойство лужу, нелишне будет осмотреть со всех сторон автомобиль. Вы могли, например, элементарно потерять номерной знак, хотя это больше относится к «гонщикам». Следует обязательно просушить тормозные колодки. Сделать это легко – достаточно на ходу несколько раз активно нажать на тормоз. А самый главный совет, касаемый городских луж, таков: постарайтесь по возможности неожиданную водную преграду… объехать!
Теперь о преодолении рек. Скажем сразу – это экстрим, какой бы ширины река ни была. Там, где проезжая дорога проходит через мелкий каменистый перекат, бояться нечего. Более того - здесь сюрпризов будет даже меньше, чем в незнакомой городской луже. А вот если вы решили преодолеть реку там, где, похоже, никто не ездит, то следует в первую очередь сто раз подумать, стоит ли это делать. Не берите пример с джиперов, поклонников оффроуда – у них автомобили приспособленные. Например, оснащены обязательно шноркелем. Это такая труба, которая выходит из-под капота и заканчивается на уровне крыши авто. Попросту говоря, это вынесенный воздухозаборник, и теоретически машина может преодолеть брод глубиной чуть ли не по верхнюю кромку шноркеля. Но это в теории. На практике же следует учесть риски, связанные с электрикой и состоянием дна водоема. Даже самый отчаянный экстремал не решится сунуться в реку с илистым, вязким дном, ибо застревание авто в таких условиях неминуемо.
Общее правило при преодолении рек такое же, как и при форсировании больших луж: необходимо проверить глубину, состояние дна (тут вам не городской асфальт) и ехать на постоянной невысокой скорости. При серьезных глубинах может повредиться крыльчатка вентилятора охлаждения двигателя, поэтому бывалые отключают ее привод. Рекомендуется даже на специально подготовленных внедорожниках заранее зацепить буксировочный трос за переднюю проушину в кузове или раме, а сам трос свернуть на капоте или крыше. Поверьте, пытаться цеплять трос вслепую к застрявшей в реке машине – удовольствие не из приятных! Красота, если автомобиль оснащен лебедкой с длинным тросом. В этом случае трос протягивают до противоположного берега и даже сразу закрепляют там.
Есть такая рекомендация, от которой, честно говоря, у обычного водителя пойдет мороз по коже: «В случае, если под авто ушло дно и машина поплыла вниз по течению, откройте все двери, чтобы вода вошла внутрь и машина опустилась на грунт». Да не приведи господи! Хотя в интернете можно найти немало видеороликов, где развеселые компании рыбаков или охотников плывут вниз по реке на большом внедорожнике. А когда колеса коснутся дна, выбираются на берег. Но пусть дурной пример не будет заразительным: роликов с трагическим исходом в подобных ситуациях в Сети тоже немало…
Есть расхожая поговорка: с водой шутки плохи. Это касается купающихся – в неположенных местах, в нетрезвом виде… Однако я это в полной мере отнес бы и к автолюбителям. Слишком уж беспечно многие относятся к простому на первый взгляд маневру – проезду лужи. Только осторожность и здравый смысл помогут здесь избежать беды. Или курьезной ситуации, как в том анекдоте, когда жена сообщает мужу, что в карбюратор ее автомобиля, похоже, попала вода. На вопрос же, где сейчас автомобиль, следует невинный ответ: «В бассейне…»
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
15-07-2022 (0) Просмотров: 400 Номер: 48(13610) Версия для печати