"Русь Святая живёт, пока звонит звонарь"
По старой доброй традиции в конце августа во всех епархиях Русской Православной Церкви совершаются молебны для начинающих учебный год школьников и студентов. Как правило, в эти дни в приходах много детей - за Божиим благословением их приводят родители и крестные. Многолюдно было в минувшее воскресенье и в храме в честь Табынской иконы Божией Матери в деревне Камышлы Уфимского района. Перед молебном прихожане прошли по деревне крестным ходом.
Признаюсь честно: ехать никуда не хотелось. Всю ночь лил дождь, а утром свинцовые тучи плотно задернули небо, не давая даже проблеска надежды на солнечный лучик. Но потакать своему настроению грешно: уж раз что задумала - выполняй. К тому же мне не терпелось увидеться с давней своей знакомой - матушкой Моисеей Ракитиной. В нашу последнюю встречу игуменья возглавляла Бугабашский Богородице Смоленский монастырь. Пути Господни неисповедимы, и теперь матушка - настоятельница Богородско-Уфимского храма, подворье которого было открыто год назад в Камышлах.
Если вы на светофоре перед Булгаково свернете налево и проедете километра два, перед взором откроется небольшой, но очень красивый, сложенный из красного кирпича храм. На его территории высажены хвойные деревья. Трепещут на ветру лепестки роз, петуний, бархатцев и других цветов, названия которых мне неизвестны. С первой минуты я почувствовала, что полюблю это особенное место, где на всякого приходящего нисходит умиротворение, где оттаивает душа.
В храм в честь Табынской иконы Божией Матери ведет высокая лестница. Немало ступеней нужно преодолеть, чтобы хоть на йоту стать ближе к небу. И споткнешься не раз, и вовсе скатишься со ступеней. Но другого пути нет, нужно идти наверх, преодолевая страх, обиды, искушения, гордыню. В одиночку с этим не справиться, поэтому люди объединяются в общины, подставляют, если надо, плечо, протягивают руку помощи.
Стою в притворе, потому что пришла поздно, и выделяю из нескольких уже знакомый, высокий голос матушки Моисеи.
Нет в этом приходе сильного, как в больших храмах, хора, в котором по обыкновению поют люди с музыкальным образованием и поставленными голосами. Но не столь важна сила голоса и верная интонация. Главное, чтобы пение доходило до сердца, отворяло души человеческие для веры, покаяния и добра.
...Дверь тихонько открывается, и в храм "вкатываются" несколько деревенских малышей. Крепенькие, раскрасневшиеся на улице, без пяти минут первоклашки честно пытаются вести себя тихо. Правда, у них это плохо получается. Ребят во время богослужения никто не одергивает. Одна из монахинь, выйдя из свечной лавки, обнимает карапуза в кепке и ласково шепчет: "Ты, дорогой мой, сними шапочку, в храме так принято. А выйдешь на улицу, снова наденешь, хорошо?". Примерно час продолжалось это "броуновское" движение - малыш в кепке, малыш без кепки... И, наконец, старший священник Богородско-Уфимского храма отец Константин Зырянов, совершавший литургию, призвал народ выходить и строиться на крестный ход. Сестры взяли иконы, братья хоругви. К храму подъехала "Нива" с прицепом, на который торжественно водрузили переносную звонницу. "Нива" с мини-колокольней и звонарем Давидом медленно двигались впереди, следом - все остальные. Я переживала, что оставила зонт в машине. Однако вскоре успокоилась, потому что звонкая колокольная песня, словно в сказочном мультфильме, расчистила небо. Безусловно, православные расценили этот факт как добрый знак свыше.
В крестном ходе по деревне мне пришлось участвовать впервые. Он имеет свои особенности. Что делать, если дорогу перекрывают стройные ряды гусей? Громче звонить! Гуси покричат-покричат, но дорогу уступят. В деревне крестный ход встречают местные жители. Они почтительно стоят у своих заборов, кланяются. Некоторые подходят, передают гостинцы, пожертвования. К слову, в деревне десять улиц, она потихоньку разрастается. С некоторых пор здесь появились крепкие богатые дома - их, по-видимому, строят зажиточные уфимцы. А что, до города рукой подать, дорога хорошая, место благодатное.
Когда мы, возвращаясь, уже довольно близко подошли к храму, звонаря - раба Божия Давида сменила девочка лет десяти в длинной пестрой юбке и платке. Как выяснилось позже, это его дочка Аня, которая училась столь сложному искусству и у папы, и в летнем православном лагере. Анечка со своей задачей справилась замечательно, а Давид успел за это время подняться в звонницу и встретить нас радостной мелодией больших храмовых колоколов.
"Господи Боже и Создателю наш... Открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих Елены, Анны, Святослава, Артемия... Чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого имени Твоего", - читал отец Константин. И стояли по струнке студенты, приехавшие из Уфы. И притихла неуемная ребятня, осознавшая, что во время молебна происходит нечто тайное и очень важное.
Терпение детское было вознаграждено. Возле церковного дома, в котором размещается воскресная школа, для них накрыли стол, поставили всякую снедь, сласти. Дети дружно попили чай, а потом досыта набегались, наигрались, пока общались взрослые.
Наконец довелось побеседовать с матушкой Моисеей, которую я называю православным "прорабом". Это женщина, коей любая работа по плечу. Вместе с отцом Константином они строили Бу-габашский Богородице Смоленский монастырь, в те годы он еще не был батюшкой, "но потом духовно возрос, стал священником". Спросила, не жалко ли было оставлять красивое благодатное место, отлаженное хозяйство?
- Жалко, конечно, но мы не должны привыкать к месту. Где митрополит Никон указал, там и буду служить, - говорит матушка.
Теперь все ее заботы здесь и в Бого-родско-Уфимском храме.
Летом на подворье трудились ребята из молодежной организации храма Рождества Богородицы. Патриарх Кирилл призвал монашествующих не затворяться от мира, но активнее работать с молодыми, привлекать их к полезным и добрым делам.
Знакомлюсь с одним из парней, Артемом Ялаловым. Бакалавр-механик после Уфимского государственного нефтяного технического университета решил поступить в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Родители к выбору сына отнеслись с пониманием. В нынешнем году Артем перешел на второй курс, а каникулы провел здесь, на родине.
В Камышлах встретилась и с человеком, стараниями которого в деревне теперь есть храм. Из скромности он отказался себя называть: раб Божий Николай, и всё. Hq стала я пытать благотворителя, поскольку надеялась, что "всемогущий" интернет раскроет эту тайну. Так оно и вышло, необходимая информация размещена на сайте "Православные лики России". И вот читаю: "Возможно, внутренняя потребность каждого человека сделать что-то доброе для людей, подвигла братьев Никитиных Николая и Александра построить церковь в своей родной деревне Камышлы В октябре 2000 года они обратились к тогда еще архиепископу Уфимскому и Стерли-тамакскому Никону. Владыка поддержал их и предложил будущий приход и церковь назвать в честь Табынской иконы Божией Матери".
Из статьи на сайте я узнала, что строительство началось в июле 2001-го, и уже через год подняли колокола, установили купола-маковки. Нельзя не сказать о постоянной помощи и участии, которые на всем протяжении строительства оказывали митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон и первый настоятель прихода, ныне почивший митрофорный протоиерей Николай Дудинов. Основная доля участия в обустройстве храма для начала богослужений принадлежит иерею Валерию (Яковлеву). С приходом в 2008 году нового настоятеля иеромонаха Ермогена Миняйло, тогда еще иерея Виктора, благоустройство было продолжено.
Владыка Никон за понесенные труды по строительству церкви наградил Николая Владимировича Никитина архиерейской грамотой, а Святейший патриарх Кирилл удостоил благотворителя орденом преподобного Сергия Радонежского.
Вот такая история у этого храма, и ее продолжат семья Никитиных, верующие Камыш лов, игуменья Моисея, отец Константин, другие священники, которые служат здесь по воскресеньям и праздникам, ребята из молодежной организации. И все те, кто вложил свою лепту в строительство и благоустройство чудного уголка на карте нашей республики.
Вспомнились строки из стихов иеромонаха Романа: "Русь Святая зовет, звон плывет, как встарь... Русь Святая живет, пока звонит звонарь". Как актуальны сегодня эти слова. Только верой силен человек. Только с верой можно пережить все тяготы, выпавшие на долю нашей Родины. И опять ветер западный гонит к нам свинцовые облака. И каждый раз их разгоняет колокольный звон.
Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКАХ: матушка Моисея угощает маленьких прихожан; братья Артем и Денис Ялаловы.
Фото Сергея БАРАБАША.
НА СНИМКАХ: матушка Моисея угощает маленьких прихожан; братья Артем и Денис Ялаловы.
Фото Сергея БАРАБАША.
4-09-2015 (0) Просмотров: 2 053 Номер: 172(12820) Версия для печати