Благо дари
"Университет первого возраста" для маленьких слушателей
В четверг, 9 января, на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан прошла необычная премьера. Но речь не о новом спектакле Русского академического...
Я говорю сейчас о презентации благотворительного проекта "Детский альбом", в рамках которой симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета, замечательный дирижер Раушан Якупов, а также Чтец (именно так - коротко, емко и однозначно с большой буквы, поскольку в этой роли потрясающе выступил художественный руководитель ГАРДТ Михаил Рабинович) представили юной аудитории его первую главу - симфоническую сказку Сергея Прокофьева "Петя и Волк" и музыку из балета Петра Чайковского "Щелкунчик". А проводником в мир большой музыки стал для маленьких слушателей Михаил Исакович, знакомивший ребят с оркестром, дирижером, рассказывающий о музыкальных инструментах и читавший со сцены историю про храброго мальчика Петю, сочиненную самим Сергеем Сергеевичем Прокофьевым по просьбе легендарной Наталии Ильиничны Сац (еще в 1936 году!), и сказку Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"...
Сей проект возник не с чистого листа, поскольку подобная практика уже существует. Но столь масштабно и при самом деятельном участии такого мэтра, как Рабинович, тонко чувствующего и слово, и музыку, он прошел впервые, сразу же выстрелив (простите за слог) и попав в "десятку". А поддержали начинание не только оба театра, но и Благотворительный образовательный фонд "Мархамат", его стратегический партнер "ПромТрансБанк", Министерство культуры Республики Башкортостан и газета "Вечерняя Уфа". Не упомянуть родное издание я не могу по той уже причине, что именно к нам обратился Раушан Якупов - идеолог "Детского альбома", который более двух лет вынашивал планы создания в Уфе и в республике подобного "университета первого возраста", способного научить юную публику слушать, слышать и любить серьезную музыку. Но доныне отклика его радение на этой ниве не получало... И тогда Раушан Ахметович позвонил в "Вечерку". Мы отозвались, и... события стали развиваться стремительно. Фонд "Мархамат", а затем и "ПромТрансБанк", побеседовав с маэстро, сказали свое веское "Да!", передав эстафету Минкульту, где нам тоже не отказали, инициативу одобрив и поддержав. Однако стартовая программа требовала особого подхода, поскольку вводное "университетское занятие" должен был вести не просто артист, но личность яркая, харизматичная, известная, собственно, всей Уфе. Таковым было "условие" дирижера Якупова, и в этом все организаторы с Раушаном Ахметовичем совпали.
Я до сих пор не понимаю, каким образом нам удалось уговорить Рабиновича, делами занятого, что называется, по горло. Но случилось то, что случилось, и Михаил Исакович дал не просто согласие, но сам предложил провести премьеру "Детского альбома" на сцене Русского академического театра - на безвозмездной основе. И потому, что речь идет о весьма значимом воспитательном проекте, способном повлиять на формирование благородных мыслей и чувств у подрастающего поколения. И потому, что проект этот - благотворительный. В день его премьеры в зале Русского академического собрались не только полные сил ребятишки, но и дети с ограниченными возможностями здоровья, юные пациенты реабилитационных центров, подопечные "Мархамата", радостные "солнышки", пестуемые добрыми людьми из "БАРДИ", маленькие инвалиды, специально привезенные сотрудниками фонда из Чишмов... К сожалению, в четверг не смогли добраться до Уфы воспитанники из некоторых детских домов республики, над которыми шефствует "Мархамат", - что там за ситуация, связанная с водителями автобусов, произошла, я еще не поняла, проясню ее позднее, но, конечно, за эту ребятню всем нам очень обидно...
...В общем, когда режиссер Рабинович, познакомившись с дирижером Якуповым и выслушав все аргументы оного в пользу "Детского альбома", дал "добро", наш "возок" понесся вперед... Дней на все про все было отпущено катастрофически мало, тем более дату обозначили сразу, исходя из обстоятельств, важных для обоих театров. Я о том, что 8 января в ГАРДТ заканчивались "елки", а 11 января оркестр БГТОиБ играет симфонический концерт. В итоге "попасть" необходимо было не только в двухдневный промежуток, но и в Рождественскую неделю, что, собственно, вполне логично для благотворительной акции. Так и возникло 9-е число, к которому Раушан Ахметович и Михаил Исакович готовились и вместе (первая репетиция оркестра с Чтецом прошла на Малой сцене БГТОиБ 6 января), и по отдельности. Затем они сходились в кабинете худрука Русского академического театра и, устроившись за рабочим столом, "кроили" огромный текст гофмановской сказки, стараясь не нарушить ни стилистики Эрнста Теодора, ни внутренней драматургии "Щелкунчика и Мышиного короля"... А потом маэстро, развернув клавир, дирижировал, практически беззвучно напевая мелодии Петра Ильича, а мэтр, засекая время, вслух читал усеченный вариант литературного первоисточника, стараясь точно попасть в тот или иной музыкальный отрывок. Поверьте, наблюдать за ними было истинным наслаждением!
Мне импонировало все - то, сколь скоро прониклись они взаимной симпатией, то, как эти двое аккумулировались друг от друга в процессе обсуждения, а далее - уже развития идеи. И музыкант без слов понимал режиссера, а Рабинович в свою очередь чутко улавливал то, что посредством жеста транслировал ему маэстро. Когда сходятся талантливые, похожие в своем отношении к миру и в данном случае к искусству люди, то результат всегда превосходит ожидаемое. Их тандем напоминал мне некую сложившуюся, с идеальными очертаниями форму, обе части которой совпали, не оставляя видимого глазу зазора. Похоже, нечто подобное ощущали и все вокруг, во всяком случае в Русском театре с подчеркнутым интересом, нет, даже больше - с уважением отнеслись к идее умницы Якупова, стараясь помогать и шефу, и дирижеру, и самому проекту. Волновались звукорежиссеры, осветители, представители “цеха” администраторов... В итоге то, что 9 января произошло в ГАРДТ, можно положа руку на сердце отнести к разряду событий. И это поняли все - дети, ради которых и задумывался “альбом”; взрослые, сопровождавшие малышей на концерт и открывшие для себя мир, с коим доныне не были знакомы; оркестр БГТОиБ, звучавший в тот день так, как не звучал уже давно (может быть, потому, что почувствовал себя главным действующим лицом); благотворители, ощутившие вдруг, как нематериальное становится реальным, осязаемым...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Окончание следует.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Окончание следует.
11-01-2014 (0) Просмотров: 2 141 Номер: 3(12401) Версия для печати