Мы уже сейчас начинаем готовиться к Пасхе
В понедельник для православных наступил Великий пост. Отшумела Масленица с ее песнями, плясками, играми и блинами, и теперь верующие стараются по мере сил и возможностей воздерживаться от скоромной пищи, увеселений и углубляются в молитвы.
«Бог простит, и я прощаю»
Воскресенье перед постом называлось Прощеным. Традиция просить прощения возникла в палестинском монашестве. На время поста монахи уходили в пустыню, чтобы совершить подвиги веры и подготовить себя к Святой Пасхе. А перед этим они просили друг у друга прощения, поскольку не знали, увидятся ли после. Затем этот обычай переняли все православные христиане.
Прощеное воскресенье напоминает верующим о важности прощения и понимания отношений с окружающими.
Считается, что особенное внимание следует уделить недоброжелателям, которые каким-то образом согрешили перед нами, и тем людям, которых обидели мы.
В храмах в этот день проводят праздничные богослужения. После вечерней молитвы священнослужитель и прихожане просят друг у друга прощения. По окончании службы принято подавать милостыню нуждающимся.
В Прощеное воскресенье при встрече православные говорят: «Прости меня». В ответ говорят: «Бог простит, и я прощаю».
Уточним, что последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» – исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощеное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения.
Покаянная молитва
В разгар Масленицы, на вечерней службе среды и пятницы священник читает самую известную покаянную молитву Церкви – молитву Ефрема Сирина. Почему ее читают, еще до наступления поста? Потому что подготовка происходит постепенно. Масленичная неделя была последней перед постом, хотя он частично начался уже на прошлой неделе, потому что верующие уже не ели мясо, а в среду и пятницу в храмах уже не служили Божественную литургию. Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в церкви ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя, грешного». По окончании их произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.
Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение ее возобновляется. Последний раз молитву произносят в Страстную среду. Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.
«Будем поститься постом приятным…»
Великий – главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Его целью является подготовка к празднованию Пасхи. В нынешнем году он длится с 3 марта по 19 апреля (включительно). Даты начала и окончания поста каждый год разные. Они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста – 48 дней. Начинается он в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед этим великим праздником. Состоит из двух частей – Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней). Суть Великого поста в том, чтобы очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. Строгое ограничение в еде, молитва, освобождение от обид, прощение врагов, очищение от зависти и злости приближает человека к тому состоянию, в котором его хотел бы видеть Бог. Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. В дни поста верующие стараются максимально уделить время молитве и посещению храмов. Приветствуются благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям.
А как же понять известную фразу «постимся постом приятным»? Она звучит в стихире, которая поется на вечерней службе в первый день Великого поста. Будучи вырванной из контекста, она может создать иллюзию, будто пост должен быть для постящихся легким, необременительным и даже приносящим наслаждение. Полностью стихира, из которой взята упомянутая фраза, звучит так: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост - от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Если всего этого будет меньше, то пост станет истинным и благоприятным!» То есть пост должен быть приятным не нам, но Богу. В описании приятного поста мы не находим ни одного упоминания о еде. Акцент делается исключительно на духовной жизни и борьбе со страстями. Гастрономические же ограничения призваны в этом помочь.
Ульяна СВЕТЛОВА.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Сегодня, 07:00
(0) Просмотров: 0 Номер: 15(13850) Версия для печати