$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Наши люди в булочную на такси не ездят!»


Так уж сложилось, что таксомоторы считались у нас «излишней роскошью», а в эпоху сталинизма пользование ими считалось «буржуазными замашками». Да и в конце 60-х такси было доступно далеко не всем. Собственно, поэтому выражение из кинокомедии «Бриллиантовая рука»: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» - и стало крылатым. Так как же за прошедший век изменились машины с шашечками на борту?

«Извозчик железной кобылы» - так называлась статья в газете «Голос Москвы», опубликованная в 1907 году. Сами того не зная, репортеры «Голоса Москвы» первыми в истории России разместили рекламу такси. Издание сообщило о московском чудаке, который за деньги возит на машине пассажиров. На свой автомобиль он прикрепил говорящую табличку: «Извозчик. Такса по соглашению».
Широкое распространение такси получило в Санкт-Петербурге, когда в 1910 году было открыто коммерческое предприятие «Санкт-Петербургский Таксомотор», предлагающее своим клиентам поездки на автомобиле Ford. Плату за извоз определял счетчик – таксометр, который был изобретен немецким ученым Вильгельмом Брюном. В июне 1925 года по улицам столицы побежали первые машины Renault, вдоль кузова которых пролегала желтая полоса. Появление такси на дорогах столицы стало возможным благодаря Московскому совету, где решили пустить по городу таксомотор – «комфортный транспорт, доступный рабочему человеку». Не имея местных машин для платных перевозок пассажиров, выбрали уже известные к тому времени в качестве такси автомобили Renault.
Такси Renault получили в народе прозвище «браунинг». О чем, собственно, в «Золотом теленке» и написали Ильф и Петров: «В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги, таксомоторов «Рено». 120 автомобилей! И это в то время, когда по Парижу бегали 16 тысяч аналогичных таксомоторов. Взять свободную машину можно было на бирже (стоянке) такси, которые располагались в самых оживленных местах, к примеру, у Курского вокзала. Согласно тарифу, за одну версту (1066,8 метра) по счетчику брали 50 копеек. За час проезда на такси – 4,5 рубля. Поездка ночью обходилась на четверть дороже. В 1930 году таксомоторный парк пополнился. На смену автомобилям Ford, выпущенным за рубежом, пришли его лицензионные копии. В 1929 году советское правительство выкупает у Ford Motor Company оборудование и документацию на производство копии автомобиля Ford-A и налаживает выпуск машин под маркой «ГАЗ-А». В первой половине 30-х годов именно эта модель становится самым популярным такси. Как и положено, машину оснащают таксометром и флажком «Свободен» - «Занят». В марте 1938 года такси «ГАЗ-А» отправляют в провинцию, чтобы машины старой конструкции не портили вида крупных городов. Практически одновременно с появлением «ГАЗ-А» столичные улицы покидают таксомоторы Renault. Последняя машина этой марки была замечена в 1935-м. И в 1936 году в новый таксомоторный парк под №13 начинают поступать настоящие советские лимузины «ЗиС-101» невероятно веселой расцветки – желтой, синей и голубой. Было их всего 55 штук. Исключительной привилегией ездить на машине, которая изначально предназначена для правительства, пользовались столичные жители, но в 1939 году уже и Минск мог похвастаться 3 такси «ЗиС-101». За пять лет, с 1935 по 1940-й, число такси в Москве выросло в шесть раз. Жителей и гостей столицы обслуживали 5 таксопарков и почти 3,5 тысячи машин с шашечками.

***

Летом 1911 года в Уфе предпринимается первая попытка организации городского такси. Интересно, что слова «таксомотор» еще не знали, поэтому в «Ведомостях» сообщалось о биржевом автомобиле.
«В городскую управу поступило ходатайство З.Еремина о разрешении ему иметь биржевой автомобиль, который будет, по выражению просителя, «фигурировать как городской извозчик», - сообщала газета.
С появлением в Уфе автомобилей местный предприниматель Павел Коропачинский обращается к городским властям с идеей междугородного сообщения.
«Между Уфою и Стерлитамаком и Уфою и Бирском устанавливается автомобильное движение… Будут ходить 2 автомобиля по 6 мест. На Стерлитамак движение будет по тракту, а на Бирск по проселочной дороге. До Стерлитамака считается 120 верст. Путь этот будет проходиться в 3 часа, а до Благовещенского завода, например, в 1 час», - пишет он.
Чуть позже Коропачинский обратился в городскую управу с ходатайством организовать перевоз пассажиров до вокзала, на пароходные пристани и по улицам. Плата от Верхнее-Торговой площади до вокзала, до пристаней и Оренбургской переправы с пассажира без багажа – 10 копеек, с багажом не более 1 пассажира – 15 копеек, с детей моложе 10 лет – 5 копеек, с учащихся, при предъявлении билета от учебного начальства, - в половинном размере, сообщала та же газета.
Гордума удовлетворила ходатайство. Но предприниматель столкнулся с недовольными извозчиками, не желающими терять клиентов.
Коммерческие перевозки начались с весны 1912 года. Стоянку такси определили на углу улиц Центральной и Большой Успенской, рядом с городской управой.

Дата создание новости 20-03-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 741     Номер: 19(13398)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.