Акция “Вечёрки”
“Остров надежды” ищет друзей
На прошлой неделе “Вечерка” ездила знакомиться с ребятами из социального приюта для детей и подростков Татышлинского района. Он находится в селе Шульганово и имеет второе название - “Остров надежды”.
- Неофициальное, конечно, - объясняет заведующая Афина Шакирьянова. - Мы тут, понимаете, как на острове. Живем и надеемся на лучшее - что образумятся непутевые родители наших воспитанников, что найдется приемная семья, что сможем вмешаться в их судьбы, в которых пока не все ладно, и вырастут дети хорошими людьми. Не впускаем на наш островок зло, стоим крепким заслоном. Когда к нам ребятишки попадают, я спокойно вздыхаю. Теперь спокойна за них. Никто здесь не обидит, в школу отведут и встретят, накормят досыта, приласкают, по душам поговорят. А провожаю обратно, и душа не на месте.
В приюте сейчас двадцать один воспитанник. Самой младшей Аделине в июле исполнилось четыре, старше всех Дима. Ему пятнадцать. Фамилий в списке всего тринадцать. Много братьев и сестер - Рияна и Ринат, Родион и Вика, Роза и Эльвира, Аня, Вика и Даша, Дима, Ирина и Вика, Наиль и Аделина. Сейчас живут одной большой семьей.
Нам показали небольшой концерт, во время которого Афина Халимьяновна тихонько рассказывала о самодеятельных артистах. Собственно, ее комментарии не были открытием. Ситуация в Шульганово схожа со сложившейся в аналогичных учреждениях, находящихся ныне в ведении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Дети в отделениях социальной помощи несовершеннолетним находятся временно, пока определяется их юридический статус. То есть решается - лишат отцов-матерей родительских прав или же ребята вернутся в кровную семью. Есть потерявшие родителей. Редкий случай. Социальных сирот гораздо больше. Отойдя от формальной стороны дела, необходимо упомянуть об атмосфере в приюте. Там тепло. Душевно. Весьма скромная обстановка одноэтажного дома усилиями взрослых напитана сердечностью, заботой, вниманием.
Возможности убедиться в том, что детей любят, как собственных, и труды сотрудников не напрасны, у вечеркинского десанта появились быстро.
Гвоздем программы нашего первого визита был мастер-класс по мандалам. Индийские обереги очень популярны в Уфе. В трех часах езды от столицы республики про них слыхом не слыхивали.
Лилия Ахиялтдинова (этно-центр INAYA), согласившаяся взять на себя творческое занятие, по-моему, рисковала. Изготовление даже базовой четырехлучевой мандалы требует определенных навыков. А обитатели шульгановского приюта оказались младше, чем мы предполагали. Потом-то разобрались, что многие ребята выглядят не на свой возраст, но на первых минутах чуток струхнули.
Лиля достала разноцветные шерстяные клубки, палочки, служащие основой мандалы, объяснила, с чего начать. Велела обязательно загадать желание и думать о нем в процессе работы. Проверено - сбывается. Дети уселись за столы. Вторым рядом за ними встали воспитатели, готовые помочь по первому зову. Так вот представьте себе, мастер-класс имел невиданный успех. Татышлята с таким рвением принялись крутить мандалы, упрямо осваивая древневосточную технику, перебирали моточки, приставали к Лиле с вопросами. Закончив одно панно, брались за следующее. И у малышей работа кипела!
- Я занимаюсь в Уфе с дошколятами и точно знаю, что мои пятилетки с задачей бы не справились. Отговорились бы - ой, я не умею, у меня не получится... А тут какие трудяги! Пробуют, стараются, переделывают, - удивлялась Лилия.
Татышлята увлеклись не на шутку и про обед забыли. Когда их все-таки в столовую зазвали, проглотили содержимое тарелок с рекордной скоростью. И опять за стол: “Лиля-апа, а я правильно делаю?”. Смотрят чистыми глазенками, ждут похвалы. Очень не хватает им общения.
Чем дальше от столицы, тем горше. Тяжело живет глубинка. Жертвами процесса выживания, с вектором морали которого порой трудно согласиться, становятся самые слабые и беззащитные. На обочину выносит детей и стариков. Будущее и прошлое. Как настоящему устоять без этих основ?
Сталкиваясь с благотворительными фондами, волонтерами и прочими людьми, которые помогают нуждающимся, вижу, что благие стремления имеют пределы. Это могут быть, например, географические границы. Как в описываемом эпизоде. Навестить уфимский детдом, отвезти подарки в близлежащее учреждение - пожалуйста. А если требуются усилия посерьезнее, если придется изменить собственные планы, если сегодня и сейчас кому-то нужны не вещи, которые отслужили свое одному хозяину, а конкретная помощь - тут число меценатов, готовых считать придорожные столбы и жертвовать комфортом, катастрофически сокращается.
Вот если бы хоть тонюсенький ручеек от водопада щедрот, что проливается на столичные социальные учреждения, попал в Шульганово! Подумайте - что такое три часа дороги? А на “Острове надежды” журналисты “Вечерней Уфы” оказались чуть ли не первыми гостями с начала года. Грустно, что напрашивается еще одна трактовка неофициального названия приюта - наши новые друзья на своем острове, как в изоляции. Редко распахиваются ворота.
Обижу принимающую сторону, если не скажу, что сотрудники во главе с неунывающей Афиной Шакирьяновой, для своих подопечных делают все возможное. Полагаются на свои силы. Не жалуются. Помощь принимают с благодарностью.
Теперь про гостинцы. “Вечерка” привезла канцтовары - шестнадцать школьников положат в ранцы карандаши, альбомы, тетради, авторучки, пластилин, фломастеры, купленные на средства читателей и сотрудников редакции. Собрали пакет развивающей литературы и раскрасок, детских книжек. Раздали ребятам носочки, а младшим еще колготки - чулочно-носочная проблема, знаем, обычно стоит остро.
Десерт к чаю купили. В тот момент, когда татышлята сели полдничать с тортами, глазированным печеньем и тающими во рту ромашками безе, редакционная машина уже находилась на полпути к Уфе. Вкуснотища! А с горчинкой, что примешалась к теплу и свету встречи, каждому из нас разбираться придется самостоятельно.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
2-09-2015 (0) Просмотров: 1 237 Номер: 170(12818) Версия для печати