...И арбитр тот матч прервал
Сейчас даже представить трудно, что чувствовали люди, узнавшие 22 июня 1941 года о начале войны...
В тот воскресный день уфимцы отдыхали, веселились, в радостном настроении проводя свой досуг. Например, в кинотеатре “Салават” шел художественный фильм “Парень из тайги”, в “Октябре” - “Песнь о любви”, в клубе НКВД на улице Гоголя (ныне - Большой зал Башкирской государственной филармонии) - “Сокровище погибшего корабля”. В деревянном здании летнего театра, располагавшемся на территории сада культуры и отдыха имени Анатолия Васильевича Луначарского (сад имени Сергея Тимофеевича Аксакова), который старожилам знаком как театр купца первой гильдии Василия Ильича Видинеева, утром прошла оперетта Валентина Валентинова “Жрица огня” - спектакль гастролирующего в Уфе Челябинского театра музыкальной комедии, а вечером - спектакль “Год спустя”.
На 22 июня на 17 часов на южном склоне Уфы на реке Белой на водной станции “Динамо” (ныне - “Юность”) было запланировано открытие летнего спортивного сезона. В программу праздника должны были войти показательные прыжки в воду, заплывы мужчин и женщин на 50 и 100 метров с участием лучших спортсменов-водников столицы: Морозова, Матвеева, Щипановского, Верушкина, Филипповой, Ежковой и других, состязания гребцов и комбинированные эстафеты пловцов. Уже состоялся городской профсоюзно-комсомольский легкоатлетический кросс. Почему же водники решили начать свой праздник только в 17 часов? Потому что днем на стадионе “Динамо” проходил футбольный матч, о чем недавно поведала мне постоянная читательница “Вечерней Уфы” Надежда Васильева.
Она присутствовала на том матче и хорошо помнит, как он был прерван арбитром - ввиду того, что в 14 часов в эфире Всесоюзного радио выступил заместитель председателя Совета Народных Комиссаров и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов. Все болельщики, затаив дыхание, слушали Вячеслава Михайловича.
Он начал со слов: “Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление. Сегодня, 22 июня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убиты и ранены более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий...”.
Башкирский республиканский радиокомитет, размещавшийся в здании бывшей городской думы (угол Ленина и Сталина - ныне Коммунистической), сразу после окончания речи Молотова перевел этот текст с русского на башкирский язык и организовал выпуск последних известий. Причем также использовался в передачах местный материал, звучали выступления рабочих и служащих Уфы, осуждавших агрессию врага.
Как рассказывает Надежда Васильева, после слов Молотова “народ рекой хлынул в районные военкоматы, которые находились на улицах Зенцова, Аксакова и Октябрьской Революции”.
Многие уфимцы изъявили желание добровольно уйти на фронт для защиты Родины. В первые дни записались добровольцами около двух тысяч человек. Кроме того, шла и плановая мобилизация мужчин в Красную Армию.
Надежда Васильева внесла интересное предложение: ежегодно 22 июня, в День памяти и скорби, на стадионе “Динамо” проводить футбольный матч и установить памятную мраморную доску на этом спортивном сооружении. И мы надеемся, что данную идею подхватят Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан и Администрация Кировского района Уфы.
Рашит АЮПОВ.
12-07-2016 (0) Просмотров: 1 159 Номер: 129(13027) Версия для печати