Муртаза Губайдуллович бывал здесь не раз…
С Валентином Распутиным в Надеждино.
В Мемориальном доме-музее С.Т.Аксакова в эти дни развернута уникальная экспозиция, посвященная первому Президенту Башкортостана.
Выставка «Памяти М.Г.Рахимова: факты из истории музея» посвящена 90-летию со дня рождения Муртазы Губайдулловича Рахимова – первого Президента Башкортостана, который возглавлял нашу республику 20 лет, был мудрым руководителем и внес большой вклад в укрепление и развитие родного края. В экспозиции представлены уникальные фотографии большого формата из собрания музея и Аксаковского фонда, запечатлевшие Муртазу Губайдулловича во время проведения Международных Аксаковских праздников. Здесь посетитель Дома-музея также увидит вырезки из газет со статьями о первом президенте, указы и тексты приветственных телеграмм с подписями Муртазы Рахимова.
В свое время Муртаза Губайдуллович так много сделал для увековечения памяти в современной Башкирии о нашем великом земляке, русском классике, имя которого знает весь мир, так по-отечески поддерживал музей писателя, что сотрудники Аксаковской усадьбы не могли не откликнуться на знаменательную дату, связанную с Президентом Рахимовым.
Из воспоминаний директора Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова Михаила Чванова:
«Шел пленум обкома КПСС по вопросам экологии. Я возглавлял комиссию по экологии Союза писателей республики. Муртаза Губайдуллович Рахимов возглавлял тогда крупный нефтеперерабатывающий завод. Я выступил с резкой критикой, возможно, в какой-то мере не совсем объективной, эмоциональной, потому что мы все были тогда экологами. Прошло какое-то время, раздался звонок по домашнему телефону: «Ну что, Михаил Андреевич, собирай чемодан», – прозвучало в трубке. Я спрашиваю: «А почему?» И мне в ответ: «А Рахимова избрали Председателем Верховного совета. Поэтому делай выводы». «Ладно, – говорю, – поживем, увидим…»
Через какое-то время я поехал к себе на родину в Салаватский район. На границе Челябинской области и Башкирии вижу большую группу людей – явно кого-то встречают. Выяснилось, что Муртазу Губайдулловича. Меня попросили поставить машину в сторону, подождать, пока он проедет. Кортеж остановился. Встретили кумысом, песнями. Я в стороне далеко стоял, и вдруг через большую толпу он направился в мою сторону. Все раздвигались перед ним. Он подошел ко мне и говорит: «А может быть, попробуем работать вместе?» Отвечаю: «Хорошо!» Мы пожали друг другу руки. С этого и началось наше сотрудничество.
С Василием Беловым.
Через какое-то время я пришел работать в музей Аксакова. Должен сказать, что Муртаза Губайдуллович поддерживал все программы и все инициативы Аксаковского фонда. Это программа ежегодного Международного Аксаковского праздника. То же самое с Всероссийской литературной премией имени Сергея Тимофеевича Аксакова. Муртаза Губайдуллович поддержал идею. Когда я шел к нему с предложением о первой кандидатуре, у меня было такое чувство, что сейчас или придется спорить, или обязательно будут предложены кандидатуры кого-то из местных писателей. Когда он подписал указ о премии, он меня спросил: «Какие у вас мысли о первой кандидатуре?» Я ему задал встречный вопрос: «Может быть, у вас есть кандидатура?» И неожиданно для меня он назвал Василия Ивановича Белова. Помню, он сказал: «Давайте сразу поднимем планку, чтобы это были большие российские писатели поистине международного уровня». И конечно, я обрадовался. С тех пор у нас были лауреатами и Валентин Распутин, и Валерий Ганичев, и Александр Проханов, и Талха Гиниятуллин, и Станислав Куняев… На Международном Аксаковском празднике у нас были гости не только из России, но и из дальнего и ближнего зарубежья. Выдающиеся писатели, деятели искусств, общественные деятели. Был даже такой случай: в Россию приехала делегация всеарабского Союза писателей. В это время была очень большая напряженность в арабском мире, межрелигиозная, межнациональная. И они попросили, чтобы их познакомили с регионом России, являющимся примером межнационального и межконфессионального согласия. Но поставили условие, чтобы их познакомили не через государственные структуры. И чтобы была общественная и неправительственная организация. Был предложен Аксаковский фонд и Международный Аксаковский праздник. Тут даже у нас была некоторая растерянность – ведь это произошло в обход правительства, в обход Администрации Президента, но все обошлось. Гости уехали в прекрасном настроении, увидев, что это не «потемкинская деревня». Поддержал Муртаза Губайдуллович и инициативу создания Аксаковской гимназии. Сначала я обратился в Министерство просвещения. Но там потребовали собрать массу документов. Я – к Президенту… Рахимов сказал: пусть они думают так. И решительно подписал документ. Также он подписал указ о создании Аксаковского историко-культурного центра Надеждино. Сейчас этим центром все гордятся, возят экскурсии, проводят конференции. Может быть, не очень помогают со стороны государства и соответствующих ведомств, все в основном лежит на Аксаковском фонде.
На Аксаковском празднике в Надеждино.
…Был как-то ремонт музея семьи Аксаковых в селе Надеждино. Там красили фасад. Сняли тогда мемориальную доску, указывающую на то, что этот центр основан по указу Муртазы Губайдулловича Рахимова, первого Президента Башкортостана. Потом специально или по беспамятству эту доску на место не вернули. Я принципиально настоял, чтобы ее возвратили. Во всем, что касается Аксаковского фонда, Аксаковского движения, абсолютно все инициативы были Муртазой Губайдулловичем поддержаны. Он принципиально принимал гостей Международного Аксаковского у себя в кабинете. Он принципиально посещал торжественный Аксаковский вечер в Башкирском государственном театре оперы и балета. Он иногда выезжал в Белебеевский район и в иные села на Международный Аксаковский праздник.
…На многие Аксаковские праздники приезжала замечательная русская певица Татьяна Юрьевна Петрова. Она не очень вписывалась в тогдашнюю российскую телевизионную культурную жизнь, где господствовала музыка иного толка. Муртаза Губайдуллович издал указ о присвоении ей звания заслуженной артистки Республики Башкортостан.
Что касается музея… К двухсотлетию Сергея Тимофевича Аксакова дом, в котором он провел детство, отреставрировали. В этом огромная заслуга тогдашнего председателя Совета Министров Марата Парисовича Миргазямова. Но время прошло… И крыша стала протекать… Министерство культуры в этом деле помочь не могло. Возможно, на то были объективные причины. Пришлось обратиться к Муртазе Губайдулловичу. Он моментально решил вопрос. Нашел компанию, одну из лучших в России, что кроют крыши. И вот она покрыла крышу на то время редким финским металлом, на который гарантия 40 лет. Очень надежно, прочно. Впоследствии эта же фирма покрыла крышу храма Дмитрия Солунского в селе Надеждино – родовом селе Аксаковых. В процессе реставрации уфимского Дома-музея стал вопрос о канализации, горячем водоснабжении. Опять пришлось обратиться к Муртазе Губайдулловичу Рахимову. Долгое время музей, как бы это ни было тяжело, обходился без транспорта. Опять эти проблемы решил Муртаза Губайдуллович. Он сыграл в истории музея, в истории Аксаковского фонда и Аксаковского движения Республики Башкортостан огромную роль!»
Поготовила Татьяна ГРИГОРЬЕВА, научный сотрудник Дома-музея.
9-02-2024 (0) Просмотров: 28 Номер: 9(13753) Версия для печати