Благо дари
«Университет первого возраста» для маленьких слушателей
(Окончание, начало в "ВУ" № 3 от 11 января 2014 года).
А теперь о том, что не вошло в первую часть материала, посвященного презентации Благотворительного проекта "Детский альбом", прошедшей на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан в Рождественскую неделю, да еще и в Год культуры. И о тех, кому, собственно, эта акция, которая, судя по всем показателям, просто обязана стать долгосрочной, была адресована.
...Боже мой, как они слушали! Да, устали, тем более что "стартовую" планку в семь лет некоторые мамочки занизили до пяти и даже до трех. Да, им все казалось непривычным, поскольку мнение о том, что детей необходимо РАЗВЛЕКАТЬ, не просто бытует в обществе, но пустило мощные корни, и большинство из малышей даже не представляет себе "похода" в театр или концертный зал без встреч с так называемыми аниматорами, без заигрываний и "бебешек", на мой взгляд, в основе своей развращающих начинающих зрителей и слушателей, рассеивающих их внимание...
Нет, на сей раз все было очень серьезно. На сцене - оркестр (напомню, симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета), дирижер Раушан Якупов - во фраке, с белой бабочкой, Чтец - Михаил Рабинович, тоже в строгой черной паре... А еще хороший саунд (отдельное спасибо замечательному звукорежиссеру из ГАРДТ Андрею Беляеву и его дружной команде), мягкий, очень деликатно отстроенный свет (особый поклон этому цеху театра и главе оного Михаилу Люлину), не мешающий публике внимать тому, что происходит на подмостках. Кстати, организаторы предусмотрели и то, что в зале не было полного затемнения, поскольку иные из детей с ограниченными возможностями здоровья (в частности, аутисты) остро реагируют на мрак. И еще это был единственный, пожалуй, для меня за пять последних лет концерт, течение музыки в котором не нарушали "трели" сотовых телефонов. А все потому, что ведущий встречи с юными слушателями - народный артист Башкортостана Александр Кузьменко специально, причем дважды - второй раз после антракта, обратился к аудитории с просьбой отключить "мобильники", предупредив детей: ничто не должно мешать восприятию прекрасного. Призвав малышню к послушанию, Кузьменко полушутливо сказал: "Я отсюда вижу каждого". В ответ на это ребятишки, даже те, кто сидел на балконе, стали трогательно "сигналить" дяде в смокинге, показывая Александру Владимировичу свои "онемевшие" на время трубки... Что и требовалось доказать - живое слово действует точнее уже привычной уху фонограммы, от которой на сей раз в Русском академическом решили отказаться, оставив лишь нежные звоночки, приглашающие публику занять свои места. И эти звонки дети, в числе коих были те, кто впервые попал на столь необычное действо, тоже запомнят.
Продолжая тему уважительного отношения к маленькому зрителю, я не могу не сказать и о том, сколь бережен был к нему Михаил Исакович, общавшийся с ребятней как со взрослыми, но в то же время помнивший, что зал ныне девственно чист в отношении восприятия и серьезной музыки, и литературы. Читая текст и расставляя в нем акценты абсолютно по-режиссерски, ничего не ИГРАЯ (на это есть ведомый маэстро Якуповым оркестр БГТОиБ, мне кажется, благодаря значимости проекта выросший в собственных глазах), Рабинович очень точно доносил смысл произведения и одновременно постоянно держал в поле зрения тех, кто ныне собрался под сводами возглавляемого им театра. Чувствуя, что малыши устают (особенно когда это касалось "Щелкунчика", ведь второе отделение шло почти шестьдесят минут), Чтец бережно "переключал регистры". Что я имею в виду? А то, что мэтр, уловив некое томление в зале, взбадривал его, обращаясь, скажем, со словами: "Вы не поверите, дорогие дети..." или "Послушайте, ребята..." - в некоторых случаях сие было прописано в первоисточнике, то бишь в сказке Гофмана, а иногда рождалось импровизационно, но, безусловно, к месту и всегда побуждало малышню собраться... Замечу, в сказке "Петя и Волк", текст которой написан самим Прокофьевым, Михаил Исакович "досочинил" концовку, выпустив таким образом на свободу проглоченную серым хищником Утку. Ну не мог он допустить, чтобы сидящие в зале малолетки расстроились - раз уж победа, то, значит, все живы и здоровы! Выслушав его аргументы, Раушан Якупов согласился, и финал "Пети" прошел в новой "редакции".
...Конечно, сейчас, по прошествии нескольких дней, мы сами поняли, от чего необходимо было отказаться, а на чем сосредоточиться. Но тщательный "разбор полетов" еще предстоит, поскольку, как уже было сказано, проект "Детский альбом", представивший слушателям всего лишь первую свою главу, рассчитан на долгую жизнь. В "творческом портфеле" его идеологов и организаторов - масса названий и имен, и все эти планы ждут воплощения. Не скрою, у Благотворительного образовательного фонда "Мархамат", принявшего проект под свое крыло, равно как и у Министерства культуры Республики Башкортостан, есть мысль представлять его и в других городах и весях нашего региона, в коих существуют достойные площадки для выступлений симфонического оркестра БГТОиБ. Ведутся переговоры с теми, кто мог бы читать другие главы "Альбома", поскольку Михаил Исакович - человек занятой и дал согласие лишь на участие в премьере. В общем, работа, весьма причем творческая, идет, продолжение следует. Хотя бы уже потому, что посыл был верный, а адрес определен точный. Малышня, сидя в зале, особенно во время исполнения музыки из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик"... дирижировала, стараясь подражать маэстро Якупову.
- Значит, мы попали в цель, - сказал Раушан Ахметович, узнав об этом (работает-то он с оркестром, простите, стоя к слушателям спиной). - Дети думают, что они творят музыку! Вот что главное.
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции, которая проходила на Малой сцене Башкирского государственного театра оперы и балета - Михаил Рабинович и Раушан Якупов; представление залу инструментов во время исполнения симфонической сказки Сергея Прокофьева "Петя и Волк" тоже требовало предварительной подготовки.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции, которая проходила на Малой сцене Башкирского государственного театра оперы и балета - Михаил Рабинович и Раушан Якупов; представление залу инструментов во время исполнения симфонической сказки Сергея Прокофьева "Петя и Волк" тоже требовало предварительной подготовки.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
15-01-2014 (0) Просмотров: 1 978 Номер: 6(12404) Версия для печати