Как важно вытащить осколки из раны и души!
В числе мер поддержки, которую оказывает наш регион участникам специальной военной операции, – лечение и медицинская реабилитация бойцов после травм и ранений. Сегодня этой важной работой занимаются замечательные медики Республиканского клинического госпиталя ветеранов войн. Недавно мы побывали в центре реабилитации госпиталя и поговорили о том, как восстанавливают здоровье наши герои.
С начала специальной военной операции в Центре пролечены, реабилитированы, поставлены на ноги много наших воинов из разных уголков республики. По словам заведующей центром реабилитации Анжелики Хасановой, в числе основных проблем – последствия минно-взрывных, осколочных ранений и контузий. К сожалению, есть среди пациентов люди, которые в результате тяжелых ранений остались без конечностей, получившие травмы позвоночника и спинного мозга и вынужденные передвигаться при помощи инвалидных колясок, протезов, других дополнительных средств опоры. В каждом случае пациенту подбирается индивидуальная программа физической и психологической реабилитации, разработанная специалистами-реабилитологами. Каждый наш пациент выписывается домой с положительной динамикой, как бы ни был тяжел его диагноз.
Анжелика Ринатовна уверена, что коллектив центра во главе с главным врачом госпиталя Халилом Мужавировичем Мустафиным делает все, от него зависящее, чтобы наши военные встали на ноги: повышенное внимание медицинских сотрудников, усиленное питание, уютная и душевная атмосфера в отделениях. В то же время, по ее мнению, важен и настрой самого пациента, его мотивация на восстановление, а также поддержка близких и родных людей.
Заведующая отделением нейрореабилитации Гульназ Булякова рассказала о том, что с каждым пациентом работает мультидисциплинарная бригада врачей. Это не только терапевты, неврологи, травматологи. При необходимости в бригаду включаются и другие специалисты: логопед, психотерапевт, врачи самых разных специальностей.
Конечно, каждому пациенту назначается медикаментозное лечение, но все же ставка делается на реабилитационные мероприятия: это занятия с использованием «умных» тренажеров, лечебная гимнастика, массаж, всевозможные водные, грязевые, физиопроцедуры. Что касается тренажеров, в центре собрано все лучшее, что применяется сегодня для реабилитации. И технологии виртуальной реальности, и аппараты с биологически обратной связью, механотерапия, роботизированная техника.
…Мужчина средних лет Р. после ранения встал на ноги, но из-за контузии у него ухудшилась координация движений. Инструктор предлагает ему ступить на чувствительную платформу, расположить стопы в определенном направлении и взяться за боковые поручни, а потом включает на компьютере программу. На экране начинают прыгать мультяшные зайчики, и пациент должен поймать каждого, наклоняя при этом свое тело в разные стороны. Это упражнение для непосвящённого выглядит весьма забавно, да и самому больному весело. Так, в форме игры он получает весьма полезную тренировку, и с каждым днем результаты улучшаются. Я тоже решила испытать свои возможности, поймала дюжину зайчиков, а потом превратилась в «червячка», который на экране ел аппетитное яблоко. В этом случае необходимо было просто ровно стоять и не двигаться, что у меня, кстати, не сразу получилось. Рядом со мной еще один молодой человек, вернувшийся с СВО, разрабатывал после травмы ногу, причем на разных тренажерах. Похоже, что больше всего ему нравится крутить педали специального велосипеда и занятия в очках виртуальной реальности. Кого-то из пациентов в этом же зале заново учат ходить, используя экзоскелет.
Врачи и персонал среднего медицинского звена очень внимательны ко всем, кто проходит реабилитацию. Коллектив молодой, все очень вежливые, приветливые, и самое главное – они специалисты высокого класса и стремятся к тому, чтобы их подопечные, которые находятся в стенах Центра, чувствовали себя как дома.
В реабилитации вернувшихся с войны людей не обойтись без психологической и психотерапевтической помощи. В госпитале работает очень грамотный клинический психолог Гузель Мустафина.
– К сожалению, никто из наших пациентов не избежал посттравматического синдрома, – рассказывает она. – Это комплекс симптомов, которые возникают на фоне перенесенного стресса при столкновении с ситуацией, угрожающей жизни и здоровью. Когда человек становится жертвой страшного события, его поведение меняется. Длительное пребывание в стрессовой ситуации может вызвать эту патологию.
Коварство посттравматического синдрома в том, что он может быть отложенным. Человек получил ранение, попал в госпиталь, и организм бросает все силы на то, чтобы поскорее восстановиться физически, пережить операции. И только потом могут возникнуть состояния, требующие психологической помощи. Многие пациенты жалуются на плохой, тревожный сон, что вполне понятно. Они часто пробуждаются ночью и не сразу понимают, что находятся дома, в безопасном месте. Не всегда адекватно реагируют на фейерверки, которые теперь запускают по каждому поводу. Многие рассказывают, что обходят стороной кустарники, густые заросли. С каждым пациентом специалист работает индивидуально, поскольку были случаи, когда человек даже в комнате психологической разгрузки находил для себя раздражающие моменты. Трудно сказать, что может стать триггером для пациента и запустить тревожную реакцию – звук, запах или свет от лампочки.
В этом как раз и разбирается психолог.
– Мужчины на первых порах относятся к нам с некоторым недоверием, – рассказывает Гузель Мустафина. – Многим пришлось подолгу лечиться в госпиталях прифронтовой зоны, а там, конечно, другие условия и обстановка. Довольно быстро они понимают, что в нашем центре все иначе, здесь, как в санатории, по-домашнему тепло и уютно. Стараемся сопровождать их целый день, неоднократно напоминать о графике процедур, потому что люди иногда не могут сосредоточиться и самостоятельно придерживаться режима. Им надо помочь.
Здесь действительно как дома. И кормят вкусно, и относятся как к родным. Сотрудники госпиталя радуются каждому новому самостоятельному шагу пациента на пути к оздоровлению. Бывают и такие ситуации, когда у человека, после рентгена черепа обнаруживают прочно засевший осколок. Пациента передают коллегам – нейрохирургам. Опасный осколок удаляют. После успешной операции участник СВО вновь возвращается в центр реабилитации с заметным улучшением. Предстоит еще освободить от колющих осколков сердце и душу. Не стоит сомневаться в том, что все будет хорошо, ведь у нас своих не бросают.
Татьяна БАРАБАШ.
На снимке: в центре реабилитации.
Фото из архива госпиталя.
На снимке: в центре реабилитации.
Фото из архива госпиталя.
12-12-2023 (0) Просмотров: 90 Номер: 86(13739) Версия для печати