Учитель всегда на связи!
«Учитель» - это позывной. Но в заголовке я не беру это слово в кавычки умышленно, потому что, во-первых, герой нашей публикации действительно не один год учительствовал в школе и, во-вторых, умудренный опытом, прошедший горячие точки офицер всегда является учителем для молодых бойцов. И связь упомянута в заголовке тоже не случайно: уфимец, майор Игорь Мерешко является начальником связи полка «Башкортостан».
После окончания уфимской средней школы №7 у него не было сомнений насчет будущей профессии. Я предположил, что наверняка речь идет о династии, и угадал отчасти: кадровым военным был только дед, который воспитывал рано оставшегося без родителей парня. Но пример деда повлиял сильно – и Игорь Мерешко успешно поступает в Пермское военное авиационно-техническое училище, которое оканчивает в 1988-м. Дальше – служба: Дальний Восток, Северный Кавказ, с 2000-го по 2004-го Чечня… Наконец, офицер Мерешко в 2007-м уходит в отставку и становится преподавателем ОБЖ и физкультуры в уфимской школе №31.
Сразу после начала СВО попросился добровольцем. Но тогда перешагнувших полувековой рубеж еще не брали. И вот в мае нынешнего года раздался телефонный звонок из военкомата: «Вы нам нужны». Ну что ж, старший сын Даниил, кадровый военный, прошел Сирию, Украину, нынче стал слушателем военной академии. Отцу подменить его на полях СВО, как говорится, сам Бог велел. И отправился Игорь Мерешко в Самарскую область, где и началось формирование добровольческого полка «Башкортостан».
Сначала командовал ротой управления (по старой памяти бойцы до сих пор нередко его называют «Кэп»), затем был назначен на должность начальника связи полка. Назначили не случайно, ведь за плечами у офицера было и МГТУ гражданской авиации по специальности «техническая эксплуатация транспортного радиооборудования». И стала связь его нынешней военной профессией. Связь, без преувеличения, с утра и до ночи. Не только внутри подразделений полка, но и с другими структурами. Проверка связи происходит ежечасно!
Спустя почти восемь десятилетий после окончания Великой Отечественной война во многом осталась такой же – у связистов, например, в ходу те же катушки с проводом, с которыми бойцы под огнем противника ползут восстанавливать соединение. «Неужели в наш век космических технологий это еще есть?» - удивляюсь я. «Есть, - улыбается Игорь Вячеславович. – Надежнее провода для обеспечения связи еще ничего не придумано: и помех нет, да и сигнал не перехватишь». Кстати, о перехватах. Я вспомнил фильм о Великой Отечественной, где якут поставил в тупик фашистов, передавая сообщение на родном языке. Нынче такое возможно? «Да, ребята во многом проявляют смекалку и в эфире по-башкирски перекинуться тоже могут…»
Но чем отличается война нынешняя – в первую очередь огромным количеством выполняющих самые различные функции коптеров. Они летают буквально роем! Сбить их стрелковым оружием крайне сложно. Вот тут электроника и выходит на первую роль. Лишат такой коптер контакта с оператором – и планирует он, покачиваясь, беспомощно вниз, словно осенний листок с дерева, прямо в руки наших ребят.
Сейчас полк «Башкортостан» базируется западнее Луганска, ведет боевые действия в активной обороне. «Что из хорошего, Игорь Вячеславович?» – «Хорошо наши воюют, хорошие взаимоотношения между собой, хорошее взаимопонимание. А еще – на СВО хорошо «Леопарды» горят».
Я, конечно, расспрашиваю моего собеседника о земляках, из которых сформирован полк. Здесь люди самого разного возраста. «Наши шутят: «Служу в полку 50+», - рассказывает Игорь Мерешко. – Как-то у нашего командира спросили, насколько боеспособно такое подразделение. Он ответил, что его бойцы орлы, каких еще поискать, так как уже возраста они солидного и отступать, бежать у них сил просто нет. А потому – только вперед и только победа!» Шутки шутками, но дух у бойцов действительно боевой. Младшему – 18, старшему – 66. Были вместе отец с сыном. Когда слышишь про такой контингент, то невольно возникает представление о некоей разношерстной и не очень дисциплинированной боевой единице. Но начальник связи полка заверил меня, что дисциплина здесь военная. Но, понятное дело, нет никакой муштры или «тренировок после отбоя» в наказание. Как нет и расхлябанности. Все прекрасно осознают, кто служит в полку, и жестко приказной тон здесь ни к чему. Взрослые люди понимают, когда им офицер просто говорит: «Ребята! Надо!» Обстановка доброжелательная, можно сказать, братская.
Выплаты бойцы получают регулярно и без задержек. Заключившие контракт на год и больше получают со всеми предусмотренными надбавками более 200 тысяч, как и было обещано.
Я поинтересовался, в чем сейчас особенно нуждаются бойцы. Оказалось, по-прежнему в цене дизельные печи в блиндажи, дизельные генераторы, маскировочные сети (только надо учитывать, что камуфляж теперь должен быть зимним). Из специального оборудования всегда нужны телефоны, коммутаторы…
Игорь Мерешко заключил трехгодичный контракт. Седьмого ноября группа бойцов в составе более 200 человек прибыла в отпуск в Уфу. В конце нынешней недели все отправятся обратно.
Мой собеседник спокоен и улыбчив. И я вижу, что он счастливый человек. Четыре внука – это ли не счастье! Состоялся в жизни и младший сын Николай, который трудится в системе «Газпрома». Майор Мерешко с мирным позывным «Учитель» не жалеет ни о чем – ни о выбранной когда-то профессии военного, ни о своем решении отправиться на СВО. Потому что для него святым, кроме многих понятий, является и такое короткое слово - «Надо!».
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото автора.
Фото автора.
21-11-2023 (0) Просмотров: 17 Номер: 81(13734) Версия для печати