$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Одно око, да видит далёко!



Если вынесенный в заголовок образец устного народного творчества воспринимать как загадку, то, думаю, современные водители без колебаний ответят: это камера видеонаблюдения. Да, незаметно ушли в прошлое прячущиеся по кустам автоинспекторы с радарами – теперь с функцией контроля скорости успешно справляются камеры видеонаблюдения. Прогресс не стоит на месте: сегодня всевидящее око поможет инспекторам оформить штраф и за неправильную стоянку, и за непристегнутый ремень безопасности, и за разговоры по телефону за рулем…
Кто-то удивится, узнав, что первые камеры контроля скорости появились в Лондоне аж в 1958 году. И автором изобретения стал по иронии судьбы… автогонщик, это был голландец Морис Гетсониди. Конечно, поначалу не предполагалось, что камеры будут выполнять контролирующую и карающую функцию на дорогах – автогонщик просто решил создать прибор для точной фиксации скорости и рекордов. Но поняв, что камеры-контролеры могут выполнять и иную функцию, предприимчивый спортсмен вскоре открыл собственную фирму по производству камер. И конечно, главным и постоянным заказчиком продукции фирмы стали органы полиции Великобритании.
А вот первый радар для определения скорости был изобретен в СССР еще в 1932 году, когда с официальным докладом о своем детище выступил инженер-электронщик Павел Ощепков. Радар был предназначен для обнаружения летящих самолетов, ни о какой фиксации скорости автомобилей тогда не было и речи. И один из первых приборов – «Стрелка – СТ» – был создан именно для нужд военной авиации. Но уже во второй половине прошлого века на дорогах нашей страны мы могли ежедневно видеть инспектора с портативным прибором, отдаленно напоминающим фен для сушки волос, что стало поводом для шуток и анекдотов. Приборы совершенствовались постоянно, но принцип действия был неизменным – либо известная по школьному курсу физики эхолокация, либо фиксация при помощи лазерного луча.
Первый прототип автоматизированного комплекса фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения в нашей стране был испытан уже более чем полвека назад – 30 сентября 1996 года, но повсеместное распространение эти проиборы получили в последние годы в связи с бурным развитием цифровых технологий. На сегодняшний день по официальным данным в России насчитывается порядка 27000 камер фотовидеонаблюдения, которые способны зафиксировать более 50 (!) составов нарушения правил.
Известно, что любое действие вызывает противодействие: уже много лет в свободной продаже имеются радар-детекторы (кстати, термин «антирадар» в корне неверен – эти гаджеты радарам никоим образом не вредят, а только их обнаруживают, поэтому приставка «анти» неуместна). Почему я пишу «в свободной продаже»? Да потому, что применять радар-детекторы в некоторых странах, таких как, например, Польша, Австрия, Финляндия, категорически запрещено. Во Франции за неоднократное подобное нарушение могут даже решением суда изъять автомобиль! Сегодня в наши смартфоны можно легко закачать приложение, в котором есть информация о всех известных камерах фотовидеофиксации. Активировал это приложение – и поезжай смело, приятный женский голос предупредит обо всех «засадах». А вот в Швейцарии если у вас обнаружат прибор, содержащий информацию о расположении камер, то таковой без лишних проволочек подлежит конфискации и уничтожению.
Мы в нашей рубрике уже неоднократно рассказывали о бесполезности некоторых ухищрений, с помощью которых иные хотят избежать фиксации нарушения. Это и всевозможные компакт-диски, которые, как думает кто-то, бликуя, не позволят сфотографировать вас за рулем, и всевозможные спреи, которые сделают номера вашего авто якобы нечитаемыми для «электронного глаза». Да, есть хитрости вполне эффективные – скрыть или исказить номер каким-то образом можно. Но за это предусмотрено наказание по статье 12.2 п.2 «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков» в виде штрафа размером 5000 рублей или лишения прав сроком до трех месяцев.
На трассах повсеместно установка камер сопровождается соответствующим дорожным знаком, который предупредит о наличии фиксации. И это делается, конечно, не для того, чтобы помочь нарушителям уйти от ответственности. Дело в том, что с внедрением стационарных камер начали случаться тысячи аварий, когда, увидев в последний момент прибор, водители резко били по тормозам и получали удар сзади. И потому сегодня мы получаем заблаговременное предупреждение о камере. Да, это снижает число видеофиксаций и, соответственно, наказаний. Но ведь люди, дабы избежать наказания, скорость снижают! А значит, число аварий уменьшается. Статистика гласит, что благодаря именно повсеместной установке камер фиксации смертность на российских дорогах снизилась вдвое. Вдвое! И потому, поворчав, получая очередную квитанцию для уплаты штрафа, мы все должны понимать: это делается в первую очередь ради нашей с вами безопасности.
Именно с целью предупреждения нарушений сегодня повсеместно устанавливаются и обманки – муляжи камер, а также фанерные фигуры инспекторов ГИБДД и даже патрульных автомобилей. Уже не одно десятилетие на федеральной трассе, проходящей через Набережные Челны, стоит фанерное изображение патрульного автомобиля, давно ставшее местной достопримечательностью. Про эту обманку знают все, но я заметил, что перед ней водители все равно снижают скорость. Подобный фанерный «патрульный автомобиль» как-то мы наблюдали и в Уфе в районе монумента Дружбы. Но он быстро исчез по неизвестной для нас причине. И правильно: эта вызывавшая улыбки инсталляция вряд ли была эффективной… На дорогах Германии распространены простые приборы, которые посылают импульсы, схожие с теми, которые исходят от камер, что тоже сбивает с толку гаджеты и заставляют снижать скорость.
Наверное, многих интересует вопрос: а каким был максимальный размер штрафа, оформленного после видеофиксации? Известен случай, который произошел в 2010 году. Некий 37-летний швед разогнался на своем «мерседесе» до скорости 290 километров в час. Именно такую цифру зафиксировала камера. За многократное превышение допустимой скорости на этом участке лихачу был выписан штраф в… миллион долларов. Как и в какие сроки он его уплатил, история умалчивает.
Каюсь, неоднократно получал квитанции за незначительное превышение скорости на трассе. А не так давно я обнаружил в почтовом ящике «письмо счастья» за нарушение в городе. Камера на Демском шоссе четко зафиксировала, что я не был пристегнут ремнем безопасности. Раскошеливайся на тысячу!
Оплатив вовремя штраф, я отделался 500 рублями. Думаю, автолюбители знают, что закон предусматривает оплату половинной суммы штрафа, если с момента вынесения постановления прошло не более 20 суток. Но немногие знают, за какие нарушения скидка не полагается. Это езда в нетрезвом состоянии, отказ от медицинского освидетельствования, повторные серьезные нарушения (например, проезд на красный сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения), повторное управление ненадлежащим образом зарегестрированным транспортным средством, вина в ДТП с нанесением вреда здоровью.
Наверное, есть смысл напомнить нашим читателям и о размерах штрафа за наиболее распространенные нарушения, выявляемые с помощью видеофиксации. Итак: наезд на стоп-линию – 800 р., езда по обочине – 1500 р., выезд на перекресток при заторе на нем – 1000 р., создание помехи пешеходам на пешеходном переходе – 1500-2500 р., езда по полосе общественного транспорта – 1500 р., езда без ближнего света или ходовых огней – 500 р., нарушение проезда на железнодорожном переезде – 5000 р., разговор по телефону во время движения – 1500 р., непристегнутый ремень безопасности – 1000 р., объезд пробки по парковке – 500 р., езда без глушителя или со слишком громко включенной музыкой (пока только в Москве) – 500 р., превышение скорости от 20 до 40 км/ч (как известно, превышение на 19 км/ч не наказуемо) – 500 р., превышение на 40-60 км/ч – 1000-1500 р., превышение на 60-80 км/ч – 2000-2500 р. или лишение прав сроком до 6 месяцев, превышение скорости на 80 км/ч – 5000 р. или лишение прав сроком на 6 месяцев. Уфимские водители начали поговаривать, что теперь камеры будут отслеживать и незастрахованные транспортные средства. Уточним: у нас пока такое не фиксируется, сейчас это внедряют в тестовом режиме в Москве. Но совсем скоро камеры будут выявлять это нарушение повсеместно. Планируется внедрение в два этапа. На первом будут проверяться только те автомобили, которые камера зафиксировала за нарушение правил. На втором будут контролироваться все проезжающие мимо камер автомобили.
Ошибаются ли камеры фотовидеофиксации? Конечно! Не так давно моему приятелю «прилетел» штраф якобы за разговор по телефону во время движения. На самом же деле он просто почесал ухо. Он человек принципиальный, дотошный и свою невиновность сумел доказать, потратив, конечно, время и нервы. Многие в таких случаях предпочитают просто заплатить. А в каких случаях все же можно смело идти на обжалование штрафа? Вот целый перечень обстоятельств, которые могут стать «зацепкой» для обжалования. Вы смело можете отстаивать свою невиновность, если: в вынесенном постановлении нет конкретного адреса, по которому было совершено нарушение; нет подтверждающей нарушение фотографии; фото есть, но на него не попал государственный регистрационный номер автомобиля; на фото явно автомобиль другой модели; госномер размыт или плохо читается; явно видно, что камера дала сбой.
Срок, в который можно обжаловать штраф – 10 дней после того, как письмо поступит в ваше почтовое отделение. Для обжалования могут понадобиться различные документы – это и фотографии, и показания свидетелей, документы (например, если нарушение совершил человек, купивший у вас автомобиль, а штраф пришел вам, надо будет предоставить договор купли-продажи).
Многих автолюбителей волнует такой вопрос. Например, автовладелец нарушил правила парковки, оставив машину на газоне. И это было зафиксировано дважды в течение одного дня, после чего хозяин авто получил два постановления о вынесении наказания в виде штрафа. Правомерно ли это? Нет. По закону дважды наказывать за одно и то же нарушение не имеют права. Но… Если на снимках видно, что автомобиль, который был сфотографирован в первый раз, после этого уезжал, а потом хозяин его снова оставил на том же месте, то это, конечно, два разных правонарушения, просто совершенные в один день. Мы же не оспариваем два постановления о превышении скорости, вынесенные одним числом! В судебной практике нередки такие прецеденты: автомобиль оставлен на газоне, после чего владелец им не пользовался, скажем, неделю. Вот тут законным будет только одно, самое первое, постановление о штрафе. А как это доказать?
Фотографии, сделанные самим владельцем, суд, как правило, во внимание не принимает – в конце концов можно аккуратно поставить автомобиль на то же место. Однако известны случаи, когда владельцы добивались отмены последующих штрафов, например, документально доказав, что в это время они не могли физически убрать авто, так как были в командирровке или проходили лечение в стационаре. Ну хорошо. А если вы докажете, что просто не убирали авто, хотя физически вам ничто не мешало это сделать? А вот тут есть нюанс. Если вы получили постановление, ознакомились с ним, но транспорт свой не убрали, пусть даже оплатив штраф, то суд может признать вас снова виновным, так как по закону вы должны были устранить нарушение после того, как вынесено постановление. То есть, проще говоря, вам на это нарушение указано. Сложно, запутано? Да. И потому вам поможет один замечательный совет: не нарушайте правил! Но если вы уверены в своей правоте – не бойтесь добиваться справедливости, коли вы готовы пожертвовать, как мы говорили, нервами и временем. Как говорится, флаг вам в руки!
Вячеслав НИКОЛАЕВ.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.

Дата создание новости 2-08-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 23     Номер: 54(13798)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.