Школа века как остров... везения
Так получилось, что эта дата созвучна школьному "имени": 35-я на днях торжественно отмечает 135-летие (так и хочется добавить: хотя выглядит на все сто!). Шутки шутками, а дореволюционным предшественником этого учебного заведения, одного из старейших в городе, было Уфимское мужское приходское училище, основанное в 1877 году. В общем, отсчет своей истории 35-я ведет от XIX столетия, а только-только шагнув в двадцать первое, была признана "Школой века".
...Наверное, эта огромная, чуть не в полстены, черно-белая фотография над столом руководителя поражает каждого, кто входит в директорский кабинет: девчушка лет восьми с широко распахнутыми глазами. Не светила классической педагогики, Макаренко или Сухомлинский, а ребенок - один из многих, ради кого и работают в этих стенах десятки преданных своему делу людей.
- Гордость нашей школы - ее учителя и ученики, - расставляет точки над "i" директор Марина Шамилевна Мавлютова. - Жизнь балует нас хорошими людьми. У нас создана самая что ни на есть рабочая обстановка - то есть атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, и мы не устаем радоваться этому. Я двадцать седьмой год работаю в этой школе и могу сказать, что словосочетание "преемственность поколений" для нас определяющее...
Далее, конечно, идет рассказ о легендарном Григории Семеновиче Розенблюме, уникальном педагоге, любимце учеников и коллег, благодаря которому в школе и создан особый дух гармонии и творчества, о человеке, который выучил и выпестовал большинство из тех, кто сегодня работает в 35-й. Последние годы Розенблюм живет за пределами России.
- ...А вот его портрет постоянно с нами, - улыбается Марина Шамилевна. - Кажется, будто он с холста за нами присматривает. Мы с Григорием Семеновичем часто перезваниваемся: он передает всем приветы. Рассказывает, ему часто снится, будто он снова идет по школьному коридору...
Ну что ж, прогуляемся по 35-й и мы - конечно, в сопровождении заместителя директора Елены Николаевны Жеряковой: без сведущего человека новичку здесь легко заблудиться: еще бы, школа, одна из самых крупных в Башкортостане, представляет собой большой комплекс из шести корпусов, где в общей сложности обучаются более тысячи ребят.
Заглянем в некоторые из кабинетов.
Вот Эльза Юрисовна Тулумбаева ведет урок башкирского языка. Одного взгляда на сидящих в классе ребят достаточно, чтобы понять: им действительно интересно.
- Эльза Юрисовна - очень творческий, ищущий человек, - подтверждает Елена Николаевна. - Она постоянно пробует новые методы, активно использует компьютерные технологии.
- От чего получаете наибольшее удовлетворение? - спрашиваю педагога, когда прозвенел звонок.
- Я так люблю детей, что счастлива уже оттого, что просто иду на урок, - отвечает собеседница. - Может, это потому, что я из педагогической династии? А кроме того я занимаюсь исследовательской работой по теме "Развитие творческих способностей детей на уроках башкирского языка и литературы" и в последние годы - с использованием компьютерных технологий. Это и ребят увлекает, и меня саму. Они ведь фантазеры: иной раз такое выдумают, что взрослому и в голову не придет. А знаете, как приятно видеть, когда дети, готовясь дополнительно к конкурсам, включаются в работу с удовольствием?
Эльза Юрисовна - соавтор нескольких учебников. Получила Грант Президента Российской Федерации, является победителем конкурса "Учитель года Республики Башкортостан" и дипломантом аналогичного всероссийского, отличник образования РБ. Однако самая ценная для нее награда - любовь детей и уважение родителей. Думаю, чтобы такую заслужить, надо быть душевно щедрой и все время работать над собой. Тулумбаева подтверждает:
- Даже к каждому из классов в одной параллели требуется свой подход. Есть озорники, с которыми приходится держать себя строже. Одних следует непременно похвалить, чтобы вдохновить на дальнейшую работу, других можно и покритиковать, вызвать какой-то азарт, желание доказать, что они смогут лучше... В общем, себя меняешь с каждым уроком. А про индивидуальный подход к каждому ученику, думаю, можно и не говорить. Это обязательное условие, чтобы ребенок не разочаровался ни в предмете, ни в учителе...
Елена Владимировна Самойлова,
завуч начальных классов, в 35-й проработала уже два десятка лет, а общий ее педагогический стаж - двадцать семь. Пока ее подопечные на уроке башкирского языка, а она почти закончила проверять тетрадки по математике, может уделить нам несколько минут. Интересуюсь: что, по ее мнению, в активе школы?
- Дружный коллектив, - с ходу отвечает она. - Вообще, наши учителя отличаются добрым, "понимающим" отношением к детям. Ну и материально наше учебное заведение хорошо оснащено, оно вполне современное, - добавляет собеседница. - У нас еще при Григории Семеновиче появились в классах первые телевизоры, видеомагнитофоны. Сейчас телевизоры есть практически во всех кабинетах, а во многих - и проекторы с экранами.
Елена Владимировна берет под крыло самых маленьких, только переступивших порог школы ребятишек. С ними нужно особое терпение, особая философия общения. Чему Самойлова старается научить их в первую очередь?
- Помимо азов тех или иных предметов - дружить, понимать друг друга, проявлять взаимоуважение и взаимовыручку. Помогаю ребятам осознать, что все мы разные и надо принимать окружающих такими, какие они есть, а вот самому следует стремиться быть лучше. Тогда все мы будем становиться лучше.
Елена Владимировна - отличник образования Республики Башкортостан, награждена множеством почетных грамот, в том числе и Администрации Уфы.
- Мне всегда везет с родителями учеников, - рассказывает собеседница. - Они с пониманием относятся ко всему, о чем мы говорим. У нас настоящее сотрудничество, а ведь только оно и приводит к положительным результатам в воспитании.
Звенит звонок, и через несколько секунд кабинет заполняется детьми, а вместе с ними и гомоном. Третьеклассники окружают Елену Владимировну и просто атакуют ее вопросами:
- А что у меня за оценка по математике? ...А какие я ошибки сделал?
Но и радостью ребята не забывают с педагогом поделиться:
- У нас сейчас на уроке башкирского был КВН, и нас учительница похвалила!..
...Заместитель директора школы по профильному образованию, преподаватель ИЗО и черчения Владислав Геннадьевич Пахомов (тоже отличник образования РБ) когда-то сам окончил 35-ю, но уже два десятка лет является коллегой для некоторых своих прежних наставников.
Как говорит Пахомов, проблем с адаптацией у него не было: все отнеслись очень доброжелательно, помогали и словом, и делом. Теперь, конечно, и к нему порой за советом обращаются, особенно если речь о проблемах с трудными подростками или о делах житейских (Владислав Геннадьевич - заядлый садовод-огородник). Если детей рядом нет, у кого-то, бывает, и вырвется: "Владик".
В известной песенке поется: "Как все просто удается на словах и на бумаге..."
- Неужели на бумаге все просто? - пытаю Пахомова.
- Нет, конечно. "Просто" не бывает ни на бумаге, ни в жизни, - отвечает он.
- И все-таки я не понимаю, как можно заинтересовать детей черчением (имею в виду тех, кто с детства не мечтает стать инженером)...
- Вы правы: главное - заинтересовать, - кивает Владислав Геннадьевич. - Я, кстати, взял себе за правило первые два урока посвящать рассказу о том, почему этот учебный предмет существует и для чего его нужно изучать, то есть как он может пригодиться в жизни. По сути, черчение - это международный язык общения, к тому же развивающий образное мышление... Уметь начертить соответствующую схему, чтобы объяснить человеку, как ему куда-то пройти, или строителям - как вы намерены спланировать новый дом, - разве это плохо?
Я уже наслышана, что Пахомова школьники просто обожают. И у меня рождается каверзный вопрос:
- Скажите, а вы вообще-то ставите плохие оценки?
- Если ребенок старается и у него что-то не получается - никогда, - уверяет Владислав Геннадьевич. - Только тем, кто ленится.
Комментарии, как говорится, излишни.
...Все-таки интересные люди работают в 35-й! Вот, скажем, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Ивановна Невская, она преподает историю и обществознание. Свою первую награду за труд - звание "Отличник народного образования Российской Федерации" - получила... в Венгрии, где была в командировке: пять лет работала учителем начальных классов. В 2003 году стала заслуженным учителем Республики Башкортостан, а почетным грамотам своим давно счет потеряла. Знаете, что для нее самое ценное в школе?
- Дети и великолепный коллектив учителей. Они все отзывчивые, дружные, никогда не унывают. Может, я потому и не выходила долго замуж, - смеется Ольга Ивановна, - что меня наша учительская семья вполне устраивала!
На одной из переменок в актовом зале собираются на репетицию поющие педагоги (торжество-то не за горами!). Елена Николаевна Жерякова пользуется случаем, чтобы с помощью нашего фотокорреспондента сделать общий снимок (увы, дорогие читатели, последний вы не увидите: как выяснилось позже, вспышка "недотянула"). Однако нескольких минут, проведенных в этой чудесной компании, и нескольких десятков услышанных фраз мне достаточно, чтобы понять слова Ольги Ивановны про учительскую семью. Шутки-прибаутки и дружеские подколы... Женщины, даже "построившись", никак не могут угомониться:
- Кто будет разговаривать, в дневник "двойку" поставим и родителей вызовем!
- А глаза куда?
- Глаза в карман!
И вдруг у кого-то "прорезывается" учительский голос (в зал заглядывает ученик):
- Нуриманов, четвертый урок!..
Ну вот, учителя и без репетиции остались, и без фотографии. Зато я теперь в курсе насчет той самой "атмосферы"...
Лилия Борисовна Киняшова работает в 35-й шестой год, а общий педагогический стаж - 36 лет. Есть чем поделиться с более молодыми коллегами. Оказывается, ее второклассники не только готовят рефераты, но даже рекламные ролики придумывают и ведут поисковую работу. Да и в группах работать умеют.
- Ну мы же по новым стандартам занимаемся, - поясняет Лилия Борисовна. - А в школе у нас очень хорошая обстановка, без нервозности. Никто из представителей администрации без предупреждения на урок не зайдет. Все очень корректные, деликатные. Приятно чувствовать, что к тебе относятся с уважением.
Молодой педагог Алсу Рафаизовна Гареева, выпускница Кушнаренковского педагогического колледжа и студентка-заочница Башгосуниверситета (будущий филолог), в этих стенах работает не так давно. Очень довольна, что сюда попала: коллеги во всем помогают.
- Повезло мне, - признается.
Алсу Рафаизовна сопровождает нас в учительскую, где мы должны сделать еще один снимок.
- Лаборантов обязательно нужно пригласить, - беспокоится кто-то, - без них учебный процесс невозможен...
Пользуюсь минуткой, чтобы провести небольшой экспресс-опрос.
- Мы просто живем школой. Я, например, работаю в родной 35-й сорок четыре года, пришла сюда в 1968-м... Школа - это моя жизнь, моя судьба, - говорит преподаватель истории и обществознания, отличник образования РФ Валентина Андреевна Габец.
- У нас самая лучшая школа, дети очень хорошие, умные, на многих предметных олимпиадах побеждают. Горжусь и школой, и нашими детьми, - вторит ей учитель-логопед Анна Федоровна Глебова.
Такими детьми, действительно, можно гордиться. Рустам Нагаев блистает на всероссийских олимпиадах по биологии и экологии. Сумбуль Садыкова и Назгуль Фаткуллина - победители городского творческого конкурса по башкирскому языку "Пою мою республику". Антон Наган - победитель конкурса по экологии Малой академии наук, спец по компьютерам, без него не обходится ни одно мероприятие в школе. Владислав Иконников - победитель Всероссийского конкурса, посвященного Году истории. Ирина Логинова - замечательная спортсменка и участница многих творческих конкурсов, на которых заслуженно побеждала. Валерия Шевчук - победитель региональной олимпиады по биологии, Никита Трофимов - призер городской олимпиады по экологии... И это лишь немногие из юных звездочек 35-й!
- Наверное, для каждого человека своя школа - самая лучшая, - размышляет ученица 11 Б класса Адель Нургалеева. - Но я параллельно учусь в социально-правовом техникуме и еще занимаюсь танцами, поэтому у меня много знакомых из разных районов города, мы с ними обсуждаем самые разные темы, так что мне есть с чем сравнивать. Когда ребята попадают в нашу школу, в первую очередь всех поражают ее масштабы и, конечно, наше школьное радио. Здорово, что наша школа такая "взрослая" и со своими традициями. А о нашем бывшем директоре Григории Семеновиче Розенблюме просто легенды ходят. Я-то сама с ним не встречалась, но мама много о нем рассказывала, она ведь закончила эту же школу.
У нас очень хорошие учителя, - продолжает Адель. - Вообще-то, я гуманитарий, и математика не является моим самым любимым предметом, но наш классный руководитель Ирина Валерьевна Несмиянова, которая нам ее преподает, такой энергичный человек и так понятно объясняет самые сложные вещи, что я на математику хожу с удовольствием. Очень интересно ведет уроки истории Ольга Ивановна Невская: она столько случаев приводит - и из жизни известных личностей, и из своей собственной, что мы словно сами переносимся в прошлое. Наверное, обо всех учителях рассказать просто невозможно...
Обо всех - невозможно. Но еще одному преподавателю предоставить слово хочу непременно. Обратили, наверное, внимание, что в 35-й немало призеров и победителей олимпиад по биологии и экологии...
- У вас, похоже, биолог очень сильный? - спрашиваю заместителя директора.
- Угадали, это Светлана Анатольевна Ильясова, - слышу ответ.
Ну разве я могу не поинтересоваться у своей тёзки, в чем секрет успеха?
- Да нет никакого секрета, - отмахивается Светлана Анатольевна, - налицо заинтересованность детей. В олимпиадах и конкурсах ведь не обязательно отличники участвуют, а просто целеустремленные дети, которые способны себя показать, которые хотят и могут усвоить дополнительный объем знаний, готовы заниматься исследовательской работой, не считаясь со временем и не боясь где-то допустить ошибку. А таких ребят немало. Особенно приятно, когда биологией и экологией дополнительно занимаются те, кто не собирается ни на биофак, ни в медицинский, ведь эти науки дают нам массу необходимых знаний, которые потом обязательно пригодятся в жизни.
...Выпускники 35-й разлетелись по всему миру. Среди них есть профессоры Детройтского и Бостонского университетов (США), преподаватели Сорбонны (Франция) и МГУ... Аскар и Ильдар Абдразаковы - всемирно известные оперные певцы, Азат Билялов - заместитель проректора БГМУ, Лиана Аминова заведует отделением клиники Правительства Москвы, Аскар Фазлыев - начальник информационно-аналитического управления - пресс-службы Администрации столицы, Рустем Бикбулатов - хирург больницы № 18, Рушана Бабич - заслуженная артистка Республики Башкортостан... Этот список можно продолжать бесконечно.
Закончить же свой материал я хочу словами из обращения нынешнего директора 35-й Марины Шамилевны Мавлютовой, которое размещено на официальном сайте учебного заведения: "Несмотря на невзгоды, которые время от времени случаются в жизни, средняя школа № 35 остается островом добра, понимания, участия и мира". Приняв во внимание, сколько раз от учителей и выпускников 35-й мне за эти дни довелось в разных вариациях слышать: "Мне повезло", а также вспомнив нехитрую мудрость "Везёт тому, кто везёт", я бы, пожалуй, добавила: "...и островом везения".
Светлана ШИРОКОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Из досье "ВУ":
Со дня основания 3-го Уфимского мужского приходского училища законоучителем там работал местный приходской священник Николай Левицкий. С 1878 по 1884 год училище возглавлял Филипп Дохин, с 1884 до 1922 год - Трофим Петрович Трапезников. Его на посту директора сменили Е.В.Орлова, а затем И.А.Мыльников (учебное заведение в те годы именовалось сначала "советской школой", потом "опытной школой"). С 1927 по 1952 год школой (последняя существовала уже в статусе фабрично-заводской семилетки, а затем начальной школы № 35) заведовала Прасковья Порфирьевна Мыльникова. После преобразования школы в среднюю ее директором в течение года был П.А.Матвеев. Последнего в 1953 году на этом посту сменил Григорий Семенович Розенблюм, участник Великой Отечественной войны, народный педагог, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения России. С 1999 по 2008 год директором школы работала ученица Григория Семеновича Любовь Николаевна Павлова, талантливый организатор, под руководством которой вышли в свет книги "Антология поэзии и прозы педагогического труда", "Один из 1418 дней войны" и другие. С 2008 года школой руководит отличник образования Республики Башкортостан Марина Шамилевна Мавлютова.
Со дня основания 3-го Уфимского мужского приходского училища законоучителем там работал местный приходской священник Николай Левицкий. С 1878 по 1884 год училище возглавлял Филипп Дохин, с 1884 до 1922 год - Трофим Петрович Трапезников. Его на посту директора сменили Е.В.Орлова, а затем И.А.Мыльников (учебное заведение в те годы именовалось сначала "советской школой", потом "опытной школой"). С 1927 по 1952 год школой (последняя существовала уже в статусе фабрично-заводской семилетки, а затем начальной школы № 35) заведовала Прасковья Порфирьевна Мыльникова. После преобразования школы в среднюю ее директором в течение года был П.А.Матвеев. Последнего в 1953 году на этом посту сменил Григорий Семенович Розенблюм, участник Великой Отечественной войны, народный педагог, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения России. С 1999 по 2008 год директором школы работала ученица Григория Семеновича Любовь Николаевна Павлова, талантливый организатор, под руководством которой вышли в свет книги "Антология поэзии и прозы педагогического труда", "Один из 1418 дней войны" и другие. С 2008 года школой руководит отличник образования Республики Башкортостан Марина Шамилевна Мавлютова.
Цифры и факты
- Больше полувека школа № 35 сотрудничает с Башкирским государственным медицинским университетом (ранее - институтом), на базе которого осуществляется профильное образование учащихся 10-11 классов.
- Уровень знаний учащихся стабильно высокий. Почти все выпускники становятся студентами вузов. Ученики 35-й ежегодно занимают призовые места в районных, городских и республиканских олимпиадах, побеждают в международных конкурсах.
- Ученики школы № 35 - активные участники Международного общественного движения "Добрые дети мира".
- Около тридцати лет в школе работает фоноцентр, оснащенный разнообразными техническими средствами обучения.
- С 1989 года функционирует медицинский реабилитационный центр - дневной стационар "Айболит", в котором ежегодно проходят лечение 500 учащихся.
- Почти десять лет в учебном заведении действует "Школа искусств".
- Несколько раз 35-й присуждали звание "Школа года", в 2000 году она получила звание "Школа века". В 2007 году стала обладателем Гранта Президента Российской Федерации в рамках Национального образовательного проекта, а в 2010 году победила в конкурсе "Лучшее образовательное учреждение для работающей мамы".
- Больше полувека школа № 35 сотрудничает с Башкирским государственным медицинским университетом (ранее - институтом), на базе которого осуществляется профильное образование учащихся 10-11 классов.
- Уровень знаний учащихся стабильно высокий. Почти все выпускники становятся студентами вузов. Ученики 35-й ежегодно занимают призовые места в районных, городских и республиканских олимпиадах, побеждают в международных конкурсах.
- Ученики школы № 35 - активные участники Международного общественного движения "Добрые дети мира".
- Около тридцати лет в школе работает фоноцентр, оснащенный разнообразными техническими средствами обучения.
- С 1989 года функционирует медицинский реабилитационный центр - дневной стационар "Айболит", в котором ежегодно проходят лечение 500 учащихся.
- Почти десять лет в учебном заведении действует "Школа искусств".
- Несколько раз 35-й присуждали звание "Школа года", в 2000 году она получила звание "Школа века". В 2007 году стала обладателем Гранта Президента Российской Федерации в рамках Национального образовательного проекта, а в 2010 году победила в конкурсе "Лучшее образовательное учреждение для работающей мамы".
6-12-2012 (0) Просмотров: 5 575 Номер: 236(12134) Версия для печати